План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.
Применяемые в РФ счета бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н и обязательны к применению всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных учреждений. Указанным Приказом Минфина утверждены как сам План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и Инструкция по его применению. Это означает, что в Приказе Минфина от 31.10.2000 № 94н можно найти перечень самих бухгалтерских счетов, расшифровку к ним и список корреспондирующих счетов.
На основе утвержденного Минфином Плана счетов организация разрабатывает свой рабочий План счетов, являющийся частью Учетной политики организации в целях бухгалтерского учета. При этом в рабочем Плане счетов организация может уточнять содержание приведенных в Приказе Минфина субсчетов бухучета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
|
|
А вот изменять наименование и назначение синтетических счетов организация не вправе (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Расположены разделы в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте:
Раздел I. Внеоборотные активы
Раздел II. Производственные запасы
Раздел III. Затраты на производство
Раздел IV. Готовая продукция и товары
Раздел V. Денежные средства
Раздел VI. Расчеты
Раздел VII. Капитал
Раздел VIII. Финансовые результаты
Забалансовые счета
План счетов используется всеми организациями, ведущими бухучет и отражающими операции на основе двойной записи. Исключением являются кредитные и муниципальные бюджетные организации.
Все счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные счета — отражают движение активов организации, т.е. наличия, поступления и выбытия имущества и основных средств. Начальное и конечное сальдо у них всегда дебетовое.
Пассивные счета — отражают движение пассивов организации, т.е. капитала и обязательств. Начальное и конечное сальдо у пассивных счетов всегда кредитовое.
Активно-пассивные счета — отражают как активы, так и пассивы. У них обычно есть и дебетовое сальдо, и кредитовое.
В Плане счетов приведены названия и номера синтетических счетов 1-го порядка и субсчетов 2-го порядка.
|
|
Построение рабочего плана счетов предприятия предполагает выделение и расположение счетов в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения, понимания и объяснения всего многообразия наблюдаемых явлений хозяйственной жизни.
От того, насколько обоснованно построен план счетов, зависит адекватность картины хозяйственной деятельности, формирующейся в бухгалтерском учете, самой этой деятельности.
Организация бухгалтерского учета
Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета возложена на бухгалтера – Вязникова С.В. Бухгалтерия ООО «Балканский Гурман» находится в основном подразделении организации.
В обязанности главного бухгалтера входит:
· ведение учета доходов и расходов организации;
· ведение учета основных средств;
· ведение учета денежных средств и финансовых вложений;
· расчет, начисление и уплата заработной платы и социальных взносов;
· ведение учета ТМЦ;
· контроль за изменениями законодательства, касающегося бухгалтерского учета;
· оформление и хранение первичной документации, учетных регистров;
· формирование и сдача налоговой отчетности;
· формирование и сдача отчетности в пенсионный фонд;
· расчет и уплата налогов и взносов;
· ведение кассы;
· участие в инвентаризации.
Бухгалтерская отчётность
Бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности.
В состав бухгалтерской отчетности входят следующие формы:
— Бухгалтерский баланс — форма №1. Характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату;
— Отчет о прибылях и убытках — форма №2. Характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период;
— Отчет об изменениях капитала — форма №3. Характеризует об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном) организации;
— Отчет о движении денежных средств — форма №4. Отражает сведения о потоках денежных средств с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.
— Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5. В них расшифровываются статьи баланса и отчёта о прибылях и убытках;
— Отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6.
Таким образом, в процессе прохождения практики я была ознакомлена с бухгалтерским балансом ОАО «ВолгаТелеком» и отчётом о прибылях и убытках.