Россия в современном мире

Россия в Мире

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в
Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.



Россия в современном мире

Место в России в современном мире определяется действием множества факторов, при этом необходимо учитывать как обстоятельства чисто внутреннего плана, так и условия, влияющие на развитие российского общества извне. Учет и первых, и вторых оказывается важен для уяснения того, где и в какой точке социальных изменений мы находимся; каким образом общемировые тенденции проявляют себя применительно к отечественной специфике.

Выделение внешних факторов, влияющих на развитие нашего общества, существенно, поскольку за последние десятилетия Россия гораздо более, нежели прежде, оказалась интегрирована в систему межгосударственных и международных отношений. С точки зрения развития межгосударственных связей немаловажно то, что с 2001 г. наша страна является полноправным участником "Большой восьмерки" (G8), объединяющей глав государств и правительств наиболее развитых и политически влиятельных стран мира. 22 августа 2012 г. состоялось принятие России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия также является полноправным членом Совета Европы (1996). Признанием вклада России в развитие международных связей стало проведение 2–8 сентября 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке.

Важным шагом на пути развития торгово-экономической интеграции Белоруссии, России и Казахстана стало образование в июле 2010 г. организации "Таможенный союз в рамка Евразийского экономического сообщества". По инициативе и при участии нашей страны были созданы Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и объединение БРИК (Бразилия – Россия – Индия – Китай), саммиты которых прошли в июне 2009 г. в Екатеринбурге.

К постоянным факторам, определяющим роль России как члена мирового сообщества, следует отнести:

1) второй по величине после Соединенных Штатов ядерный потенциал, а также наличие средств доставки ядерного оружия;

2) самую большую по площади и протяженности территорию, которая сказывается на положении нашего государства как евроазиатской державы;

3) большие запасы природного сырья, в силу чего Россия продолжает оставаться одним из крупнейших поставщиков сырой нефти и газа.

Наличие указанных постоянных параметров позволяет интерпретировать российскую ситуацию в терминах концепции глобализации И. Валлерстайна. По его мнению, по мере усиления процессов глобализации происходит формирование экономически и политически господствующих регионов, с одной стороны, и экономически зависимой от центра периферии – с другой. Сообщества, относящиеся к центру системы, характеризует высокий уровень развития технологий, а также соответствующий уровень развития социальной сферы и политической демократии. Страны периферии, напротив, специализируются преимущественно на поставках сырья и объективно находятся в зависимости от цен, определяемых центром. Очевидно, что Россия не может быть в полной мере отнесена ни к одной из указанных групп, однако к ней вполне применим термин Валлерстайна "полупериферия". Как представляется, он наиболее точно отражает сохраняющуюся переходность состояния современного российского общества, сочетающего в себе:

а) черты высокотехнологического развития в отдельных сферах производства (космонавтика, ядерная энергетика, производство вооружений);

б) высокую степень изношенности производственных фондов, в основном созданных еще в советское время, и отсутствие развитой транспортной инфраструктуры;

в) высокую степень зависимости экономики от мировых цен на экспортируемые нашей страной энергоносители.

Все это позволяет отнести наше общество к странам полупериферии (например, Бразилия, Индия), сочетающим в своем развитии черты как первой, так и второй группы. Показательно, что в документах Киотского протокола (1998) Россия отнесена к странам с развивающейся экономикой.

Определяющую роль для двух последних десятилетий в развитии российского общества сыграли экономические реформы правительства E. Т. Гайдара (1992) и принятие 12 декабря 1993 г. нового Основного Закона – Конституции Российской Федерации. Реформы Гайдара открыли путь для развития рыночных отношений в нашей стране, вхождения ее экономики в международную систему разделения труда. В Основном Законе нашли конституционное закрепление демократические завоевания, федеративные основы государственного устройства, основные права и свободы российских граждан. Следует отметить, что два вышеуказанных фактора создавали именно предпосылки, которые при благоприятных условиях способствовали бы развитию свободной высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики, последовательному разделению ветвей государственной власти, формированию гражданского общества и развитию социальной активности россиян. Другой вопрос, почему это не произошло. Можно констатировать, что наряду с прочими условиями на процессы развития российского общества негативным образом повлияли первая (1994–1996) и вторая (1999–2000) контртеррористические операции на территории Чеченской Республики, финансовый дефолт (август 1998 г.), военный конфликт на территории Грузии (август 2008 г.). Экономический кризис 2008–2010 гг. показал высокую степень вовлеченности экономики России в мировую систему хозяйственных связей.

Спад спроса на сырьевые ресурсы, составляющие значительную долю экспорта нашей страны, остро поставил традиционные вопросы о путях интеграции российской экономики в систему международного разделения труда. Не менее важной выглядит и проблема определения приоритетов внутреннего развития. Этому было посвящено послание Президента РФ В. В. Путина, с которым он 12 декабря 2012 г. выступил перед Федеральным собранием РФ.

В своем выступлении Президент РФ поставил три взаимосвязанные задачи, от решения которых в значительной степени зависит будущее российского общества и государства.

Первая задача, сформулированная в послании, касается места современной России в международном сообществе. Речь идет о комплексе факторов, которые будут влиять на мировое развитие в долгосрочной перспективе:

– глобальное развитие становится все более неравномерным, проявляясь прежде всего в разнице темпов экономического роста и качестве жизни, которое само по себе оказывается важным условием продвижения вперед;

– складываются условия для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера как на локальном, так и глобальном уровне;

– ужесточается конкуренция за ресурсы, включая не только природный, но и человеческий компонент, за знания и интеллект;

– в условиях постоянного роста потребления, расширения жизненных и культурных возможностей остро ощущается необходимость выхода на новый уровень технологического развития.

От того, насколько успешно удастся решить проблемы, накопившиеся в предшествующий период в сфере экономики и развития, зависит будущее страны, ее способность сохранить влияние на мировой арене, защитить собственный суверенитет, сберечь свою национальную идентичность. Задача сложная, учитывая те результаты, с которыми государство и общество вступило во второе десятилетие XXI века.

По итогам 2012 г. доля России в мировом ВВП составила 4,1%.

В Рейтинге глобального благосостояния (Legatum Institutes Prosperity Index), учитывающего конкурентоспособность экономики, развитие здравоохранения и состояние окружающей среды, семейные и религиозные ценности (всего 44 показателя), наша страна занимает 66-ю позицию. По мнению экспертов, ключевыми проблемами для развития бизнеса в России продолжают оставаться коррупция и неэффективность госаппарата, а также высокие налоговые ставки. По результатам Индекса экономической свободы, ежегодного рассчитываемого американским исследовательским центром "Фонд Наследие" (Heritage Foundation) и экспертами журнала Wall Street Journal, Россия среди 179 стран, которые оценивались по параметрам, включающим свободу от давления правительства, финансовую свободу, права собственности и свободу от коррупции, заняла в 2013 г. 139-е место. При этом она даже поднялась в рейтинге, продолжая, впрочем, оставаться среди стран с экономикой "главным образом несвободной".

Вторая задача, сформулированная в послании Президента РФ, лежит в сфере социальной политики, поскольку именно она определяет всю систему жизнеустройства общества, затрагивает коренные интересы людей. Здесь на повестке дня стоят проблемы, частью унаследованные из прошлого, а также принципиально новые, отвечающие на запросы времени.

Во-первых, речь идет о необходимости выработки последовательной политики государства, направленной на увеличение рождаемости и снижение смертности, рост продолжительности жизни россиян. В 90-е гг. прошлого века в условиях социальных катаклизмов продолжительность жизни в нашей стране заметно упала, и лишь начиная с 2003 г. ситуация начала меняться к лучшему. На начало 2012 г. она превысила уровень 70 лет, при этом продолжительность жизни мужчин и женщин составила 64,3 и 76,1 лет соответственно. В 2012 г. также впервые был зафиксирован естественный прирост населения, тогда как в целом за период 1991–2011 гг. численность населения России сократилась с 148,3 до 142 млн человек. В то же время все еще продолжает оставаться высоким уровень смертности среди мужчин среднего возраста. Россию от других стран отличает структура смертности, включая ранний уход из жизни в связи с болезнями системы кровообращения, а также внешних причин – ДТП, травмы, отравления, убийства и самоубийства.

Во-вторых, требуется выработка системы мер, направленных на оказание помощи семье, улучшение условий для рождения и воспитания детей, создание благоприятной ситуации для появления в семье второго и третьего ребенка, дальнейшее развитие и улучшение системы дошкольных учреждений. Необходимы меры, позволяющие женщине не опасаться, что рождение второго и последующих детей закроет ей путь к карьере и хорошей работе.

В-третьих, необходимо кардинальное улучшение системы здравоохранения, осуществление мер по внедрению стандартов здорового образа жизни, новых форм спортивной работы среди детей. Необходимо, чтобы занятия физической культурой и спортом стали делом престижа в первую очередь для молодых людей, студентов, могли бы служить в качестве дополнительного социального лифта.

В-четвертых, интенсификация мер, направленных на решение жилищной проблемы, обеспечение жильем, прежде всего молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, педагогов, представителей науки. Особая задача – это предоставление жилья военнослужащим и ветеранам.

Третья, не уступающая по значимости двум другим, задача связана с развитием институтов гражданского общества в России, обеспечением и защитой гражданских прав, углублением демократии, повышением эффективности государственного управления, противодействием коррупции.

Кажущаяся противоположность, а временами и конфликтность отношений общества и государства, на деле предполагает необходимость выстраивания динамичной системы учета различных мнений и интересов, каналов и механизмов легитимации проводимых решений. К числу наиболее значимых направлений развития в рассматриваемой сфере в послании Президента РФ отнесены:

– идущий снизу, от самого́ общества запрос на расширение возможностей проявления гражданской активности и ответственности за все происходящее в стране, обществе, государстве, растущее в связи с этим разнообразие форм социальной солидарности и взаимной поддержки;

– большая открытость власти для граждан и диалога с ними, ее способность быть понятной и аргументированной в своих решениях, прислушиваться и адекватно своевременно реагировать на общественное мнение. Назрела потребность в соответствующем юридическом закреплении права народной законодательной инициативы, с тем чтобы идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в сети Интернет, была бы обязательна к рассмотрению парламентом страны;

– возможность осуществления эффективного и постоянного общественного контроля за решениями, принимаемыми властью, оценки результатов ее работы. Необходимо уделять больше внимания развитию форм прямой демократии, непосредственного народовластия. Активное гражданское участие и эффективный общественный контроль как необходимое условие действенной борьбы с коррупцией;

– осуществление реформ в важнейших сферах жизни общества (здравоохранение, образование, наука, культура) должно осуществляться при обязательном учете мнения профессиональных сообществ, занятых в соответствующих областях деятельности, и публичного общественного мониторинга. Профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, ученых, работников культуры как представители дееспособного и активного гражданского общества получат дополнительные стимулы своего развития.

Как показывает российский опыт, технический прорыв не может быть осуществлен сам по себе, в отрыве от всеобъемлющих социальных реформ. Впечатляющий индустриальный рывок, который совершила Россия во время царствования Александра II и последующие годы, стал возможен благодаря осуществлению глубоких институциональных реформ, преобразивших социальную структуру общества и правовую систему российского государства (освобождение крестьян от крепостной зависимости, военная, земская, судебная и иные реформы).

Завершая вопрос о перспективах проведения социальных реформ в современной России, следует отметить, что ее успешность во многом будет зависеть от способности самой власти измениться согласно велениям времени.

Основными направлениями внешнеэкономического взаимодействия РФ с другими странами можно считать:

- внешнюю торговлю;

- инвестиции российских компаний за рубежом и инвестиции зарубежных агентов в России;

- международные валютно-финансовые отношения;

- международное движение капитала и его государственное регулирование;

- международное производство и кооперацию;

- международный технологический обмен;

- трансграничную миграцию рабочей силы;

- международный транспорт;

- международную безопасность.

Несколько важных соглашений заключено между Россией и странами Европейского союза (особенно с Германией, Францией и Великобританией), с международными и европейскими финансовыми организациями. В 1998 г. Россия вступила в число стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (в него теперь входит 21 страна, в том числе крупнейшие государства азиатско-тихоокеанской зоны: США, Китай, Япония, Индонезия, Канада и др.). Это усиливает экономические и геополитические позиции нашей страны на Востоке. Россия будет поставлять в Китай газ и электроэнергию, построит в Китае атомную электростанцию; будет поставлять в Японию электроэнергию и газ. Япония будет участвовать в разработке нефти на шельфе Сахалина и почти в 40 совместных с Россией проектах. В последнее время значительно укреплены экономические связи России с Вьетнамом. Расширяется совместная российско-вьетнамская компания по добыче нефти на шельфе Вьетнама. При этом со странами Азии, прежде всего с Китаем, Индией, Ираном, Вьетнамом, заключены соглашения о поставках российской военной техники, особенно самолетов. Разработан важный для России проект поставки газа в Турцию по трубопроводу через Черное море. Важная задача внешней политики России – это укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в Центральной Азии. Черноморско-Кавказско-Каспийский регион – зона столкновения геополитических интересов России и США. Политика Вашингтона в последние годы в отношении этих государств фактически означает стремление вытеснить Россию из Закавказья и стратегически важного коридора «Центральная Азия-Кавказ-Европа». Отстаивая свои геополитические интересы в азиатско-европейской системе транспортировки нефти и газа, России удалось заключить важное соглашение с Турцией о строительстве морского участке газопровода «Голубой поток», который напрямую свяжет российские месторождения природного газа с потребителями в Турции через акваторию Черного моря. Наша страна усилила свои геополитические позиции на Востоке, заключив ряд важных соглашений с Ираном, в том числе в области поставок российской военной техники. Наиболее значительные положительные перемены связаны с заключением Россией и Белоруссией союза, что меняет геополитическое положение нашей страны на западе, так как Россия не только получает важный транзитный коридор к НАТО и Западной Европе, но и надежного приграничного союзника и возможный мощный военный плацдарм. Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, с перспективой присоединения Таджикистана) обеспечивает возможность существенного снижения издержек обращения в евразийском пространстве. На микроуровне для оценки геополитического положения важно рассмотреть не только пограничные страны, но и приграничные территории самой России. Ведь через эти участки проходят не только транспортные потоки, но и в ряде случаев – потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Сложное положение характерно вдоль южной границы России, в связи с попытками международного бандитско-террористического режима, существовавшего в Чеченской республике, распространить свое влияние от Каспийского до Черного моря. В настоящее время бандитские формирования уничтожены, но остались, во-первых, проблемы границы, через которую остатки бежавших бандитов, поддержанных международными террористическими организациями, могут продолжать свои происки. Во-вторых, вдоль этой и ряда других границ в приграничных районах концентрируются потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Для поддержки общей стабильности на Южном фланге России, по договоренности с Арменией, созданы несколько российских военных баз. Граница Таджикистана с Афганистаном является наиболее уязвимым участком общих внешних границ СНГ. Для предотвращения потока наркотиков, которые пытаются переправить из Афганистана наркодельцы, в Таджикистане и в ряде других республик СНГ размещены российские пограничники и войсковые части. К положительным моментам геополитического положения надо отнести заключение с Украиной соглашения о базировании Российского Черноморского флота в городе русской славы Севастополе. Через акваторию Черного моря возможен доступ без посредников к побережью Турции, Болгарии и Румынии. На Каспийском море подобные связи возможны с Туркменистаном и Ираном. Важной геополитической и геоэкономической задачей на северо-западе России является развитие системы морского, железнодорожного и трубопроводного транспорта, что позволит снизить ее зависимость о транзитной и тарифной политики Прибалтийских государств и повысит конкурентоспособность страны. На Европейском Севере геополитическое положение устойчиво в связи с базированием Северного военно-морского флота, имеющего значительное число атомных подводных лодок и военных баз. Здесь находится главный военный космодром России – Плесецк (г. Мирный). Через полярный сектор возможны непосредственные связи с Канадой, Данией (Гренландия) и Исландией. На Дальнем Востоке Россия улучшила свое геополитическое положение, заключив ряд военных соглашений с Китаем и Японией.

 

Источник: https://geographyofrussia.com/geopoliticheskoe-polozhenie-rossii/

Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США

Основных дипломатических и торговых партнеров России

можно условно разделить на несколько групп:

. К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и Индию.
. Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию.
. Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.
. Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". Это - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.
. Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.

Внешнеэкономические связи Россия занимает в мировой торговле скромное место. На ее долю приходится около 3% мирового оборота внешней торговли. Вместе с тем в торговле сырьевыми и топливными ресурсами ее доля поднимается до 20-25%. Товары первичного сектора производства традиционно составляли наибольшую долю российской торговли. Если в начале XX века Россия была важнейшим мировым поставщиком сельскохозяйственной продукции, то в конце его она стала крупным экспортером нефти и нефтепродуктов, природного газа, стали и проката, алюминия, меди, никеля, драгоценных металлов и камней, минеральных удобрений, древесины. Доля их в экспорте составляла в 80-е годы 70%, в 90-е гг. поднялась до 85-90%. Этот рост связан с утратой после развала СССР рынка продажи машин и оборудования в странах Восточной Европы и в ряде развивающихся стран. Россия продавала им энергетическое и электротехническое оборудование, горнодобывающую, строительную, сельскохозяйственную, транспортную технику, летательные аппараты, вооружения. Сейчас доля готовых изделий во внешней торговле не превышает 10-12%. Сократился и общий объем торговли. Вместе с тем Россия заинтересована в активном участии во внешней торговле, и особенно — готовыми товарами. Это важно для укрепления ее экономической роли в мировом хозяйстве, для получения передовых технологий и недостающих товаров внутреннего спроса. После распада СССР эта заинтересованность выросла, так как резко снизился торговый оборот между Россией и странами СНГ, сократилось и производство в самой стране. Либерализация торговли в 90-е гг. сыграла важную роль в наполнении внутреннего рынка страны продовольствием и товарами массового спроса, чем была существенно ослаблена социальная напряженность в стране в этот период. В последние годы торговые обороты международной торговли увеличиваются. При этом экспорт сохраняет свою топливно-сырьевую направленность и превышает объем импорта в 2-3 раза. В импорте преобладают машины, оборудование и продовольствие, на которые приходится более 60% ввозимых товаров. Россия сейчас ведет торговлю практически со всеми странами мира, среди которых ее основными торговыми партнерами являются: страны Европы, на которые приходится 55% торгового оборота, страны СНГ-15%, страны Южной и Восточной Азии — 10% и США и Канада — 10%, 10% — на прочие страны и регионы. Страны СНГ в недавнем прошлом составляли единый хозяйственный комплекс, в рамках которого в межреспубликанском обороте находилось 20% валового продукта (в рамках Европейского Содружества — 15%). Так как каждая республика Советского Союза имела свою специализацию, между ними существовали прочные связи по обмену разными видами сырья, топлива, готовой продукции. Межреспубликанские связи обеспечивали % внешнеторгового оборота страны. Образование 15 суверенных государств и экономический спад в каждом из них привели к разрыву налаженных связей, и уже к 1994 г. торговый оборот между ними упал вдвое. Ухудшилась и структура торговли. Если раньше основу экспорта России в союзные республики составляли готовые изделия, в т.ч. — техника, то сейчас внешний вывоз стал более сырьевым (60% оборота), т. к. наши партнеры вынуждены закупать в России лишь самые необходимые товары. При этом Россия больше вывозит, чем ввозит, т.е. торговля не сбалансирована, что убыточно для России. Основная доля торгового оборота — 85% ввоза и вывоза — приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан, сильнее других связанные с хозяйственным комплексом России. На остальные страны СНГ приходится по 1–3% объема торговли России этим регионом. Вместе с тем Россия заинтересована в этой торговле как для сохранения своего политического влияния в регионе, так и из экономических соображений. На среднюю по качеству, но более доступную по цене и привычную для местных потребителей российскую машиностроительную продукцию здесь по-прежнему сохраняется спрос. Европа выступает основным покупателем российского сырья и топлива. Наиболее крупный торговый оборот Россия имеет с Германией, Италией, Нидерландами, Великобританией и Финляндией. В настоящее время у страны нет возможностей изменить структуру своего экспорта в эти страны, но есть возможность использовать его для закрепления связи России с Европой как надежным и основным партнером по поставкам топливно-энергетических ресурсов, роль которых в экономике остается высокой. Поэтому Россия строит новые нефтегазопроводы и морские порты для обеспечения надежности и развития торговли сырьем, в обмен на которое страна стремится закупать в Европе новое технологическое оборудование, создавать совместные предприятия, получать инвестиции для модернизации своей промышленности. Страны Восточной и Южной Азии выступают все более крупными торговыми партнерами России. Среди них основная роль принадлежит Китаю, Японии, Индии, Южной Корее, а также Турции, на которые приходится 75% торгового оборота со странами Азии. Укрепление торговли с этими странами выгодно для России по ряду позиций. Так, Китай, Индия, Иран предъявляют спрос не только на топливно-сырьевые ресурсы, но и на российскую военную и энергетическую технику, что важно для восстановления нашего технического экспорта. Высокотехнологичные экономики Японии и Кореи в ответ на экспорт нашего сырья и топлива могут помочь в освоении наших восточных районов, как инвестициями в разработку ресурсов, так и созданием здесь современных предприятий. Развитое в большинстве этих стран субтропическое земледелие помогает наполнить российский продовольственный рынок его продукцией. Так, лесная и холодная Сибирь соседствует с безлесным Китаем, где в избытке выращивают апельсины, мандарины, чай, бананы, рис, сою. Обмен продукцией лесного и сельского хозяйства — одна из линий торговых связей. Развивающийся Китай уже сейчас является главным покупателем в России черных металлов, проката, цемента, химикатов и др. сырья, растет его потребность в нефти и природном газе, в цветных металлах, которыми богата наша Сибирь. В ответ Россия может получать из Китая широкий набор предметов народного потребления, если будет закупать их на крупных заводах и фабриках. Освоение сибирских месторождений сырья, топлива, лесных массивов сдерживается недостатком рабочей силы. Поставленный в рамки закона поток дешевой рабочей силы из Китая, где имеется ее излишек, может помочь решить эту проблему. США как крупнейшая страна мира с всесторонне развитой экономикой и высокими технологиями является важным торговым партнером для любой страны, в т.ч. и для России. По размеру торгового оборота среди стран дальнего зарубежья она занимала четвертое место. Недостатком этого партнерства являются достаточно жесткие ограничения на импорт той или иной продукции, принимающие часто политический характер, а также сильное преобладание топливносырьевого экспорта. Вместе с тем с США перспективно сотрудничество в области высоких технологий, например, в аэрокосмической, а соперничество с США в производстве вооружений и ядерной энергетики в прошлые десятилетия вывело Россию на первые места в мире по их разработке.

 

Источник: https://geographyofrussia.com/vneshneekonomicheskie-svyazi/

Политико-административное и экономическое районирование России.

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства.

Россия состоит из 84 субъектов федерации (смотри справочные материалы) – 21 республики, 8 краев, 5 автономных округов, одной аватономной области, 47 областей и двух городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Смотри справочные материалы.

Элементы для вычерчивания схемы «Административно-территориального устройства России».

Ф е д е р а л ь н ы й у р о в е н ь

1) Президент РФ

2) Федеральные округа (с центрами округов) – 8.

3) Субъекты Федерации (государственно-территориальные образования: края- 9, области -46, города федерального значения -2; национально-территориальные образования: республики -21, автономная область -1, автономные округа -4)

М е с т н ы й у р о в е н ь

Города (городские районы и округа, города республиканского, краевого, областного подчинения, муниципальные образования)

Районы (поселки городского типа, сельские администрации).

В мае 2000г. по Указу Президента РФ В.В.Путина для укрепления эффективности государственной власти, совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России и решений федерального правительства были образованы семь федеральных округов, а в настоящее время их восемь, включающих все субъекты Федерации.

Центральный федеральный округ

Включает регионы Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов. Центр – Москва.

Северо-Западный федеральный округ

Включает регионы Северного и Северо-Западного экономических районов и Калининградскую область. Центр – Санкт-Петербург.

Южный Федеральный округ

Включает Республику Адыгею, Краснодарский край и Ростовскую область, Республику Калмыкию, Астраханскую и Волгоградскую области. Центр – Ростов-на-Дону.

Северо-Кавказский Федеральный округ

Включает Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево_Черкесскую Республику, Северную Осетию, Ставропольский край и Чеченскую Республику. Центр – Ставрополь.

Приволжский федеральный округ

Включает регионы Волго-Вятского, Поволжского (кроме Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей), Уральского (кроме Свердловской, Челябинской и Курганской областей) экономических районов. Центр – Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ

Включает Свердловскую, Челябинскую, Курганскую, Тюменскую области (Ямало-Ненецкий АО и Манты-Мансийский АО). Центр – Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ

Включает регионы Западно-Сибирского (кроме Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО) и Восточно-Сибирского экономических районов. Центр – Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ

Включает регионы Дальневосточного экономического района. Центр – Хабаровск

Районирование – метод деления территории по определенным признакам на отдельные части (районы). Район – это территория (или акватория), отличающаяся от других особенностями происхождения, природы, населения и хозяйства. (Территории, отличающиеся друг от друга специализацией, называются экономическими районами).

На территории России выделяют 11 экономических районов и Калининградскую область (смотри справочные материалы).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите площадь территории России, ее протяженность и крайние точки.

2. С какими государствами наша страна граничит по суше и по морю? Назовите все моря, которые омывают территорию России.

3.Укажите основные особенности географического положения России.

4. Как изменилось в последние годы политико- и экономико-географическое положение России?

5. Какие и сколько всего субъектов входят в состав России?

6. Что такое районирование и назовите экономические районы на территории нашей страны?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Используя справочные материалы и политико-административную карту России, заполните следующую таблицу:

«Столицы и центры автономий РФ».

Экономический район Республика, АО Столица, центр

Северный

2. На основе анализа справочного материала запишите «Самое, самое …….»

3. Назовите субъекты и их центры, которые отмечены кружочком на контурной карте России.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: