Первоначальная оценка нематериального актива зависит от способа его поступления в компанию (см. Таблицу).
Оценка НМА в зависимости от способа приобретения
| Способ поступления НМА в организацию | Первоначальная оценка НМА |
| Отдельная покупка | Себестоимость |
| Обмен | Справедливая стоимость или балансовая стоимость переданного актива |
| Государственная субсидия | Справедливая стоимость или номинальная стоимость плюс затраты |
| Объединение компаний | Справедливая стоимость |
| Создание собственными силами | Себестоимость, рассчитанная с момента удовлетворения требуемым критериям |
Покупка НМА
При покупке НМА первоначальная стоимость включает в себя:
· Покупную цену
· Импортные пошлины
· Невозмещаемые налоги, включаемые в стоимость приобретения
· Прочие затраты, напрямую связанные с подготовкой актива к использованию по назначению
Отнесение затрат на себестоимость прекращается с момента, когда НМА становится пригоден для использования по назначению, независимо от того, когда началось его фактическое использование.
Обмен
НМА, полученный при обмене на другой актив, оценивается по справедливой стоимости передаваемого или полученного актива (в зависимости от того, какая из них более очевидна). В том случае, если справедливая стоимость активов не может быть достоверно оценена, НМА принимается к учету по балансовой стоимости передаваемого актива.
Приобретение НМА через государственную субсидию
НМА, полученные в качестве государственных субсидий, по усмотрению компании могут быть учтены как по справедливой стоимости, так и по номинальной стоимости (себестоимости) актива плюс затраты, непосредственно относимые на подготовку НМА к использованию.
Приобретение НМА при объединении предприятий
Нематериальные активы, полученные при объединении компаний, первоначально оцениваются по справедливой стоимости на дату приобретения. Важно при этом признать все идентифицируемые НМА, справедливая стоимость которых поддается надежной оценке, отдельно от деловой репутации, независимо от того, был ли данный актив признан до объединения предприятий или нет.
Создание НМА внутри компании
Процесс создания актива МСФО (IAS) 38 делит на две стадии: исследование и разработка.
Затраты на стадии исследования всегда признаются расходами периода, поскольку на этом этапе компания не может продемонстрировать, что существует НМА, способный приносить экономические выгоды компании в будущем.
НМА, возникающий на стадии разработки, может быть признан только, если компания сможет показать:
· техническую осуществимость завершения создания НМА с тем, чтобы он был готов к использованию или продаже;
· намерение завершить создание НМА, а также использовать или продать его;
· свою способность использовать или продать НМА;
· способ получения вероятных будущих экономических выгод от НМА;
· наличие достаточных технических, финансовых и других ресурсов для завершения разработки, а также использования либо продажи НМА;
· способность надежно оценить затраты, относящиеся к НМА в ходе его разработки.
Стоимость созданного внутри компании НМА представляет собой общую сумму расходов, понесенных с момента, когда актив стал отвечать всем критериям признания и компания может продемонстрировать выполнение всех вышеназванных условий.
В себестоимость НМА, созданного компанией включаются:
· затраты на использованные в процессе создания НМА материалы и услуги;
· затраты на оплату труда сотрудников, непосредственно связанных с разработкой НМА;
· затраты на регистрацию юридических прав;
· амортизация оборудования, а также патентов и лицензий, использованных при создании НМА;
· прочие затраты, непосредственно связанные с созданием НМА.
Если этапы в рамках одного проекта разделить невозможно, то весь проект признается исследовательским и все затраты на него списываются как расходы периода. Нового НМА в финансовой отчетности не возникает.
Если затраты на нематериальный актив первоначально были признаны в качестве расхода периода в предыдущей отчетности, то они не могут впоследствии восстанавливаться и признаваться частью стоимости НМА.
МСФО (IAS) 38 специально оговаривает, что внутренне созданные торговые марки, списки клиентов и аналогичные статьи не могут быть признаны в отчетности в качестве НМА, так как затраты на них невозможно отличить от затрат на развитие компании в целом.
Все затраты, производимые после принятия объекта на баланс называются последующими затратами. Последующие затраты включаются в стоимость нематериального актива и увеличивают его балансовую стоимость лишь в очень редких случаях. Обычно подобные затраты признаются в качестве расходов, поскольку зачастую бывает невозможно определить, будут ли эти затраты усиливать экономические выгоды, поступающие в компанию от НМА. Кроме того, бывает трудно отнести такие затраты непосредственно на конкретный НМА, а не на деятельность компании в целом.
Последующие затраты на НМА, произведенные после его покупки или создания, увеличивают балансовую стоимость актива только если они позволят НМА принести компании будущие экономические выгоды сверх первоначально определенных и если эти затраты могут быть оценены и обоснованно отнесены на определенный актив.






