Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Назначение двигателя

Двигатель преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах, в механическую работу- вращение

 

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

 

 

 

Рис. 1. Продольный разрез двигателя

 

Рис. 2. Поперечный разрез двигателя

 

 

На автомобилях устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель (рис. 1, 2) с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала. В зависимости от модели или модификации автомобиля могут устанавливаться двигатели трех типов:

 

2106 — с рабочим объемом 1,6 л. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2106;

 

21011 — с рабочим объемом 1,3 л. Устанавливается на автомобили ВАЗ-21063. От двигателей 2106 он отличается уменьшенным на 14 мм ходом поршня. Поэтому имеет другие блок цилиндров, коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения. Кроме того, на нем устанавливается карбюратор с другими тарировочными данными, предназначенный для двигателей с рабочим объемом 1,3 л; 2103 — с рабочим объемом 1,45 л. Применяется на автомобилях ВАЗ-21061. От двигателей 2106 отличается уменьшенным на 3 мм диаметром цилиндров. Поэтому у него другой блок цилиндров и шатунно-поршневая группа.

 

В настоящем разделе описывается ремонт двигателя 2106. Особенности ремонта двигателей 21011 и 2103 изложены в разделе IX.

 

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах (см. рис. 2-3). Опоры воспринимают как массу двигателя, так и нагрузки, возникающие от вибрации двигателя, от инерции двигателя при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней — к поперечине задней подвески двигателя.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности Метод устранения

Двигатель не запускается

1. Нет топлива в карбюраторе: — засорены топливопроводы; — неисправен топливный насос — засорены фильтры карбюратора и топливного насоса;   1. Проделайте следующее: — продуйте топливопроводы, промойте топливный бак; — промойте фильтры; — проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
2. Неисправна система зажигания 2. См. подраздел “Система зажигания”
3. Не открывается воздушная заслонка карбюратора при первых вспышках в цилиндрах 3. Устраните негерметичность пускового устройства карбюратора
4. Не открывается электромагнитный клапан карбюратора при включении зажигания: — обрыв в проводе, идущем к клапану; — неисправен электромагнитный клапан 4. Проделайте следующее:   — проверьте провод и его соединения, поврежденный провод замените; — замените клапан

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

1. Нарушена регулировка холостого хода двигателя 1. Отрегулируйте холостой ход  
2. Неисправен карбюратор: — засорены жиклеры или каналы карбюратора; — вода в карбюраторе; — нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства 2. Проделайте следующее: — продуйте жиклеры и каналы карбюратора; — удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака; — замените диафрагму
3. Неисправна система зажигания 3. См. подраздел “Система зажигания”
4. Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов 4. Замените поврежденный шланг  
5. Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускной трубы с карбюратором или с головкой цилиндров 5. Подтяните гайки крепления или замените прокладки; устраните деформацию фланца карбюратора или замените карбюратор
6. Подсос воздуха через поврежденную трубку отбора разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания 6. Замените поврежденную трубку  

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

1. Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора 1. Отрегулируйте привод дроссельных заслонок
2. Загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра 2. Замените фильтрующий элемент
3. Неисправна система зажигания 3. См. подраздел “Система зажигания”
4. Неисправен топливный насос 4. Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали
5. Неисправен карбюратор: — неисправен насос-ускоритель;   — засорены главные жиклеры;   — не полностью открыта воздушная заслонка; — уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме 5. Проделайте следующее: — проверьте подачу насоса, замените поврежденные детали — продуйте жиклеры сжатым воздухом; — отрегулируйте привод воздушной заслонки; — отрегулируйте установку поплавка;  
6. Засорена вентиляционная трубка топливного бака 6. Продуйте трубку сжатым воздухом  
7. Нарушены зазоры в клапанном механизме 7. Отрегулируйте зазоры  
8. Не совпадают установочные метки фаз газораспределения 8. Переставьте цепь, совместив установочные метки
9. Недостаточная компрессия — пробита прокладка головки цилиндров; — поломка или залегание поршневых колец;   — плохое прилегание клапанов к седлам; — чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец 9. Проделайте следующее: — ниже 1 МПа (10 кгс/см2): — замените прокладку; — очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените; — замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла; — замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Стук коренных подшипников коленчатого вала

 

Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала.

1. Слишком раннее зажигание 1. Отрегулируйте установку момента зажигания
2. Недостаточное давление масла 2. См. неисправность “Недостаточное давление масла на холостом ходу”
3. Ослаблены болты крепления маховика 3. Затяните болты рекомендуемым моментом
4. Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников 4. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
5. Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом 5. Замените упорные полукольца новыми, проверьте зазор  

Стук шатунных подшипников

 

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.

1. Недостаточное давление масла 1. См. неисправность “Недостаточное давление масла на холостом ходу”
2. Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами 2. Замените вкладыши и прошлифуйте шейки

Стук поршней

 

Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается “биением” поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой.

1. Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами 1. Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
2. Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне 2. Замените кольца или поршни с кольцами  
   

 

 

Стук впускных и выпускных клапанов

 

Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.

 

1. Увеличенные зазоры в клапанном механизме

1. Отрегулируйте зазоры

2. Поломка клапанной пружины

2. Замените пружину

3. Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой

3. Замените изношенные детали

4. Износ кулачков распределительного вала

4. Замените распределительный вал и регулировочные шайбы

5. Отворачивание контргайки регулировочного болта

5. Отрегулируйте зазор между рычагом и кулачком распределительного вала, затяните контргайку

 

Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала

 

Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала.

 

1. Ослабла цепь вследствие износа

1. Натяните цепь

2. Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя

2. Замените башмак натяжителя или успокоитель

3. Заедание штока плунжера натяжителя цепи

3. Устраните заедание

 

Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе

 

1. Попадание под редукционный клапан масляного насоса посторонних частиц

1. Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос

 

2. Заедание редукционного клапана

2. Замените клапан

3. Изношены шестерни масляного насоса

3. Отремонтируйте масляный насос

4. Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала

4. Прошлифуйте шейки и замените вкладыши

5. Чрезмерный зазор между шейками и корпусами подшипников распределительного вала

5. Замените распределительный вал или корпус подшипников

6. Применение моторного масла несоответствующей марки и качества

6. Замените масло другим, рекомендуемым в приложении 4

 

Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе

 

1. Заедание редукционного клапана давления масла

1. Замените клапан

2. Пружина редукционного клапана давления масла имеет большую жесткость

2. Замените пружину

 

Повышенный расход масла

 

1. Подтекание масла через

1. Подтяните крепления уплотнения двигателя или замените прокладки и сальники

2. Засорена система вентиляции картера

2. Промойте детали системы вентиляции картера

3. Износ поршневых колец или цилиндров двигателя

3. Расточите цилиндры и замените поршни и кольца

4. Поломка поршневых колец

 

4. Замените кольца

5. Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения не рекомендованного масла

5. Очистите прорези и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении 4

6. Износ или повреждение масло отражательных колпачков клапанов

6. Замените масло отражательные колпачки

7. Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок

7. Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров

 

Повышенный расход топлива

 

1. Не полностью открыта воздушная заслонка кар-бюратора

1. Отрегулируйте привод воздушной заслонки

2. Повышенное сопротивление движению автомобиля

2. Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес

3. Неправильная установка момента зажигания

3. Отрегулируйте установку момента зажигания

4. Неисправен вакуумный регулятор распределителя зажигания

4. Замените вакуумный регулятор или распределитель зажигания

5. Высокий уровень топлива в карбюраторе:

5. Проделайте следующее:

— нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки;

— проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку;

— заедание или повышенное трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка

— проверьте и при необходимости замените поплавок

6. Засорены воздушные жиклеры карбюратора

6. Очистите жиклеры

 

Перегрев двигателя

 

Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы. Перед поиском неисправности убедитесь в исправности указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика (см. подраздел “Контрольные приборы”).

1. Слабо натянут ремень привода насоса и генератора

1. Отрегулируйте натяжение ремня

2. Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения

2. Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения

3. Неправильная установка момента зажигания

3. Отрегулируйте установку момента зажигания

4. Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора

4. Очистите наружную поверхность радиатора струей воды

5. Неисправен термостат

5. Замените термостат

6. Неисправен клапан пробки радиатора (давление открытия меньше 0,05

6. Замените пробку МПа (0,5 кгс/см2) 7. Неисправен насос охлаждающей жидкости

7. Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте

 

Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке

 

1. Поврежден радиатор 2. Повреждение шлангов

1. Отремонтируйте радиатор или замените или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов

2. Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов

3. Подтекание жидкости из крана или радиатора отопителя

3. Замените кран или радиатор

4. Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости

 

4. Замените сальник

5. Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора

5. Замените пробку

6. Повреждена прокладка головки цилиндров

6. Замените прокладку

7. Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров

7. Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали

8. Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе

8. Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: