Соответствие формируемых Образовательной программой качеств и мониторирующих мероприятий

Образовательная область Содержание Форма (метод, методика) Периодичность Сроки Ответственный Примечание

Физическая культура

Оценка физических качеств (быстрота, сила, скоростно-силовые качества, ловкость, выносливость, гибкость) Методика изучения особенностей развития физических качеств и освоения основных движений у детей дошкольного возраста 2 раза в год Сентябрь, май Инструктор по физической культуре Мониторинг в детском саду, с. 47
Изучение интереса дошкольников к физическим упражнениям Методики изучения различных проявлений дошкольниками позиции субъекта деятельности при выполнении физических упражнений 1 раз в год май Инструктор по физической культуре Мониторинг в детском саду, с. 76

Здоровье

Определение отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего возраста     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 90
Определение отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни Комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 98
Безопасность Определение уровня знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях Диагностика знаний правил безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 121

Социализация

Определение индивидуального профиля социального развития ребенка третьего года жизни Создание индивидуального профиля социального развития ребенка (модифицированная методика Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой, Е.Г.Юдиной)     Педагог-психолог Мониторинг в детском саду, с. 129
Изучение характера взаимодействия ребенка со сверстниками в совместной деятельности Наблюдение взаимодействия детей друг с другом в специально созданных экспериментальных ситуациях     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 131
Выявление уровня развития социального взаимодействия детей (на примере самостоятельной игровой деятельности). Наблюдение за свободной предметно-игровой деятельностью детей     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 133
Выявление особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста Диагностика личностно-социального развития дошкольников       Мониторинг в детском саду, с. 139
Выявление особенностей эмпатии детей старшего дошкольного возраста Диагностика развития эмпатии старших дошкольников     Педагог-психолог Мониторинг в детском саду, с. 158
Изучение особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие отношения взрослых (воспитателей и родителей) к воспитанию этнотолерантности у дошкольников Диагностика этнотолерантности старших дошкольников     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 172
Изучить особенности представлений о стране у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей Диагностика воспитания гражданских чувств старших дошкольников     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 190
Изучение социального развития детей старшего дошкольного возраста через определение взаимоотношений со сверстниками Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками     Педагог-психолог Мониторинг в детском саду, с. 199
Выявление особенностей отношения старших дошкольников к занятиям, содержащим элементы сотрудничества; Изучение представлений старших дошкольников о сверстниках как возможных партнеров совместной деятельности, о правилах и способах сотрудничества. Диагностика сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии       Мониторинг в детском саду, с. 232
Определение подходов к педагогической диагностике развития ребенка как субъекта игровой деятельности Диагностика субъектных проявлений дошкольников в игровой деятельности       Мониторинг в детском саду, с. 243

Труд

Изучение успешности освоения детьми предметного мира, ориентации в его многообразии, грамотном использовании предметов по назначению в различных видах деятельности Раздел «Предметный мир»       Мониторинг в детском саду, с. 296
Изучение представлений детей о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, направленности конкретных трудовых процессов на результат Раздел «Труд взрослых»       Мониторинг в детском саду, с. 300
Изучение степени выраженности у ребенка позиции субъекта детского труда Раздел «Я сам!»       Мониторинг в детском саду, с. 304

Познание

Изучение особенностей развития творчества старших дошкольников Диагностика творческих проявлений старших дошкольников       Мониторинг в детском саду, с. 310
Отслеживание достижений в овладении ребенком 5-6 лет как средствами, так и способами познания Диагностика математического развития старших дошкольников       Мониторинг в детском саду, с. 326
Изучение развития исследовательской активности дошкольника в экспериментировании, выявление индивидуальных проявлений и определение педагогической технологии успешного развития данного качества Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования       Мониторинг в детском саду, с. 332
Изучение своеобразия экологической воспитанности как ценностного отношения к природе и определения ее уровневых проявлений Диагностика экологической воспитанности дошкольника     Воспитатель Мониторинг в детском саду, с. 346
Коммуникация Определение уровня речевого развития детей, его соответствия возрастным возможностям и наличие индивидуальных проявлений Диагностика речевого развития дошкольников 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель, логопед Мониторинг в детском саду, с. 371
Чтение художественной литературы Определение уровня литературного развития дошкольника Диагностика литературного развития детей старшего дошкольного возраста       Мониторинг в детском саду, с. 442

Художественное творчество

Изучение особенностей отношения детей среднего и старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре Диагностика отношения дошкольников к традиционной русской культуре       Мониторинг в детском саду, с. 478
Выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства) Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства       Мониторинг в детском саду, с. 492
Выявление особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников Диагностика развития изобразительной деятельности дошкольников       Мониторинг в детском саду, с. 505

Музыка

Выявление уровня восприятия музыки детей раннего и дошкольного возраста Диагностика восприятия дошкольниками музыки       Мониторинг в детском саду, с. 532
Изучение особенностей интереса в отношении детей старшего дошкольного возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятельности Диагностика субъектных проявлений старшего дошкольника в музыкальной деятельности       Мониторинг в детском саду, с. 561

 

II Вариативная часть

 

2.1.Образовательный процесс

в группах раннего возраста

                  Образовательный процесс в группах раннего возраста осуществляют воспитатели. В этом возрасте большой акцент делается на физическое, сенсорное и речевое развитие ребенка,, не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего, надо обеспечить ребенку соответствующее возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей.

                   Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми ясельного возраста проводятся воспитателями в группах.

      Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

a. Образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей;

b.  строго по подгруппам: число участников 3-5 детей второго года жизни и 6-8детей.

c. Длительность занятия не должна превышать 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания;

d.  важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются.

e. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.

       Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы, старшей медицинской сестрой, заведующей. Цель контроля – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы. На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.

 

 

2.2.Образовательный процесс

в группах дошкольного возраста

     Учебный год начинается 1 сентября, продолжительностью до 25 мая. В учебном году предусматриваются - Каникулы, Дни радости, Дни здоровья, во время которых с детьми организуются занимательные конкурсы и развлечения.

     Сентябрь – май, время диагностических заданий. К анализу качества и уровня результативности образовательного процесса подходим дифференцированно.      Методы отслеживания: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностирование, беседы. Диагностическая деятельность, позволяет констатировать содержание, целесообразность методов воспитания и обучения, определить продвижение детей в усвоении программы, осуществить контроль за психическим и личностным развитием дошкольников, спроектировать индивидуальную программу работы со слабоуспевающими детьми и опережающими в своем развитии сверстников. Союзом содружества - воспитателей, специалистов, заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, осуществляется индивидуальное сопровождение развития воспитанника от даты его поступления в дошкольное учреждение до выпуска в школу.              

       Формирование познавательной деятельности осуществляется как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, в процессе других видов деятельности детей (совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей).

       Организованная образовательная деятельность состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Образовательная деятельность организуется по инициативе педагога, он ставит перед детьми задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных задач, варьирует конкретный материал, опираясь в отборе на склонности своих воспитанников и уровень их развития. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. В этом контексте ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.

 Деятельностный метод при организации организованной образовательной деятельности, знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия. Обучение строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

       Мероприятия с детьми проводятся в самой различной форме: свободной игры, бесед и слушания чтения. За это время часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной и игровой деятельности, общении и творчестве.              

       Подгруппы составляются на разных основаниях: это могут быть «сильная и «слабая» подгруппы по разным видам занятий, смешанные подгруппы, где «слабые» дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий «сильными» детьми, переменные подгруппы, когда дети объединяются на отдельные занятия по разным признакам.

       Используется интеграция образовательных областей. Особенно эффективным является взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования или при наблюдении на прогулке за червячком, исследование физических свойств тел при лепке, в процессе конструирования из кубиков или вырезания ножницами из различных материалов; приобретение навыков чтения, письма и счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п.

      Интегрирующим направлением планирования познавательной деятельности являются мероприятия по развитию речи и театрализованной деятельности. Обязательными для всех групп являются мероприятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, математическому развитию, изобразительной деятельности, музыке и физической культуре.

      Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция. Каждое из них имеет свой тезаурус познавательной деятельности, свои специфические особенности и цели, которые требуют погружения или сосредоточения внимания в рамках одной образовательной области. Тематика занятий удобна при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей в свободной деятельности.

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: