Вышивание свободной гладью

Гладь — это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды — прямой (рис. 46, а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов — от края к центру узора, в листьях — от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46, в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46, г).

 

Рис. 46. Гладь свободная без настила:

а — косая; б — прямая; в, г — узоры

 

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна ка Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 47, а). На рисунке 47, б показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47, в).

 

Рис. 47. Гладь вприкреп:

а — последовательность выполнения; б — заполнение узора; в — ряды ниток-прикрепок на заполненном гладью узоре

 

Верхошов  — односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 48, а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48, б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах — от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках — наклонно (рис. 48, в).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 48, г.

 

Рис. 48. Верхошов:

а-в — варианты шва; г — гладь «восьмерка»

 

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области РСФСР. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками — ирисом, мулине — в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет — красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 49, а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 49, б).

 

Рис. 49. Сетки декоративные:

а  — накладные; б  — выполненные гладью

 

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.

Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».

Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки — мулине или шелк.

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь» (см. рис. 9, б), «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».

«Шнурочек»   выполняется стежками двусторонней глади, слева направо (рис. 50, а).

«Узелки»   вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 50, б).

«Горошинки»  , или «пышечки». После прокладки контура (рис. 50, в) и настила (рис. 50, г, д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 50, е).

 

Рис. 50. Белая гладь:

а — шнурочек; б — узелки; в-е — горошинки; ж — листики; з — цветочек; и, к — листик в раскол

 

«Лапочки»    и «листики»   настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 50, ж).

«Цветочек».   Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 50, з).

«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине (рис. 50, ц). Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину (рис. 50, к).

«Косая гладь»   предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис. 51, а, б).

«Резаный листик»   выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом — «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом (рис. 51, в).

 

Рис. 51. Варианты белой глади:

а, б — косая гладь; в — резаный листик; г — подкладной шов: д — фестоны; е — сетка ажурная

 

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку (рис. 51, г). Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.

Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис. 51, д).

Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев (рис. 51, е). Сетки могут быть глухими и прорезными.

Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная — сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.

Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один-два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1–2 мм.

При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами (рис. 52, а).

При вышивании «калачика»   (рис. 52, б) контуры обшивают стежками в 2–3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.

«Листик»  , или «челнок»   (рис. 52, в-д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

 

Рис. 52. Гладь прорезная:

а  — дырочка; б — калачик; в-д — листик или челнок

 

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые — скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.

В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно- или двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис. 53, а-г). Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.

 

Рис. 53. Гладь штриховая:

а-г — техника исполнения; д — готовое изделие

 

Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Легкими декоративными швами вышивают панно (рис. 53, д), коврики, диванные подушки, сумки, украшают одежду.

 

 

Накладное шитье

Накладное шитье — это аппликация и разные виды накладных швов, которыми украшают изделия.

Аппликация — вышивка, при которой на основную ткань в соответствии с узором нашиваются кусочки тканей другого цвета или другого качества (от латинского aplicatio — прикладывание, присоединение). Возникновение аппликации связано с древнейшей культурой народов-кочевников.

Красочными узорами издавна украшались многие предметы быта и хозяйства: палатки, шатры, снаряжение, хозяйственный инвентарь, утварь, одежда, обувь и предметы убранства жилища. Основным материалом для аппликаций в древности были шкуры животных, кожа и шерсть, из которой валяли войлок. Позже накладным шитьем украшали домотканый холст и сукно. Для аппликаций использовали покупные хлопчатобумажные и шелковые ткани, кожу, сафьян, войлок, бархат, шнуры, тесьму, бусы и бисер, металлические детали.

Аппликация бывает плоской и выпуклой, одноцветной и разноцветной, подкладной или изнаночной, когда отдельные детали узора укрепляются с изнанки прозрачной ткани, и лицевой, выполненной по лицевой стороне ткани.

Техника выполнения аппликаций не очень сложная. Только ткани, из которых делается аппликация, необходимо проверить на прочность окраски, подкрахмалить и выгладить.

Начинают работу с нанесения рисунка на основную ткань и на лоскуты цветных тканей. На лицевую сторону лоскутков ткани переводят контуры соответствующих частей узора так, чтобы продольные нити основной ткани и отдельных деталей аппликации совпали. Это нужно для того, чтобы избежать деформации изделия при стирке и глажении.

Если ткань не сыпучая, детали вырезают строго по контуру, при сыпучей — сделав припуск 2–5 мм для подгиба краев. Затем каждую деталь накладывают в соответствии с узором на основную ткань и закрепляют булавками (рис. 54, а). Затем наметывают стежками вперед иголку (рис. 54, б) и пришивают. Приметывать и пришивать нужно от середины детали к краям, чтобы не было морщин и перекосов. Обшивать края можно разными швами: петельным (рис. 54, в), тамбурным, гладьевым валиком, стебельчатым и другими декоративными швами (рис. 54, г). Нитки могут быть в цвет ткани или контрастными. Когда весь рисунок пришит, острыми ножницами осторожно обрезают остатки ткани. При изготовлении сумок, панно, ковриков — изделий, которые не будут часто стираться, детали рисунка можно приклеивать клеем, закреплять металлическими пистонами, бусинками, пуговицами.

 

Рис. 54. Последовательность выполнения аппликации

 

Детали аппликации из сукна можно вырезать ножницами «зигзаг», которые обрезают края деталей и одновременно украшают их. Можно сделать аппликацию выпуклой, подложив под отдельные детали кусочки ваты, фланели, поролона.

Аппликация очень хороша при переделках и ремонте одежды, особенно детской. Нашивая детали самой разной формы, можно скрыть потертости и заплаты, проявив собственную фантазию и умение при создании самых разных вещей.

Накладные швы широко применяются в рукоделии народов Востока и Запада: ими украшают одежду, ковры и другие предметы быта из сукна, шелка, сатина, холста. Сначала наносят рисунок на ткань, закрепляют конец шнура и выкладывают, его поверх ткани по нанесенному свободному контуру. Выложенный по узору шнур или полосу закрепляют на рабочей ткани стежками потайною шва с изнанки, с лица — мелкими стежками, идущими посередине полоски или кромкам, а также рабочей нитью сверху швом вприкреп.

Шов с перехватами вприкреп применяется в золотном шитье, глади и в накладном шитье для декоративного закрепления отделочного материала: шнура, лент, сутажа, тесьмы, прядей ниток и пр. Стежки шва вприкреп могут быть редкими и густыми, вертикальными и косыми (рис. 55, а), выполняться крестиком, лапками (рис. 55, б), узелками (рис. 55, в). Ими можно заполнить контур узора или всю площадь.

 

Рис. 55. Варианты накладных швов

 

Вышивание тесьмой не сложно. Конец тесьмы закрепляют и начинают выкладывать по узору. Для цветка сгибают тесьму на концах контуров лепестков, закрепляя ее шпильками, а затем пришивают стежками потайного или декоративного швов (рис. 56, а).

Можно сначала проложить контур рабочей ниткой стежками «вперед иголку», а на ней закрепить тесьму, шнур или пасму ниток по узору (рис. 56, б). Тесьмой выполняют швы «петля вприкреп», «полупетля».

 

Рис. 56. Вышивание тесьмой:

а — прикрепление тесьмы потайным швом; б — прокладывание тесьмы по контуру

 

Цветы можно вышить воздушными петлями с помощью толстой иглы с большим ушком и цветной тесьмы или толстой нитки. На рисунке, переведенном на ткань, обозначают места расположения лепестков. Закрепляют тесьму с изнанки, выводят иглу на лицевую сторону и снова выводят на изнанку, рядом с первым проколом, не затягивая петлю до конца (рис. 57, а). В такой последовательности вышивают второй и все последующие лепестки (рис. 57, б-д). Таким способом можно вышить ветку сирени, бархатцы и другие цветы, применяя нитки или тесьму разных оттенков (рис. 57, е).

 

Рис. 57. Вышивание тесьмой «воздушными петлями»:

а-д — последовательность выполнения; е — узор

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: