Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Семья.

1. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.

ФУНКЦИЯ СЕМЬИ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП СЕМЬИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Расширенная Семья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений
... Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьми

3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Семья, родство, материнство, отцовство, брак.

 

4. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к семье традиционного типа.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) экономическая зависимость женщины от мужчины

3) возложение домашних обязанностей на женщину

4) справедливое распределение домашних обязанностей

5) главенство мужчины в семье

6) принятие решений всеми членами семьи после совместного обсуждения

Найдите два признака семьи другого типа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой функции семьи.

1) экономическая; 2) эмоциональная; 3) репродуктивная; 4) активная; 5) досуговая; 6) правовая.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

6. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений 2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины 4) организация быта как основная экономическая функция 5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей 6) совместная производственная деятельность

7. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка неработающих членов семьи

3) семейное предпринимательство 4) наделение наследственным статусом 5) организация досуга

8. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) нуклеарная 2) партнёрская 3) традиционная 4) многопоколенная 5) демократическая

6) моногамная

9. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.

1) демократическая 2) патриархальная 3) партнерская 4) нуклеарная 5) моногамная

10. Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) составление семейного бюджета 2) обработка огорода на дачном участке 3) организация семейного отдыха 4) содействие членам семьи в продвижении по службе 5) распределение домашнего труда 6) первичный социальный контроль

 

11. Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.

2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.

3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.

4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.

5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.

 

12. Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

 

13. Выберите верные суждения о функциях семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи.

2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи.

3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется её воспитательная функция.

4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи.

5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи.

 

14. Выберите верные суждения о функциях семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Материальные потребности членов семьи осуществляются через воспитательную функцию семьи.

2) Репродуктивная функция семьи выражается в удовлетворении психических и нравственных потребностей членов семьи.

3) Все функции семьи законодательно закреплены.

4) Функция социального контроля проявляется в ответственности семьи за поведение её членов в обществе, за их деятельность.

5) Семья формирует личность ребёнка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена.

15. Выберите верные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) семья бывает патриархальной или эгалитарной.

2) Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи.

3) По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

4) Рекреационная функция семьи обеспечивает восстановление физических и интеллектуальных сил её членов.

5) Эмоциональная функция семьи обеспечивает удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

16. Выберите верные суждения о семье как социальном институте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Репродуктивная функция семьи связана с биологическим воспроизводством членов общества.

2) Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении).

3) Эмоциональная функция семьи проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи.

4) По составу семьи выделяют нуклеарные, расширенные и неполные семьи.

5) Для семьи демократического типа характерно чёткое разграничение домашних обязанностей по гендерному признаку.

 

17. Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.

5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.

 

18. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

3) Семья является одним из субъектов социального контроля.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

 

19. Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семьёй считают любую группу людей, имеющих общие интересы.

2) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.

3) Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины.

4) Нуклеарная семья (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей.

5) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно возложение всех домашних обязанностей на женщину.

 

20. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.

4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.

5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.

 

21. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны 2. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5) При оценке различных факторов влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени чем женщины, придают значение составу семьи.

 

22. В стране 2 социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы благосостояние людей выросло.

2) У большинства отсутствуют достижительные установки.

3) Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4) Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5) Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

 

23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья — это основанная на ___________ (А) и/или кровном родстве малая ___________ (Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________ (Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________ (Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (Е) и лицам пожилого возраста».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) дети 2) брак 3) социализация
4) коллектив 5) обязанности 6) институт
7) отношения 8) группа 9) любовь

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

24. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В индустриальном обществе семья перестала выполнять _______ (А) функцию. В результате отпала необходимость жёсткого _______ (Б) семейных отношений. Многие традиции и обычаи, поддерживающие жёсткую семейную конструкцию и имеющие _______ (В) обоснование, перестали быть необходимы.

Получила распространение_______ (Г) семья, т.е. семья, состоящая только из супругов и их детей. Следует отметить, что переход к такой семье многими воспринимался как катастрофа, как отход от _______ (Д) и падение нравов. В действительности семейные нравы как раз улучшились: к примеру, физическое воздействие на жён и детей, считавшееся нормальным в традиционной семье, стало уходить в прошлое.

В _______ (Е) обществе дети были нужны прежде всего как рабочие руки в хозяйстве. В индустриальном обществе, напротив, дети не только не способствовали увеличению семейного дохода, но стали требовать дополнительных средств на длительное обучение.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) моральный 2) аграрное 3) экономическая
4) расширенная 5) традиции 6) нуклеарная
7) духовный 8) регулирование 9) развитие

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A Б В Г Д Е
           

 

25. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примерами каждый из них. (Сначала назовите функции, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

26. Назовите любые три социальных института (кроме семьи), осуществляющих функцию социализации индивидов, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие каждого из них. (Сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

\

28. Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

29. Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)

 

30. Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.

 

31. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы семей». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

 

32. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: