Объекты монументальной пропаганды, установленные в рамках реализации плана. В Москве

  • Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся (7 ноября 1918, Александровский сад; переделан обелиск С. А. Власьева, установленный в 1914 в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых), не сохранился (возвращён первоначальный вид с неточностями в передаче оригинальных изображений);
  • Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов», скульптор С. Т. Конёнков (7 ноября 1918, Сенатская башня Кремля);
  • Монумент советской конституции (1918, архитектор Д. П. Осипов; 1919, скульптор Н. А. Андреев), не сохранился;
  • «Мысль», скульптор С. Д. Меркуров (1918, Цветной бульвар), перенесён на Новодевичье кладбище на могилу скульптора;
  • Памятник К. Марксу (1918—1919, Садовая-Триумфальная улица), не сохранился;
  • Памятник К. Марксу (1918—1919, Ульяновская улица), не сохранился;
  • Памятник А. Н. Радищеву, скульптор Л. В. Шервуд (6 октября 1918), Триумфальная площадь), в фондах музея архитектуры им. Щусева;
  • Памятник Робеспьеру, скульптор Б. Ю. Сандомирская (1918, Александровский сад), не сохранился;
  • Памятник А. В. Кольцову, скульптор С. А. Сырейщиков (1918, Театральная площадь), не сохранился;
  • Памятник И. С. Никитину, скульптор А. Н. Блажиевич (3 ноября 1918, Театральная площадь, у Китайгородской стены), не сохранился;
  • Памятник Т. Г. Шевченко, скульптор С. М. Волнухин (1918, Рождественский бульвар), не сохранился;
  • Памятник И. П. Каляеву, скульптор Б. В. Лавров (1918, перед |Александровским садом), не сохранился;
  • Памятник С. Н. Халтурину, скульптор С. С. Алёшин (1918, Миусская площадь), не сохранился;
  • Памятник С. Л. Перовской, скульптор И. Ф. Рахманов (1918, Миусская площадь), не сохранился;
  • Памятник Ф. М. Достоевскому, скульптор С. Д. Меркуров (1918, Цветной бульвар), перенесён к зданию больницы им. Достоевского;
  • Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину, скульптор А. Н. Златовратский (1918, Верхняя Таганская площадь), не сохранился;
  • Памятник Ж. Жоресу, скульптор С. Н. Страж (1918, Новинский бульвар), не сохранился;
  • Памятник Г. Гейне (1918, Страстной бульвар), не сохранился;
  • Памятник Э. Верхарну (1918, Страстной бульвар), не сохранился;
  • Памятник М. А. Бакунину, скульптор Б. Д. Королёв (конец 1919, Тургеневская площадь), не сохранился;
  • Памятник «Степан Тимофеевич Разин с ватагою», скульптор С. Т. Конёнков (1919, Красная площадь, на Лобном месте);
  • Памятник Ж. -Ж. Дантону, скульптор Н. А. Андреев (1919, площадь Революции), не сохранился;
  • Памятник Ж. -П. Марату, скульптор А. Я. Имханицкий (1919, Симонова слобода), не сохранился;
  • Памятник «Восстания 1905 г.» (1920, Краснопресненская площадь);
  • Рельеф «Рабочий», скульптор М. Г. Манизер (1921, улица Петровка, на стене Петровского пассажа);
  • Памятник А. И. Герцену, скульпторы Н. А. Андреев и В. А. Андреев, архитектор В. Д. Кокорин (1922, Моховая улица, 11, перед зданием университета);
  • Памятник Н. П. Огарёву, скульпторы Н. А. Андреев и В. А. Андреев, архитектор (1922, Моховая улица, 11, перед зданием университета);
  • Памятная доска погибшим при взрыве МК партии 15 сентября 1919, архитектор В. М. Маят (1922, Леонтьевский переулок, на стене дома № 18);
  • Памятник К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов (1923, Никитские ворота);
  • Бюсты К. Маркса на Девичьем поле и в Староконюшенном переулке (у дома № 16), не сохранились;
  • Медальон с профильным изображением Герцена работы Н. Андреева (на столбе ворот Литературного института им. А. М. Горького — Тверской бульвар, д. 25);

Помимо памятников в рамках реализации плана монументальной пропаганды 1918—1920-х на стенах многих общественных зданий были размещены надписи агитационного характера, нередко сопровождавшиеся сюжетно-символическими рельефами и рисунками. Некоторые из надписей:

  •  «Религия — опиум для народа» — на здании 2-го дома Советов (бывш. Городской думы), на месте вынутой стенной иконы. Фронтон того же здания получил девиз: «Революция — вихрь, отбрасывающий назад всех сопротивляющихся»; прежний герб Москвы заменён рельефом-тондо с изображением рабочего и крестьянина (скульптор Г. Д. Алексеев);
  • Доска с надписью «Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения» (архитектор С. Е. Чернышёв) — на правой части фасада здания Исторического музея;
  • «Все наши надежды покоятся на тех людях, которые сами себя кормят» с изображением рабочего, тянущего огромное колесо — на здании типографии Коминтерна (бывш. Рябушинского «Утро России») в Большом Путинковском переулке;
  • слова П. А. Кропоткина «Обществу, где труд будет свободным, нечего бояться тунеядцев», с барельефом Кропоткина — на здании Малого театра, со стороны Театрального проезда;
  • «Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести» — развёрнутый свиток на правой колонне портика Большого театра;
  • «Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом» и архаизированная фигура человека с палкой на здании Большого театра со стороны Петровки; та же надпись с изображением толпы движущихся вооружённых людей — на здании Бутырской тюрьмы; та же надпись на стене дома № 4 на Бакунинской улице, с изображением женщины, протягивающей руку сидящему узнику с разорванными цепями (скульптор В. Червяков);
  • «Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло», с изображением лежащего на спине горнорабочего, который долбит киркой горную породу (скульптор Г. Д. Алексеев)— на здании быв. типографии Кушнерёва на Пименовской улице;
  • Стилизованное под античность изображение с изречением Цицерона на стяге «Когда Сократа спросили, откуда он родом, он сказал, что он гражданин всего мира, он считает себя жителем и гражданином вселенной» (архитектор Э. И. Норверт) — на здании Манежа;
  • Рельеф, изображающий опершегося на плечо женщины старика, указывающего рукой на виднеющийся вдали на скале греческий храм, слова Л. Н. Толстого «Искусство есть одно на средств, которые служат об’единению людей» (скульптор А. Н. Златовратский) — на здании Московского почтамта на Мясницкой улице;
  • «Дело науки — служить людям» — на «старом» здании Университета на Моховой улице;
  • «Наука трудящимся» — на круглом фронтоне здания бывшей Университетской церкви на Моховой улице;
  • Изображение Самсона, разрушающего храм — на угловой башне ограды Главного управления архивов, угол Моховой улицы и Воздвиженки;
  • Доска-рельеф с изображением разрушенной стены и надписью «Дух разрушения — созидающий дух» — на Китайгородской стене, у Варварских ворот; та же надпись на доске «Пробивающий туннель» (скульптор И. С. Ефимов)— на здании НКПС (быш. Запасной дворец);
  • «Ум не терпит неволи», с изображением мальчика, машущего куском ткани — на углу ограды бывш. Вдовьего дома на площади Восстания;
  • «И вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага» — на правом флигеле бывш. Екатерининского института на Суворовской площади;
  • «Наука и искусство бескорыстно работают для блага всего человечества», с изображением композиции художника, его модели, учёных и др. — на здании бывш. конторы государственных театров, угол Большой Дмитровки и Кузнецкого переулка;
  • Доска с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (архитектор С. Е. Чернышёв) — на здании Центроархива на Бакунинской улице;
  • «Война родит героев» (архитектор С. Е. Чернышёв); рельеф «Похороны героя Парижской коммуны Домбровского» (скульптор Л. В. Блезе-Манизер) — на здании Реввоенсовета на Знаменке;
  • «Кто не работает, тот не ест» (скульптор И. С. Ефимов) — на Гоголевском бульваре;
  • Доска-рельеф со словами П. А. Кропоткина «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят» (скульптор А. М. Гюрджан) — на стене Рождественского монастыря.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: