Картотека игр и упражнений

Коррекция развития

Класс

(Временные отношения)

 

Наименование Ход
Игра «Когда это бывает» Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь. Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Учитель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем ребенок подбирает картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.  
Игра «Что ты сейчас делаешь?» Цель: активизация словаря детей за счёт слов - названий частей суток. Ход игры: Учитель называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.  
Игра «Что за чем?» Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток. Ход игры: Учитель задаёт вопрос: Утро. А за ним? (ребенок отвечает на него день, и. т.д.)  
Игра «Назови все части суток»   Цель: Учить различать и называть части суток. Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Учитель предлагает ребенку рассмотреть картинки, а потом сказать, какая часть времени суток нарисована.Почему он так решил? Затем просит, показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.  
Игра «Что наступило»   Цель: Учить правильно, употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера». Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Учитель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер
Игра «Живая неделя» Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку. Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющий выбирает любую карточку, и озвучивает,название дня недели в соответствии с попавшейся цифрой.  
Игра «Отгадай-ка»     Цель: Закрепить название дней недели.   Ход игры:Учитель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.   Сколько раз в неделю готовила лисичка? Назови эти дни? Игру можно проводить и на других сказках.    
Игра «Назови скорей» Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели. Ход игры: Учитель говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребёнок отвечает: «Вторник», затем задаёт вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» и т.п.  
Игра «Неделька, стройся» Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели. Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами. Ребенок берет карточки со стола и называет день недели под таким номером.
Игра «Наоборот». Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Ход игры: Учитель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.  
Игра «Времена года».     Цель: развитие временных представлений. Ход игры: Учитель задает вопрос, ребенок должен ответить. -Какие времена года вы знаете? -Какой вы представляете зиму? -А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах? -Как приспосабливаются животные к зиме? -Какое время года наступит после зимы? -Какие признаки весны вы знаете? -Какое время года наступит после весны? -Какие пословицы вы знаете о лете?    
Игра «Какое слово подходит?»   Цель: развитие временных представлений. Ход игры: Учитель задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы − перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) − октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль». Дети отвечают: «Февраль». Месяц лета... (апрель, май, март, июнь). Месяц весны... (январь, декабрь, февраль, март). Время года...(март, апрель, вечер,зима). Части суток... (лето, май, апрель, ночь).  
Игра «Назови времена года, месяцы» Цель – закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам. Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем называет месяцы данного времени года.
«Круглый год» Цель: развитие временных представлений.   Ход игры: Учитель спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос учителю или др. участнику (если игра проводится в паре). Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:   - Каким месяцем заканчивается год? - Назови осенние месяцы? - Какой месяц идёт после октября? - В каком месяце день твоего рождения?  
Игра «Исправь ошибку» Цель: Закреплять название дней недели,частей суток, времен года и их последовательности,   Ход игры: Педагог говорит предложение,в котором допускает ошибку.Ребенокисправляет.   Примерные фразы: - Вчера мы будем рисовать сказку. - Завтра ходили кататься с горки. - В будущем году мы ездили отдыхать на юг.
Игра «Бывает - не бывает»   Цель - развитие вербально-логического мышления,закрепление представлений опризнаках времён года.   Ход игры: Учитель называет признак определенного времени года.Ребенок говорит правда или нет.  
Игра «Повтори, не ошибись»   Цель закреплять названия месяцев(по временам года).   Ход игры: Ребенок называет названия осенних(зимних, весенних…)месяцев попорядку по картинкам или без них.
Игра «Сравни»     Цель учить составлять рассказ-сравнения признаков двух времён года или одноговремени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.   Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»   Цель закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. Ход игры: Учитель показывает детям изображения времён года и предметов ипредлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.
Игра «Домики времён года»   Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, опорядке следования времён года, закреплять названия месяцев.   Ход игры: Учитель показывает ребёнкудомики и рассказывает,что в каждомиз них живет определенное время года. Ребенок определяет (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Ребенок называет месяцы каждого времени года по порядку. Педагог показывает ребенку изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Ребенок должен объяснить свой выбор.
Игра «Что сначала, что потом?»   Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов;развивать внимание, быстроту мышления.   Ход игры: По команде учителя ребенок вынимает картинки из конверта и быстрораскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога.
Игра «Назови соседей» Цель: Закреплять название частей суток–утро,день,вечер,ночь .   Ход игры: Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток.Например,назовисоседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь и день, потому что до утра − ночь, а после утра − день.) И т. д.
Игра «Времена года» Цель: развитие временных представлений.   Ход игры:учитель задает вопрос,ребенок должен ответить.   - Какие времена года вы знаете? - Какой вы представляете зиму? - А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах? - Как приспосабливаются животные к зиме? - Какое время года наступит после зимы? - Какие признаки весны вы знаете?   - Какое время года наступит после весны? - Какие пословицы вы знаете о лете?

         

  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: