Концентрация внимания слушателей

Тема: Искусство устного и публичного выступления

Искусство выступления.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

· быть уверенным в себе;

· уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;

· кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;

· уметь заинтересовывать аудиторию;

· артистизм и харизма;

· дар убеждения.

 

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

 Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

2.Искусство красноречия.

Искусство красноречия - это умение говорить логически связно и художественно, чтоб привлекать внимание, а вместе с этим и сочувствие слушателя к какому-либо делу.

«Поэтами рождаются, а ораторами становятся» — это высказывание Цицерона должно вдохновить молодых менеджеров, которые слушают с объяснимой завистью логичную, гладкую и хорошо аргументированную речь своих старших коллег. Даже наиболее опытный оратор, владеющий искусством красноречия всегда подготавливается к публичному выступлению, обдумывает начало его («эффект первых фраз»), его целевое содержание и окончание речи. Наиболее остроумные экспромты и оригинальные речевые находки обдумываются, как правило, в кабинетной тиши. Основы красноречия, в той или иной степени, необходимы многим, ведь почти каждому хотя-бы раз приходится выступать перед аудиторией.

В основе искусства красноречия — принципы риторики: выбор аргументов, распределение их в ходе логических доказательств, структура построения и стиль речи. Искусство красноречия, так же, как и труд менеджера, должно в своей основе иметь систематизированную и объективную информацию, один из критериев ораторского красноречия — информационный аспект речи. Но одна лишь информативность выступления не производит желаемого эффекта, нужна также эмоциональная содержательность, это сближает оратора с актёром. Важный показатель искусства красноречия — словарный запас, который хранится в человеческой памяти, — тезаурус личности. Слово «тезаурус» по-древнегречески означает «сокровищница», и этот «сейф» памяти организован поразительно целесообразно: файлы памяти мобилизуются через ассоциации, что делает более лёгким и быстрым поиск необходимого слова.

Концентрация внимания слушателей.

Здесь важно учитывать невербальные, т.е. лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты выступления. Грамотно это может сделать только человек, способный уловить настроение людей, их ожидания.

Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно. Причины ослабления и отвлечения внимания по отношении к выступающему делятся на объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся уже заложенные в самой природе внимания и восприятия:

· разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение – 400:125 слов в минуту). Появившийся в результате такого соотношения резерв времени способствует возникновению посторонних мыслей;

· ограничение объема внимания. Одновременно человек может воспринимать не более 4 – 5 не связанных между собой объектов;

· устойчивость внимания зависит от состава аудитории: возраста слушателей, профессиональных навыков, эмоционального состояния, жизненного опыта, культурного уровня и т.п.;

· воздействие внешних условий: шум, духота, холод;

· естественное утомление. Периоды кризиса внимания: первый – через 15 – 20 минут после начала выступления, второй – через 30 – 35 минут.

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качества самого выступления:

· сообщение неинтересное или непонятное;

· сообщение, наоборот, «заезженное»;

· речь невыразительна по форме изложения;

· суетливость самого оратора;

· его прикованность к тексту;

· догматически-назидательный тон изложения сообщения.

Воизбежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления, так как способность к запоминанию информации очень ограничена.

2. Экспериментируйте с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи, суть которой заключается в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся.

3. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

4. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений с причастными и деепричастными оборотами.

5. Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

6. Известно, что обращение к аудитории создает более доверительный контекст взаимного контакта выступающего и слушателей.. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

7. Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном.

8. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано.

9. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности.

10. Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

11. Не считайте аудиторию глупее вас. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Таким образом, вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

12. Не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное оратором.

Итак, для того, чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным. Он должен преподать речь максимально интересно для слушателей, в противном случае завоеванное в начале внимание будет быстро потеряно.

 4.Наиболее распространенный ораторский прием.

Виды приемов ораторского выступления

Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства:

1. Тропы – это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью. К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории.

2. Повторы – противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс. Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при академическом выступлении, лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей.

3. Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида – фрейминг, что в переводе с английского – «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм – это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору. Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала.

4. Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом.

5. Другие приемы, к которым относятся различные методики приукрашивания речи и выражения своих мыслей. К ним относится аллегория, которая также применяется в тропах, но зачастую не причисляется к данному виду ораторских приемов. Этот вид изучается после того, как вы освоите все остальные, и является ювелирным инструментом, позволяющим доточить вашу технику, избавив речь от возможных недугов или, наоборот, приукрасив уже сформированное ораторское искусство.

Речь преподавателя.

Содержательность речи педагога –объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности учителя.

Понятность речи учителя –избирательный отбор материала, доступного ученикам.

Выразительность речи –эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.

Действенность речи –влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Устная речь существует в двух разновидностях – монологической и диалогической. Наиболее распространенными формами монолога являются: рассказ, лекция, комментарий, толкование, развернутые оценочные суждения. Диалог происходит в беседах с учениками, в обсуждении.

И устная, и письменная речь педагога должна соответствовать определенным требованиям:

– Правильность речи – соответствие речевым нормам современ­ного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет усвоение услышанного.

Согласование падежных окончаний с числительными, предлогами, употребление инфинитивов не должно вызывать трудностей ни при написании, ни при произнесении. Правильное словоупотребление и произношение – одно из условий профессиональной компетентности учителя. Дети немедленно и очень бурно реагируют на ошибки произношения, что является серьезным препятствием на пути мыслей учителя к сознанию учеников. Чтобы избежать ошибок в произношении и ударении, нужно чаще обращаться к справочникам и словарям. Хорошо помогает и разговорная практика, когда учитель пересказывает содержание книг, кинофильмов, разговаривает с людьми высокого уровня культуры.

Богатство речи. Для того чтобы найти путь к умам учеников, учителю необходимо умение доходчиво и в то же время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. “Пусть не мысль ваша, – писал известный своим красноречием русский адвокат А.Ф. Кони, – ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят пред вашею мыслью в полном ее распоряжении”.

Богатство речи определяется прежде всего активным и пассивным словарным и фразеологическим запасом человека, а также стилистической гибкостью при пользовании этим запасом. Но учителю нельзя забывать и об особенностях восприятия и словарного запаса учеников. Все вновь вводимые слова и обороты необходимо объяснять и приводить примеры их использования.

Краткость и лаконичность. Умение освободить речь от лишних слов, от “воды” со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Ученики теряют мысль учителя. Столь же плохо и пустословие учителя, когда за внешней гладкостью слов не видно смысла. Но лаконичность и смысловая наполненность речи учителя должна быть разумной и зависеть от возможностей учеников. В случае непонимания повтор не будет многословием, умелое повторение смысла сказанного разными словами – достоинство педагога.

Ясность и точность. Ясность речи учителя – это умение найти словесную форму, доступную ученикам. Она во многом зависит от того, насколько учитель знает класс – его уровень развития, особенности восприятия и мышления. Простота и ясность не столько плод импровизации, сколько результат большого труда педагога. За ними стоит проникновение учителя в сущность явления (как говорят студенты: “Три раза рассказал, – сам все понял”), умение все рассказать “своими словами”, ярко представлять явление или событие. Поэтому между простотой и богатством содержания и выразительностью нет противоречия. Простота – это умение доходчиво говорить о важных и сложных вещах.

Эмоциональность. Эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы учителя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на класс с тем, чтобы материал был понят и усвоен учениками. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции класса.

Эмоциональность – мощный стимулятор в любом виде человеческой деятельности. Она изменяет всю схему восприятия речи, положительно воздействуя на мышление, память, внимание. Но повышенная эмоциональность речи учителя также вредна, как и ее отсутствие. Она ведет к утомлению детей, недоверию к словам учителя, чьи эмоции кажутся им наигранными и надуманными. Выход заключается в разумном чередовании экспрессии и спокойного, логического изложения.

Использование лексических средств изобразительности – слов в переносном значении, метафор, сравнений и др. Речь, содержащая их, бывает более убедительной, чем сходное сообщение без них. Сравнения помогают прояснить содержание сообщений, вызывая цепь ассоциаций, способствуют установлению связей между известным и неизвестным. Гипербола помогает заострить внимание на предмете разговора. Аллегория облегчает разговоры на темы нравственности, одновременно делая их более запоминающимися. Фразеологические обороты, крылатые слова, пословицы и поговорки способствуют лаконичности и выразительности речи.

Функции речи учителя

 

1. Обеспечение полноценной передачи знаний. Речь учителя может сделать восприятие учебного материала доступным и интересным, а может затруднить ее. Педагогическая задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче знаний, но и формированию у учеников эмоционально-ценностного отношения к ним.

2. Обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Этому способствует оптимальный темп речи, расстановка логических ударений, стиль коммуникативного поведения учителя на уроке (корректность, требовательность к себе и ученикам).

3. Обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Это ведущая функция, призванная помочь в достижении взаимодействия, сотрудничества, на основе которых строится обучение и воспитание. Речь учителя выполняет роль регулятора этих отношений и средства их достижения. Многое зависит от индивидуального стиля общения учителя, характера его социальных установок в сфере общения.

Таким образом, речь педагога призвана обеспечить:

1) продуктивное взаимодействие между педагогом и учениками;

2) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования и коррекции их убеждений и мотивов деятельности;

3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

4) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: