Б. Формулирование проблемы

Первый этап работы.

1. Определить праздник. (Новый год, день защиты детей, выпускной бал...) Определить аудиторию. Определить место действия.

2. Работа с темой.

                   Таблица

Содержание операции Цель анализа Объект анализа Позиция (ракурс)
Первый этап: А. Выбор и анализ темы-задачи   Б. Формулирование проблемы   В. Событие, «факты жизни», «факты искусства» (социальные и культурные аспекты современной общественной жизни)   Г.  Собственная позиция. Сверхзадача.  

А. Выбор и анализ темы задачи.

Пример.

«Я не знаю, какую тему взять». «Я не знаю, о чем писать», «Где взять тему?». Чаще всего именно с этих вопросов и начинаются занятия по сценарному мастерству.

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

Каждое произведение художественной литературы есть не что иное как исследование каких либо жизненных явлений художественными средствами. Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема - задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается». Тема должна быть раскрыта, решена, поэтому для усиления смысла данной операции к слову «тема» не случайно добавлено слово «задача». Если тему понимать как задачу, сценарист будет искать решение задачи.

Пример 1. (студент В.П.). определение темы - первая задача, вставшая передо мной при создании сценария. Какие вопросы взять для художественного исследования в своем будущем сценарии? О чем писать, какие стороны жизни осветить? Какие вопросы в настоящее время волнуют аудиторию, т.е. наиболее актуальны? Я знаю, что успех, качество моей постановки во многом будет зависеть от того, насколько затронутая мной тема созвучна с потребностями и интересами аудитории.

Меня давно волновало то, как по-разному люди относятся к хлебу, как не ценит хлеб молодое поколение. В последнее время этой теме уделяется особое внимание. В печати, по телевидению рассказывается о том, как возделывается земля, выращивается хлеб, сколько труда вкладывает человек, чтобы вырастить хлеб. Наша общая забота - решительно изменить отношение к хлебу. И мне захотелось говорить именно о бережном отношении к хлебу. Так определилась тема моего сценария.

Вывод: выбор темы определяется гражданской позицией автора сценария.

Пример 2. (студентка Ю.М.). так уже случилось, что а моей дипломной работы была не выбрана, а подекадно своеобразной ситуацией. Девочки пятых классов, которые занимались у меня в коллективе, пришли как-то раз На репетицию несколько необычные: все время о чем-то торили, краснели, шептались... Все это не ускользнуло от моего внимания. Постепенно я была посвящена в их тайны и проблемы. Я решила выбрать тему сценария: «О первой любви как о состоянии человеческой души».

Вывод: выбор темы осуществлялся исходя из воспитательных задач коллектива.

Пример 3. (студент Т.К.). На очередном заседании художественного совета Дворца культуры директор поставил передо мной задачу: организовать и провести театрализованное представление, посвященное Международному женскому дню. Как его организовать, с чего начать? Начал с тех вопросов, которые сегодня волнуют аудиторию: женский вопрос, как составная часть социальных преобразований в России. Современная женщина участвует в производстве, все еще построенном по так называемому мужскому типу и вовлечена в производство на мужских условиях, а дома осталась по-прежнему на женских. Современные женщины почему-то часто не желают и не хотят остаться дома на женских условиях.

Если двадцать лет назад женщина ставила на первое место семью, детей, то современная женщина старается приобрести «свободу» и «независимость». Меня очень заинтересовал этот облик новой женщины - женщины, по моему мнению, нравственно несовершенной. Я старался в многообразии документального материала найти закономерность в этих явлениях, причины, породившие их. Проанализировав большое количество фактического материала, я заметил повторяющуюся закономерность: женщины сегодня стремятся подражать мужчинам, стараются избавися от психологической зависимости - от мужчин.

Женщины носят мужскую одежду, перенимают мужские привычки и манеры, что в конечном итоге приводит к потере женственности. Поэтому я решил выбрать тему своей будущей работы: «О нравственном совершенстве современной женщины».

Вывод: тема определилась исходя из конкретной событийности (праздник 8 марта) и исходя из практических задач Дома культуры.

Для наглядности и усвоения материала приведем таблицу 1-го уровня работы над сценарием, чтобы в конце всех «технологических» операций свести их в одно целое.

Пример 4.

После огромного количества собранного документального и художественного материала, который рассматривался в студенческой группе, учитывая результаты творческих дискуссий, которые были проведены студентами, а также, опираясь на свой жизненный опыт, ими был сделан вывод: острой темой сегодняшнего дня является профессиональная несостоятельность людей. Именно поэтому ими было проделано «рабочее» формулирование темы: о людях, занимающих не свое место. Исследуемый материал позволил обнаружить ряд факторов и на их основе поставить вопросы: «Почему выходят посредственные учителя, юристы, инженеры?», «почему многие работают не по специальности?». Далее студентами был сделан вывод: одна из существенных причин, которая рождает некомплектность людей, - выбор профессии. Отсюда возникла проблема: почему люди занимают не свое место? Логический анализ документального материала позволил группе выстроить определенную цепочку аргументов. Бездарных людей нет, а есть люди, которые не захотели найти себя в жизни. Поэтому было решено, что не стоит убеждать выпускников школ в старых истинах. Исходя из этих соображений, была сформулирована сверхзадача: «заставить» выпускников задуматься над вопросом: «Свое ли место он собирается занять, если он пойдет учиться или работать?».

Молодые люди делают выбор, руководствуясь различными критериями - престижности или «модности» профессии. Часто мода на профессию проходит раньше, чем человек успевает достигнуть в ней определенного мастерства. Вот почему работа не на своем месте - беда, на которую люди себя обрекают. Выбор - сложное состояние. Многие люди избегают его потому, что нерешительность перед выбором испытывает человек, лишенный сильной страсти к чему-либо, поэтому для него все варианты равны и слишком притягательны

При работе над сценарием театрализованного представления, из всего огромного количества материала, студенты вычленили один «факт жизни» - письмо одной девушки, которое она написала в журнал «Ровесник». Смысл письма заключался в том, что девушка после школы выбрала, на ее взгляд, не свое место, не свою дорогу в профессию. Поэтому она разочарована в выбранном пути. Письмо заканчивалось такой фразой: «Мне кажется, что я села не в тот поезд...». Сама фраза отражала почти все содержание документального материала, собранного студентами. Мучительные поиски педагогической и организационно- практической цели заставили студентов подвергнуть это письмо тщательному анализу. Ассоциативная цепь рассуждений студентов выглядела следующим образом: что значить сесть не в тот поезд? Если перепутать поезд. Если перепутать поезд, значит выбрать не то направление, не ту дорогу. Если перепутать дорогу, значит ехать не туда.

Если ехать не туда, значит рано или поздно придется сойти с поезда.

Очень часто выбор профессии называют выбором жизненного пути, значит, при выборе профессии все мы пассажиры разных поездов. А разные поезда, по разным дорогам уходят с вокзала.

 

Б. Формулирование проблемы.

Пример.

Первым условием проведения художественного исследования является «вскрытие» нерешенных вопросов, заключённых в теме, так как исследование решенных не имеет смысла. Таким образом, теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения называется проблемой.

Раскрыть в теме вопросы, решение которых волнует зрительный зал, т.е. сформулировать проблему, актуальную для аудитории, и является первой задачей сценариста.

В понимании проблемы, как исходного критерия, мы руководствуемся тем, что постановка проблемы - это уже первооснова намечающегося конфликта. Правильно поставить проблему - это значит обнаружить конфликт, без которого не может быть драматургии. От того, насколько и верно сформулирована проблема, зависит коэффициент педагогического воздействия. Что же позволяет сценаристу сформулировать проблему?

Сформулировать проблему сценаристу помогает социологический анализ закономерно повторяющихся «фактов жизни». Педагогический путь поиска эффективности воздействия обязывает сценариста обращаться к фактам и документам из жизни конкретной аудитории, чтобы сделать содержание своего представления близким уму и сердцу зрителя. Сценарист на стадии изучения материала, анализа темы должен не просто собирать факты. Целью анализа темы должно быть формулирование проблемы. По мысли С.Л. Рубинштейна: «Начальным моментом всякого мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мысль человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблем или вопросов, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Он всегда направлен на решение какой-то задачи...» (165, 290).

Решающее значение для развития творческих способностей имеет непосредственное приобщение студентов к творческой деятельности. А она возникает, когда перед ними ставится творческая задача, не имеющая готового стандартного решения.

Пример 1 (студентка О.П.). Часто можно слышать или прочитать: «Первая любовь у меня была в пятом классе, а по-настоящему я впервые влюбилась в девятом классе». Или, молодая супружеская пара распадается потому, что муж заявил жене, что он встретил другую, которую по-настоящему полюбил. Возникает вопрос: «Неужели любовь- это столь часто повторяющееся явление?». Таким образом, исходя из анализа «фактов жизни», ограниченных рамками темы (о первой любви, как о состоянии человеческой души), я сформулировала проблему: бывает ли любовь второй, третьей, четвертой?

Пример 2 (студент Т.К.). Анализируя «факты жизни», которые ограничены рамками темы (о нравственном совершенстве современной женщины), я сформулировал проблему: что такое женственность?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: