Введение
Глава 1. Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции: сущность и классификация
Регулирование иностранных инвестиций в России
Анализ динамики иностранных инвестиций в экономику России
Глава 2. Регулирование иностранных инвестиций
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
Основные направления повышения инвестиционной привлекательности российской экономики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях современной мировой экономики, инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий для выхода из экономического кризиса. Также является общепризнанным тот факт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики.
В настоящее время актуальным является углубленное теоретическое следование форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макро уровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций.
|
|
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала.
Цель данной работы охарактеризовать основные проблемы и перспективы развития инвестиционного процесса в России, а так же роль иностранных инвестиций в экономике России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
•дать понятие иностранных инвестиций, определить их виды и функции в экономике;
•дать понятие инвестиционного климата и проанализировать его воздействие на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций;
•определить роль государственного регулирования в области инвестиций;
•рассмотреть государственное стимулирование в области иностранных инвестиций.
Методологической и теоретической основой написания курсовой работы являются данные с информационных сайтов, статистические данные с сайтов международных организаций, теоретические публикации периодических изданий.
При написании работы использовались следующие методы: метод анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, метод количественного и качественного анализа.
|
|
Иностранные инвестиции
иностранные инвестиции: сущность и классификация
Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограниченно открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.
Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.
Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».
По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами капиталовложений, относятся:
~ вещи;
~ иное имущество (в том числе имущественные права);
~ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
~ работы и услуги;
~ нематериальные блага;
~ информация.
Данные в законодательных актах разных стран определения и перечни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.
В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят:
~ недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права
~ денежные средства и вклады;
~ ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);
~ имущественные права;
~ права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;
~ права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора.
Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.
По отношению к отдельным странам следует различать зарубежные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вложения национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.
Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.
Таблица 1. Классификация иностранных инвестиций
Критерии классификации | Типы инвестиций |
По отношению к отдельным странам | Иностранные - вложения иностранных капиталов в экономику данной страны. Зарубежные - вложения капиталов местных экономических субъектов за рубежом |
По источникам происхождения и форме собственности | Частные инвестиции - инвестиции частных экономических субъектов. Государственные инвестиции - инвестиции государственных органов или предприятий |
По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами | Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права контроля |
По характеру использования | Предпринимательские инвестиции, вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Ссудные инвестиции, предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения процентного дохода |
По способу учета | Текущие потоки инвестиций - инвестиции, осуществляемые в течение года. Накопленные инвестиции - объем инвестиций за весь период их осуществления |
|
|
Различаются также государственные и частные (иностранные) инвестиции. Государственные инвестиции - это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставляет другим государствам. К ним относятся также государственное участие в капитале смешанных предприятий и инвестиции государственных предприятий.
Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют частные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдельные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно переплетаются между собой.
В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции - это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием»
|
|
Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:
~ создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%) собственности инвестора - это так называемое инвестирование «с нуля»;
~ приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
~ финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;
~ приобретение прав пользования землей (включая аренду), природными ресурсами и иных имущественных прав;
~ предоставление прав на использование определенных технологий, ноу-хау и др.;
~ приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельностью предприятия (такое участие иногда называют мажоритарным);
~ реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относятся:
~ приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
~ вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;
~ осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;
~ реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.
Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые технологии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.
Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств - облигации, государственные долговые обязательства и т.д.
Участие в уставном капитале, не дающее права контроля, иногда называют миноритарным, доля участия должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, т.е. 10%.
В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить средства в следующие рублевые активы, которые входят в состав портфельных инвестиций: акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.
Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чертами:
) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;
) сумма этих вложений обычно выше;
) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;
) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.
В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:
~ торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);
~ различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;
~ кредиты, полученные от международных организаций - Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
~ банковские вклады - валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;
~ двусторонние инвестиционные кредиты.
Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.
К основным способам осуществления иностранных инвестиций относятся:
~ создание собственных филиалов или коммерческих организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
~ долевое участие в капитале совместных предприятий;
~ приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
~ приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);
~ предоставление займов и кредитов;
~ приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;
~ осуществление операций по финансовому лизингу;
~ реинвестирование прибыли;
~ предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.
С 1995г. в законодательных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) - объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом). В соответствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:
) полного товарищества;
) товарищества на вере (коммандитного товарищества);
) общества с ограниченной ответственностью;
) общества с дополнительной ответственностью;
) акционерного общества (открытого или закрытого типа).
Если в коммерческой организации участвуют российские и иностранные партнеры, то это - совместное предприятие. Если в коммерческой организации представлен один или несколько иностранных партнеров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и считается предприятием со стопроцентными иностранными инвестициями. В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в основные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной собственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и других документальных подтверждений вносимых имущественных прав.
В качестве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут выступать:
~ иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
~ иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
~ иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;
~ лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;
~ международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;
~ иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
1. увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
2. поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
. использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
. привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
. более полное использование местных природных ресурсов;
. повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
. расширение ассортимента выпускаемой продукции;
. развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
. расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
. увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
. повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
. использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
. развитие инфраструктуры и сферы услуг;
. повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
. усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
. оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:
. репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
2. увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
. подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
. усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
. игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
. возможная деформация структуры национальной экономики;
. упадок традиционных отраслей национальной экономики;
. усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
. ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
. ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
. негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.
Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицательные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.