Раздел 3. Экологическая защита и охрана окружающей среды.
Тема 3.1. Эколого-экономическая оценка природоохранной деятельности.
План.
1. Основные направления по охране ОС от загрязнений.
2. Способы очистки атмосферы от вредных выбросов.
3. Способы очистки сточных вод от загрязнений.
4. Методы локализации и ликвидации нефтяных загрязнений почвы и вод.
1 вопрос.
Охрана окружающей среды – это комплекс хозяйственных и правовых мероприятий, направленных на сохранение природных ресурсов, снижение поступления загрязнений и восстановление разрушенных природных объектов.
Борьба за здоровье природы, за сохранность биосферы ведётся по следующим направлениям.
Первоочередные мероприятия направлены на сокращение и очистку от вредных выбросов - борьба с загрязнением воздуха, воды, почвы путём обезвреживания выбросов при помощи специальных приборов и устройств.
Это направление не решает проблемы полностью, т.к. считается экономически невыгодным (дорогостоящее и требует постоянно дополнительных затрат) и экологически малоэффективным (ни одно очистное устройство не даёт 100% эффекта).
Перспективное (модернизация) – направлено на устранение самих причин загрязнения на основе создания качественно новых технологий (малоотходных, оборотных, бессточных и т.д.), действующих по принципу замкнутых систем. По образцу тех процессов, которые происходят в природе: минимализация отходов и выбросов. В настоящее время действующими моделями являются подводные лодки и МКС.
Разработка и внедрение мало- и безотходных технологий производства является одним из самых эффективных и перспективных способов снижения доли отходов, направленное на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Однако никакое производство без отходов в принципе невозможно. Поэтому термин «безотходная технология» относится к процессам производства, при которых всё сырьё и энергия используются максимально рационально и комплексно.
Восстановление (возобновление, воспроизводство, возрождение, рекультивация и т.д.) природных систем и процессов, популяций растений и животных, нарушенных человеком в процессе природопользования.
2 вопрос.
Способы очистки атмосферы от вредных примесей.
Под загрязнением атмосферы следует понимать изменение состава атмосферы при поступлении в неё примесей естественного и техногенного происхождения.
На железнодорожном транспорте имеется 35 970 стационарных источников выбросов в атмосферу. От них в атмосферу поступает 197 тыс. тонн загрязняющих веществ ежегодно, в том числе 53 тыс. т твёрдых веществ, 144 тыс. т – газообразных.
Исследования структуры загрязнения атмосферы стационарными источниками железнодорожного транспорта показывает, что порядка 90% валового объёма загрязняющих веществ, приходится на долю энергетических теплоагрегатов котельных; около 5% загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу при работе энерготехнических теплоагрегатов (кузнечных печей, установок термической обработки изделий, сушильных установок и т. д.), использующих твёрдое (уголь), жидкое (мазут) и газообразное топливо. В зависимости от применяемого топлива при его сгорании в воздух выделяются: сернистый газ, угарный и углекислый газы оксиды азота, летучая зола с частицами несгоревшего топлива в виде сажи (С). Приблизительно такое же количество загрязняющих веществ попадает в атмосферу от технологических агрегатов (станков, моечных ванн, окрасочных камер, сварочных постов и т.д.), действующих в локомотивных, вагонных депо, заводах по ремонту подвижного состава. Кроме того, в локомотивных депо производится загрузка сухого песка в тормозную систему локомотива. Технологический процесс подготовки песка включает сушку в сушильной печи, подачу сухого песка в хранилище, складирование и транспортировку в раздаточный бункер к месту загрузки. Процесс сопровождается выделением пылевидных частиц в окружающую среду практически на всех стадиях его протекания. Специфическими для железнодорожного транспорта являются предприятия по подготовке и пропитке шпал, щебёночные заводы. В целом ШПЗ выбрасывают в атмосферу до 10 тонн/год особо токсичных загрязняющих веществ, относящихся к 2-ому классу опасности (фенол, ксилол, толуол, антрацен, нафталин и т.д.). На всех этапах получения щебня в воздух интенсивно выделяется минеральная пыль, содержащая свыше 70% диоксида кремния.
С целью снижения вредных выбросов в атмосферу применяются различные технические средства для очистки от пылей, газов и аэрозолей.
Для очистки воздуха от пылей применяются аппараты:
1) механической сухой очистки – рукавные фильтры и циклоны, действующих по приципу гравитационного осаждения;
2) механической мокрой очистки - скрубберы (промывка жидкостью в камере с повышенной влажностью);
3) электрическая очистка – электрофильтры (осаждение пыли происходит на электродах после сообщения её частицам электрического заряда).
Для очистки от вредных газообразных примесей используются:
1) каталитический метод, когда на поверхности катализаторов вредные примеси вступают в химические реакции и превращаются в безвредные вещества (реакции восстановления при помощи Н2, СО, NH3 и пр.);
2) некаталитический метод при использовании жидких и твёрдых поглотителей – абсорберов и адсорберов.
3 вопрос.
Способы очистки сточных вод.
В результате производственной деятельности различные объекты железнодорожного транспорта (депо, ремонтные заводы, промывочно пропарочные станции и пр.) сбрасывают сточные воды, различные по структуре и происхождению, и подлежат очистке от примесей. В зависимости от условий происхождения различают три основных вида сточных вод:
а) бытовые (хозяйственные) – образуются при эксплуатации туалетов, душевых,
прачечных, столовых, мытьё полов и т.д., содержат около 60% органических
и 40% минеральных примесей;
б) атмосферные (поверхностные) – формируются в результате выпадения
ков. Дождевой, талой или поливочной водой вредные вещества смываются с
территории предприятий, крыш зданий, а также с подвижного состава.
в) промышленные (производственные) стоки образуются в депо и на других
ремонтных предприятиях в результате обмывки подвижного состава и его
деталей, на промывочно-пропарочных станциях, дезинфекционно-
промывочных станциях, пассажирских станциях, шпало-пропиточных заводах,
на рельсосварочных поездах. Кроме вышеперечисленных, на ж.-д.
транспорте присутствует большое количество мелких предприятий –
ремонтные мастерские, автобазы, прачечные, склады топлива и т.д., которые
тоже вносят свой «вклад» в загрязнение окружающей среды.
Для очистки сточных вод от примесей применяются специфические технические средства. Конкретные условия для выбора очистных устройств определяются видами примесей, дисперсным составом и концентрацией загрязнений, объёмом сточных вод.
Конструктивные решения устройств очистки весьма разнообразны, однако заложенных в них принципов вывода загрязняющих веществ немного:
1) механические методы очистки основаны на гравитационном осаждении – отстаивание, фильтрация, песколовки и решётки;
2) химические методы – использование различных химических реагентов, вступающих в реакцию с примесями и нейтрализующими их;
3) физико-химические методы – флотация, ионный обмен, адсорбция, кристаллизация, дезодорация, коагуляция, флокуляция, экстракция;
4) биологические методы – для обеззараживания сточных вод от органических примесей, которые являются пищей для определённых групп микроорганизмов, которые поселяют в биофильтры или аэротенки, заполненные кислородом;
5) обеззараживание хлорированием или озонированием в специальных отстойниках;
6) термическое обеззараживание кипячением.
4 вопрос.






