Художественно-эстетическое развитие. «Музыка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы.

«Современные образовательные технологии

В художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Тема: «Три китули, три кита, три товарища!»

Составитель:

Юдакова Л.Г.,

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 35

Екатеринбург, 2019



Технологическая карта

 Организации непосредственно образовательной деятельности с детьми

Художественно-эстетическое развитие. «Музыка».

 

Тема: «Три китули, три кита, три товарища!»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Форма НОД: групповая .                    

Методы и приемы музыкального развития используются в комплексе:

Словесные методы: объяснения,указания; словесные приёмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы).

Практические методы: игровые приёмы; повторение; сочетание приёмов; метод рассказа; объяснение; наглядные методы; музыкальные иллюстрации; игровые методы.

Наглядные методы: наглядно-слуховые приёмы; наглядно-зрительные приёмы; приёмы, активизирующие эмоциональную отзывчивость.

Средства и материалы: аудиозаписи (П.И.Чайковский «Вальс цветов», С.В.Рахманинов «Итальянская полька», П.И.Чайковский «Камаринская»), видеоматериалы (видео-ролик «Три китули, три кита, три товарища», детские музыкальные инструменты (ложки, маракасы, треугольники, трещотки), наглядные материалы (картинки с изображением жанров: песня, танец, марш; портреты композиторов П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова), музыкальный центр; usb-носитель с музыкой, проектор,«Музыкальный кейс», круг «Луллия»; презентация.

Цель:   Приобщать к музыкальному искусству; развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формировать основы музыкальной культуры.

ЗАДАЧИ образовательной программы
Образовательные: 1. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 2. Познакомить с композиторами (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов) 3. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм), жанрами. 4. Расширение словарного запаса (жанр, композитор, песня, танец, марш, вальс, полька, пляска, кейс, дирижер, оркестр). Развивающие: 1. 1. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; формировать музыкальный вкус. 2. 2. Развивать детское музыкально-художественное творчество, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. 3. 3. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Воспитательные: 1. 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. 2. 2. Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности; удовлетворение потребности в самовыражении. Слушание: 1. Продолжать развивать навыки восприятия музыки. 2. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.             3. Развивать музыкальную память. 4. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти и слуха. Игра на детских музыкальных инструментах: 1. 1. Совершенствовать ритмический и тембровый слух. 2. 2. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. 3. 3. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкально-исполнительской деятельности (игра в оркестре). Музыкально-ритмические движения: 1. 1. Развивать танцевально-игровое творчество. 2. 2. Способствовать умению выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. 3.

Этапы (последовательность) деятельности Содержание Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Знакомство.     Приветствие. Давайте познакомимся, мои друзья! Меня зовут Людмила Григорьевна. Хочу позвать сегодня вас, В мир музыки чудесной. Все будем вместе мы играть, Нам будет интересно.   Сейчас мы нежно прикасаясь ладонями, называя свое имя, будем передавать друг другу хорошее настроение. Педагог встречает детей и предлагает встать в круг     Дети делают круг     Прикасаются ладонями, называют свое имя по кругу. Эмоциональный настрой на музыкальное занятие     Приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.    
Музыкальное приветствие. Ребята, присаживайтесь на свои стульчики, давайте с вами поздороваемся по музыкальному.   Играет на музыкальном инструменте, здоровается по музыкальному с детьми. Педагог: «Здравствуйте, ребята». Ребята здороваются с педагогом по музыкальному.     Дети: «Здравствуйте». Заинтересованность детей.  
Артикуляционная гимнастика «Язычок». Как-то грустно мы поздоровались, язычок наверно спит, не проснулся. Давайте-ка мы поиграем с язычком и разбудим его. Тогда язычок и горлышко проснутся и вместе запоют весело и дружно песенку-приветствие. Проводим небольшой массаж лицевой мускулатуры, постукивая кончиками пальцев по лицу. Лицо должно как-бы загореться. Жил да был Веселый Язычок. Покажите язычок. У Веселого Язычка был домик. Что это за домик? Догадался? Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Зубки решили поиграть с язычком и начали его будить (Кусаем язык с правой стороны и с левой). Язычок проснулся и показался (высовываем язык вперед, назад и кусаем его). Выглянул, посмотрел на солнышко (дотягиваемся до носа вверх) и опустился вниз (к подбородку). Язычок решил пошалить, поиграл с щечками (футбол, вправо, влево), поиграл с зубками (облизываем зубы верхние и нижние). Поиграл с солнышком, начал прыгать (достаем до нёба, как лошадка). Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Расслабим мышцы голосового аппарата (скрипим голосом). Эмоционально включает в действие Дошкольники смотря на педагога делают артикуляционную гимнастику. Приготовление артикуляционного и голосового аппарата.  
Музыкальное приветствие. Ну что, ребята, попробуем спеть песенку-приветствие? Играет на музыкальном инструменте, здоровается по музыкальному с детьми. Педагог: «Здравствуйте, ребята». Ребята весело и дружно здороваются с педагогом по музыкальному.   Дети: «Здравствуйте». Заинтересованность детей.  
Сказка о трёх китах в музыке. Сейчас я вам расскажу сказку о трёх китах. А мне помогут мои верные помощники, это музыкальный кейс, в нем хранятся разные сюрпризы и музыкальный круг, на котором живут композиторы и музыкальные произведения. Жили - были в море Музыки три кита. Одного кита звали «Танец», другого кита звали Песня, а третьего кита звали – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный? «Послушайте, друзья, – говорит кит по имени Танец, я – Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдётся». Тут Кит Песни ему возражает: А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстаётся. С песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, когда надо, и утешу». Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстаётся. Я и в труде, в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. Спорили они, спорили и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Обратились киты к композитору Дмитрию Дмитриевичу Кабалевскому: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки?» Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил: «Песня, Танец и Марш - основные жанры музыки. Все они одинаково важны, потому, что музыка на этих «Трёх китах» держится».     Педагог предлагает детям посмотреть на экран и послушать музыкальную сказку. Дети выражают собственные мысли.   Смотрят презентацию (слайды трёх китов: песня, танец, марш; композитор Д.Б.Кабалевский; видео-ролик). Дети размышляют.   Заинтересованность детей.    
Слушание музыкального произведения П.И.Чайковский «Валь-цветов» и игра с кругом «Луллия». Ребята, сегодня мы с вами послушаем музыкальные произведения и подумаем, к какому жанру они относятся. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мы видим русского композитора П.И.Чайковского. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Чайковский является одним из величайших композиторов мира. Сейчас мы послушаем его музыкальное произведение «Валь-цветов» из балета «Щелкунчик». Ребята, какой это кит? (танец). А вы знаете, что танцы бываю разными. Какие вы знаете танцы? (вальс, полька, кадриль, полонез, гавот). Так какой это бы танец? (вальс). Ну конечно же это вальс. А какого характера была эта музыка? (музыка сказочная, лиричная, нежная, певучая, светлая, радостная, кружащаяся). А что вы представляли себе, слушая эту музыку? Я вам предлагаю подойти к музыкальному кругу и правильно выложить музыкальную схему. Найдите композитора с которым мы с вами познакомились, картинку к произведению вальс-цветов, жанр произведения и нам нужно выбрать цвет музыкального произведения.   Педагог рассказывает детям о композиторе П.И.Чайковском, знакомит их с его произведением «Вальс цветов».     Приглашает ребят к музыкальному кругу, чтобы соединить схему. Дети слушают музыкальное произведение, анализируют, определяют жанр, характер, темп.   Дети рассуждают, дают ответы на вопросы.   Дети подходят к музыкальному кругу, соединяют 4 круга, композитора, произведение, жанр и характер. Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку.     Работа с кругом «Луллия». Закрепление полученных знаний.
Слушание музыкального произведения С.В.Рахманинова «Итальянская полька» и игра на музыкальных инструментах. Давайте посмотрим на экран. Это музыкальный композитор, пианист и дирижёр С.В.Рахманинов. Мы послушаем его музыкальное произведение «Итальянская полька». Ребята, какой это кит? (танец). А какой это танец? (полька). Какого характера была эта музыка? (веселая, игривая, танцевальная, грациозная, задорная. Какой был темп? (быстрый). Какой музыкальный инструмент играл? (фортепиано). Правильно, ребята, полька это быстрый живой танец. Я вам предлагаю подойти к нашему музыкальному кругу, выложить схему. А теперь давайте подойдем к нашему кейсу и посмотрим, что же там лежит. Да это же муз.инструменты. Ребята, выбирайте инструменты. Мы с вами превратимся в оркестр. Я буду дирижером, а вы будете играть на инструментах. Скажите пожалуйста, у кого какой инструмент? (ложки, маракасы, колокольчики, трещотки). Прежде чем мы начнем играть под музыку, давайте посмотрим на карточки. Первую карточку нам сыграют ложки, вторую-маракасы, затем колокольчики и третью-трещотки. Теперь мы готовы играть под музыку. Педагог рассказывает детям о композиторе С.В.Рахманинове, знакомит их с его произведением «Итальянская полька».     Беседа о музыкальном произведении.     Игра на музыкальных инструментах по карточкам.     Игра на музыкальных инструментах под музыку С.В.Рахманинова «Итальянская полька». Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку.   Дети подходят к музыкальному кругу, соединяют 4 круга, композитора, произведение, жанр и характер.   Дети подходят к музыкальному кейсу и выбирают музыкальные инструменты.   Рассказывают какие у них в руках инструменты (ложки, маракасы, колокольчики, трещотки).   Работа с ритмическим рисунком.   Игра на муз.инструментах под музыку. Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку.   Работа с кругом «Луллия». Закрепление полученных знаний. Ритмичная игра на музыкальных инструментах под музыку. Совершенствовать ритмических слух.
Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Камаринская» и импровизационная пляска детей под музыку. Ну и еще у нас есть последнее произведение музыкального композитора, посмотрите на экран, это опять П.И.Чайковский и его музыкально произведение «Камаринская». Ребята, какой это кит? (танец). А какой это танец? (крестьянская пляска). Какого характера была эта музыка? (веселая, плясовая, задорная. Какой был темп? (быстрый). Тогда я вас приглашаю на весёлую пляску. Педагог показывает композитора П.И.Чайковского и знакомит детей с его произведением «Камаринская».   Слушают музыкальное произведение. Анализируют прослушанную музыку.   Дети подходят к музыкальному кругу, соединяют 4 круга, композитора, произведение, жанр и характер.     Танцуют под русскую плясовую «Камаринскую» придумывая свои движения. Работа с кругом «Луллия». Закрепление полученных знаний.   Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Импровизация.  
Анализ, оценка, открытость Ребята, вот видите, какими танцы бывают разными. -Вам понравилась наша сказка? -Какой танец вам больше всего понравился? -Что для вас было самое трудное? - Что бы вы хотели ещё узнать? Педагог поощряет детей, показывает детям важность их деятельности.   Внимательно выслушивает высказывания детей. Дети высказывают свои впечатления. Удовлетворение от проделанной работы. Желание поделиться полученными знаниями со сверстниками и родителями.

 

 

Актуальность состоит в том, что весь материал, требования соответствуют программному содержанию образовательной программы дошкольного образования.

Считаю, что поставленные цель и задачи актуальны т.к они строились с учетом незнания особенностей контингента детей.

Структура музыкального занятия была составлена так, чтобы детям любой подготовке было интересно и познавательно.

Я считаю, что все пост цели и задачи мною были достигнуты на занятии т. к в рефлексии дети активно отвечали на вопросы. Из которых мы услышали, что дети знают 3 жанра в музыке, знают композиторов. Таким образом результат достигнут. На занятии все дети были задействованы.

Причина успеха заключается в том, что структура продумана, материал программный, индивидуальное внимание было оказано, детям было интересно, потому что это было все наглядно, были использованы все методы (словестный, практический и наглядный). Все дети были активными участниками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: