Права и обязанности сторон

 

Права работника

 

В современных условиях конкурентоспособность на рынке товаров, работ и оказываемых услуг зависит от многих факторов, в том числе от квалификации работников. Поэтому работодатель должен осуществлять процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации работников.

В ст.21 ТК закреплено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Это право является одним из основных прав работников. Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение новым профессиям реализуется путем заключения между ним и работодателем дополнительного договора. Отношения, возникающие в связи с его реализацией, всегда сопутствуют трудовым отношениям, поскольку каждый работник в век научно-технического прогресса должен систематически совершенствоваться, повышать качество продукции, а, следовательно, и свою квалификацию.

Работники реализуют предоставленное им право, обучаясь по очной, очно-заочной (вечерней) формам обучения в учебных подразделениях организаций (учебно-курсовых комбинатах, учебных пунктах, школах, на постоянно действующих курсах), в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Профессиональное обучение осуществляется на основе действующего законодательства, регулирующего порядок поступления в соответствующие учебные заведения, организацию учебного процесса, предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим трудовую деятельность с обучением.

Так как работники имеют право на обучение, я считаю, что его необходимо реализовывать, как можно чаще при современных, постоянно-меняющихся условиях, особенно юристам, неуспевающими за ежедневными изменениями в законодательстве.

 

Права работодателя

 

Необходимость профессионального обучения работников определяет сам работодатель. При этом он исходит из конкретных задач организации, перспектив ее развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.

Профессиональное обучение осуществляется на учебной базе организации или по ее заявке в образовательных учреждениях по учебным планам, разрабатываемым самими организациями совместно с этими учреждениями.

Конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение на производстве, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом следует иметь в виду, что обучение женщин и несовершеннолетних проводится только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда.

Трудовой кодекс в ч.4 ст. 196 ТК РФ возложил на работодателя обязанность в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, повышать квалификацию работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Обязанности работодателя в приложении 1. Так, постановлением Правительства РФ "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" руководителям соответствующих органов вменено в обязанность определять конкретные сроки и формы повышения квалификации государственных служащих. [2]

Руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны также: ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров разрабатывать мероприятия по повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий; в установленные сроки представлять в Минтруд России предложения по объемам и структуре государственного заказа на повышение квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.

Как предусмотрено ч.5 ст. 196 ТК РФ, работодатель обязан создавать работникам необходимые условия для совмещения труда с обучением. Так, для работодателя являются обязательными требования ст.94 ТК РФ, в соответствии с которыми продолжительность ежедневной работы (смены) учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования совмещающих учебу с работой, не может превышать 2,5 часа (для лиц в возрасте от 14 до 16 лет) и 3,5 часа (для лиц в возрасте от 16 до 18 лет). Работникам, совмещающим трудовую деятельность с обучением в образовательных учреждениях, работодатель обязан предоставлять гарантии, предусмотренные главой 26 ТК.

Таким образом, работодатель должен вкладывать денежные средства в обучение своих работников в своих же интересах. Потому что, многие работодатели в настоящее время стараются, как можно больше сократить персонал, чтобы не платить "лишним" людям заработную плату. Тогда для достижения этой "мнимой" цели им нужно будет обучить имеющихся работников, сделав их более профессиональными!

Таблица прав работодателя по подготовке и переподготовке кадров и работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в приложении 2.

 

Ученический договор

 

Как следует из ст. 198 ТК, работодатель вправе заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работниками данной организации - ученический договор на переобучение без отрыва от работы. Таким образом, в ст. 198 ТК предусмотрены два вида ученических договоров.

С лицом, желающим получить профессию (специальность) в данной организации, работодатель заключает ученический договор на подготовку по определенной профессии (специальности), регулируемый гражданским законодательством. Поэтому положения главы 32 Трудового кодекса и иные нормативные правовые акты о труде на гражданско-правовые отношения, возникающие на основе ученического договора, цель которого состоит в оказании образовательных услуг, - не распространяются.

Другой вид ученического договора, заключаемый работодателем с работником данной организации на переобучение без отрыва от работы, регулирует отношения, тесно связанные с трудовыми и, следовательно, относящиеся к предмету трудового права. Именно этот вид ученического договора подпадает под действие одноименной главы Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 199 ТК ученический договор должен содержать сведения о сторонах, вступивших в договорные отношения по профессиональному обучению. Одной стороной ученического договора является работодатель. В договоре указываются наименование работодателя - юридического лица (организации) и фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного им на заключение ученического договора.

Другая сторона - работник, изъявивший желание пройти переподготовку в данной организации. В договоре указываются его фамилия, имя, отчество.

Ученический договор должен содержать наименование приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации.

Обязанность работодателя по организации обучения работников на производстве основывается на соответствующих разделах коллективных договоров, соглашений, где указывается численность работников, подлежащих подготовке или переподготовке по профессиям, специальностям, которые необходимы для данной организации, определяются условия, обеспечивающие ученикам успешное усвоение теоретических знаний и профессиональных навыков по овладеваемой профессии, специальности. [3]

Указанная обязанность работодателя получает конкретизацию в ученическом договоре. В качестве необходимого условия в него включается соглашение по поводу обучения по определенной профессии, специальности в объеме установленных требований к уровню теоретических знаний и практических навыков.

Обязанность работодателя обеспечивать ученику возможность обучения в соответствии с ученическим договором накладывает на него определенные обязательства: использовать ученика на работе по избранной им профессии, специальности, не привлекать к сверхурочным работам, не направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

Необходимым условием этого договора является предусмотренная в нем обязанность ученика пройти профессиональное обучение в объеме утвержденной учебной программы в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре соглашением сторон.

Обязательной составляющей ученического договора является срок обучения. При подготовке или переподготовке по рабочим профессиям он, как правило, не превышает 6, а по ряду сложных профессий - 12 месяцев.

Конкретный срок обучения определяется по соглашению сторон и зависит, например, от возраста, образовательной подготовки лица, поступающего на обучение.

В содержание ученического договора обязательно включается указание на размер оплаты труда, причитающейся в период ученичества.

Помимо указанных выше необходимых условий, ученический договор может содержать дополнительные условия, определяемые по соглашению сторон: сроки сдачи квалификационных экзаменов, расписание теоретических занятий и графики практической работы, условия обеспечения жильем и др.

Условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются. Содержание заключенного договора можно изменить только по соглашению его сторон.

Статья 200 ТК требует, чтобы ученический договор заключался в письменной форме. Поскольку типовая форма ученического договора законодательством не предусмотрена, его содержание в каждом случае оформляется по усмотрению сторон.

Договор составляется в двух экземплярах - один для работодателя, другой для ученика, и каждый из них подписывается обеими сторонами.

Ученический договор вступает в силу со дня, который в нем обозначен, и действует в течение срока профессионального обучения, установленного в данном договоре по соглашению его сторон.

Если ученик не имел возможности посещать занятия по уважительным причинам (из-за болезни, прохождения военных сборов и в других случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами), срок договора продлевается на время обучения, пропущенное по уважительным причинам. [4]

При обучении рабочих непосредственно на производстве теоретические практические занятия проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, состоянии здоровья, профессий и производств.

Учебное расписание должно составляться таким образом, чтобы продолжительность занятий не превышала пределы рабочего времени, установленного ст.92 ТК:

для работников в возрасте до 16 лет;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

для работников, являющихся инвалидами 1 или 2 группы;

для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.).

Если профессиональное обучение проводится без отрыва от работы, ученику на этот период устанавливается (с его согласия) режим неполного рабочего времени, предусмотренный ст.93 ТК.

Срок, отведенный на профессиональное обучение, должен использоваться по назначению и рационально. Поэтому ч. З ст. 203 ТК не разрешает привлекать учеников к сверхурочной работе, а также направлять их в служебные командировки, не предусмотренные учебными планами.

Ученикам, проходящим профессиональное обучение без отрыва от работы, выплачивается стипендия. Ее размер устанавливается работодателем по соглашению с учеником в зависимости от получаемой им профессии, специальности, квалификации, но не ниже предусмотренного федеральным законом минимального размера оплаты труда. [5]

Продукция, произведенная учеником во время практических занятий, оплачивается по установленным расценкам.

Ученичество завершается обязательной сдачей квалификационных экзаменов, порядок организации и проведения которых регулируется Положением о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения. По окончании профессионального обучения ученику предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией).

Предоставление работы оформляется приказом (распоряжением) работодателя на основании решения квалификационной комиссии.

Ученикам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, при заключении трудового договора с работодателем, организовавшим для них ученичество, испытательный срок, предусмотренный ст.70 ТК, не устанавливается.

Ученик обязан по окончании обучения проработать в организации на протяжении времени, указанного в ученическом договоре в качестве срока отработки. Досрочное расторжение ученического договора при установлении его сторонами срока отработки возможно по инициативе ученика лишь в случаях, предусмотренных ст.80 ТК.

Если ученик без уважительных причин не выполняет своих обязательств, в том числе не приступает к работе согласно приказу (распоряжению) работодателя, он обязан по требованию работодателя возместить ему материальные расходы в размере выплаченной стипендии, а также другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (например, по командировке, связанной с обучением). [6]

Ученический договор расторгается по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора в ст.77-81 ТК РФ.

Главные особенности ученического договора представлены в схеме в приложении 3.

Ученический договор, как и любой другой документ, имеющий юридическую силу, подписывается сторонами, которые знают содержание этого документа. И, прежде, чем подписать какой-либо документ, всегда необходимо изучить все его пункты, даже написанные очень мелким шрифтом.



Кадровая политика

 

Задачи и сущность

 

Известно, что в нашей стране занято большое количество высококвалифицированных специалистов и руководителей. Рост их числа выступает одним из важных факторов повышения эффективности всего общественного развития. За многие годы была проделана значительная работа по дальнейшему улучшению качественного состава и расстановки руководящих кадров, повышению их квалификации. [7]

Эффективное использование кадров управления предполагает их экономически обоснованное распределение по предприятиям, отраслям, экономическим районам, рациональное использование в соответствии с уровнем приобретенных знаний, квалификации и профессией, применение кадров управления на тех участках, где их труд будет использован с большей отдачей, создание условий для повышения производительности их труда.

Выполнение поставленной задачи - осуществить переворот народного хозяйства и всей системы управления к достижению наиболее высоких конечных результатов - предполагает дальнейшее совершенствование хозяйственного механизма. Для его успешного функционирования необходимы соответствующие управленческие кадры, так как эффективность всей деятельности зависит от подготовленности управленческих кадров к работе в новых условиях.

Многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить отбор, воспитание и оценку управленческих кадров, преодолеть сложившиеся стереотипы и инерцию хозяйственного мышления.

Но в настоящее время, когда на первый план выдвигаются задачи по ускорению работы по совершенствованию всей сферы руководства экономикой - управления, планирования, хозяйственного механизма, актуальность реализации конкретных задач кадровой политики неизмеримо возрастает.

В настоящее время содержание, вкладываемое в понятие “кадровая политика", обогатилось. Однако прежде чем раскрыть качественно новое содержание этого термина, отметим, что в научной литературе существуют различные точки зрения на эту проблему.

Мнение ряда исследователей склоняется к тому, что кадровая политика - это генеральное направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях правительства на длительную перспективу или отдельный период. Они выделяют также понятие “кадровая работа”, включая в ее содержание подготовку кадров, их подбор, расстановку, использование, переподготовку, воспитание, организацию творческого роста, создание кадрового резерва, планирование движения кадров, их переаттестацию.

Есть исследователи, понимающие под кадровой политикой систему принципов и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом, направленных на обеспечение общественного производства и других сфер высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами. При этом важно подчеркнуть, что в понятие “кадры” они включают “всех работников, занятых в системе управления".

Однако встречаются и более полные трактовки состава кадров. [8]

Кадровая политика в узком смысле - это работа администрации и общественных организаций предприятия со всем коллективом, с его социальными и функциональными группами, с каждым человеком.

Кадровая политика как инструмент управления - это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для решения поставленных задач. В данном случае авторы распространили понятие “кадры” на всех работников предприятия, на весь коллектив с его группами, но только на уровне предприятия.

Если сгруппировать все имеющиеся точки зрения на эту проблему, то можно достаточно четко выделить три подхода к определению кадровой политики в управлении:

Во-первых, как подбор и расстановка “всех работников, занятых в системе управления”, т.е. руководителей, специалистов и технического персонала.

Во-вторых, как подбор, расстановка и использование руководителей, специалистов и рабочих, т.е. охватывает всех без исключения работников, занятых на промышленных предприятиях, в объединениях и министерствах.

В-третьих, как процесс социального управления производственным коллективом с его профессиональными группами для решения поставленных перед ним задач.

Большинство авторов рассматривают кадровую политику как подбор, расстановку и выдвижение кадров, занятых выполнением управленческих функций на разных уровнях управления. [9]

Какую роль призвана выполнять кадровая политика? - Представляется, что кадровая политика дает возможность увязать (объединить, согласовать) управленческие действия при проведении технической и экономической политики в отраслях экономики.

Для эффективного управления кадровой политикой в отраслях экономики создается система оперативного учета и анализа кадров, отражающая в каждый конкретный момент деятельности действительное положение за определенный промежуток времени на всех уровнях управления: от предприятия до министерства. Получаемая с ее помощью информация позволяет периодически оценивать тенденции изменения состава кадров в отрасли; разрабатывать научно обоснованные и комплексные прогнозы и планы потребности в кадрах и на этой основе формировать кадровую политику, согласующуюся с планами социального развития отраслей экономики. Организационные функции подбора, расстановки, выдвижения и подготовки кадров, занятых в управлении, все в большей степени ориентируются на социальные процессы. Это способствует повышению единства и сплоченности действий, ответственности за порученную работу, росту эффективности управленческого труда в целом и в конечном итоге росту эффективности системы управления.

Действенность планирования и управления социальными процессами всегда рассматривалась правительством с точки зрения осуществления в полном объеме единства прав и обязанностей трудящихся, их подлинной свободы и гражданской ответственности, гармоничного сочетания интересов общества, коллектива и личности. Вместе с тем нельзя не отметить, что на разных этапах возможности воздействия планирования и управления на социальные процессы были различными в зависимости от тех задач, решение которых считалось первоочередным.

В настоящее время планы социального развития составляют часть государственного плана, они включены в официальную плановую отчетность по реализации планов технического и экономического развития.

Это означает, что социальные проблемы наряду с техническими и экономическими приобретают решающее значение.

Иными словами, кадровая политика реализуется в планировании социального развития на всех уровнях управления - от производственного коллектива предприятия до министерства. [10]

Такое соотношение кадровой политики и планов социального развития определяет соответствующее ей место в планах социального развития, выделяет кадровую политику в один из важнейших разделов планов социального развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: