Конституция США 1789 г. и Билль о правах 1789 г

Созванный в Филадельфии Конвент из представителей всех шта­тов под председательством Дж. Вашингтона подготовил новую Кон­ституцию 1787 г. вступившую в силу 4 марта 1789 г. после ее ратифика­ции 11 штатами.

Это был уникальный для своего времени документ и первая в ми­ровой истории (исключая Статьи конфедерации) писанная конституция. Она закрепляла республиканскую форму правления в масштабах всей страны и в каждом штате. Но главная ее новизна состояла в особом зна­чении положений, которым была придана сила главенствующей госу­дарственно-правовой нормы. Это определяющая роль конституции выражалась в том, что все законы, как общие, федеральные, так и дей­ствующие в отдельных штатах, должны соответствовать федеральной конституции. На практике это означало, что всякие попытки изменить форму правления, осуществить раздел страны, противопоставить феде­ральным законам законы штатов, стали расцениваться как государствен­ная измена.

За основу устройства высшей государственной власти был принят принцип разделения властей (см. схему 62). Учредители американской конституционной системы воспринимали этот принцип через призму своих собственных представлений о государственном устройстве, обус­ловленных специфическими условиями США. Характерной чертой “хо­рошего правления” они считали “силу” законодательной власти, сосре­доточенной в руках конгресса, “энергию” исполнительной власти, воз­главляемой президентом, и “мудрость” судебной власти, осуществляе­мой верховным судом и системой нижестоящих судов с участием при­сяжных заседателей.

Следуя принципу разделения властей, учредители стремились строго разграничивать компетенцию центральных органов государствен­ной власти. Необходимо, писал Т. Джефферсон, чтобы “полномочия го­сударственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правительственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих законных прерогатив, находясь под эф­фективным контролем и сдерживаемый другими”. В соответствии с этим в Конституции была предусмотрена сложная система “сдержек и про­тивовесов”, предназначенная для взаимного сбалансирования властных полномочий государственных органов, так и для ограждения юриди­ческой самостоятельности каждой организационно выделенной ветви государственной власти.

При всем различии политических взглядов учредителей Консти­туции главным было умеренно-консервативное стремление “устано­вить крепкий барьер против эксцессов демократии”, поэтому в систе­ме “сдержек и противовесов” наиболее мощные средства нейтрализации были направлены на законодательное собрание, которое по своей природе тесно связано с избирателями, чем на другие органы власти. Отсюда – стремление предотвратить “деспотизм большинства”, необдуманность и поспешность его действий, стремление помешать узурпации власти народным собранием, его “тирании”. Мэдисон считал необходимым разделение законодательной ветви на две разные палаты, предоставление президенту право вето на законопроекты. Сама необходимость сдержек и противовесов выводилась Мэдисоном из наличия в обществе разнообразных интересов и мнений, которые взаимодействуя и сталкиваясь друг с другом, как бы погашаются в процессе противоборства и соперничества, создавая в механизме управления некое стабилизирующее устройство, обеспечивающее национальное единство и политическую свободу. Действенным такое устройство может быть лишь при его институализации, т.е. воплощении в систему конституционно-правовых средств, методов и процедур компромиссного разрешения социальных конфликтов. Исходным принципом Мэдисона была формула: “правление большинства, но при уваже­нии прав меньшинства”.

Все это нашло отражение в Конституции. Суть системы “сдержек и противовесов” состоит в том, что власть палаты представите­лей сдерживается Сенатом, в котором все штаты представлены по­ровну. В свою очередь Сенат лишен права бюджетной инициативы. Власть обеих палат ограничена президентом - его правом отлагатель­ного “вето”. Полномочия же президента лимитируются сенатом, со­гласие которого требуется при назначении министров (госсекретарей) и др. высших госслужащих.

В Конституции была предусмотрена и специальная процедура, затрудняющая ее пересмотр. При голосовании по проекту поправок тре­бовалось квалифицированное большинство — не менее 2/3 палат конг­ресса и при ратификации как минимум 3/4 от всех законодательных ор­ганов штатов. Весьма парадоксально, но проблема изменения встала сразу же после принятия. В самом тексте не было ни слова о гражданс­ких правах.

В 1789-1791 гг. были разработаны и одновременно приняты 10 поправок в Билль о правах. 1-я провозглашала политические свобо­ды: слова, печати, собраний, свободу совести. 2-я закрепляла за граж­данами право носить и хранить оружие, связывая это право с необходи­мостью иметь народное ополчение для защиты государства. 4-я - пра­во граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества. Зап­рещались незаконные аресты и обыски. Последний возможны только на основании ордера при наличии достаточных оснований. 5-я содер­жит запреты на повторное уголовное преследование за одно и тоже преступление, на принуждение человека к даче показаний против са­мого себя, на применение санкций против человека без надлежащей правовой процедуры, запрет на безвозмездное отчуждение частной соб­ственности для общественного пользования. Привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление должно осуществляться толь­ко расширенной коллегией присяжных; 6-я закрепляет процессуальные гарантии и права обвиняемого: право на скорый и публичный суд при­сяжных, право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку, на вызов свидетелей со своей стороны и на по­мощь адвоката.

7-я устанавливает право на рассмотрение гражданских дел судом присяжных. 8-я запрещает при уголовном преследовании требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, жестокие и необыч­ные наказания. 9-я устанавливает, что перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание иных, не упомянутых в ней прав народа. Всего за 200 с лишнем лет было при­нято 26 поправок, последняя - в 1971 г.

Оценивая Конституцию, следует подчеркнуть, что она самая ста­бильная и долговечная, ибо в ней заложена большая приспособляемость к изменениям в общественной жизни.

Законодательная власть принадлежит Конгрессу состоящему из 2-х палат: палаты представителей и сената. Истоки: Англия с его парла­ментом, федеральная структура государства. Палата представителей избирается пропорционально количеству населения штатов. Переизби­рается полностью каждые два года. Председательствует спикер - ре­шает процедурные вопросы.

Сенат - избирается на б лет (30 лет - возраст, проживающий в штате избираемом, 9 лет гражданства США), Конгресс имеет право издавать все законы.

Президент имеет право вето, но его можно преодолеть если пройдет повторное голосование в 2/3 голосов в каждой из палат. Парламент располагает правом импичмента, т.е. судебным полномочием отстранения всех должностных лиц, включая Президента и членов Верховного суда: за государственную измену, взяточничество и т.д. Обвинение выдвигается Палатой представителей, а решение выносится Сенатом.

Исполнительная власть принадлежит Президенту избираемому на 4 года в ходе двухстепенных выборов. Отдельные штаты избирают выборщиков по числу депутатов и сенаторов, выборщики избирают Президента и Вице-президента.

Президентом может быть любой прирожденный, но не натурализованный (получивший гражданство не по рождению) американец 35 лет, проживший не менее 14 лет на территории США. В отличии от английского монарха, который царствует, но не правит, Президент правит, но не царствует.

Круг его полномочий достаточно широк: право вето, право “карманного вето”. Суть последней процедуры состоит в том, что он может задержать в любой палате непродуманный законопроект до последних дней сессии. Получаемый президентом менее чем за 10 дней до окончания сессии проект откладывается, “прячется в карман”.

Вице-президент председательствует в Сенате. Но его реальные функции определяются в каждом конкретном случае Президентом. Центральное управление состоит из департаментов, возглавляемых государственными секретарями.

Но они не образуют кабинет министров т.е., не имеют права принимать ответственные решения. Сначала их было три: госдепартамент (внешние дела), финансов и военный. Одновременно была введена должность Генерального атторнея (прокурора), позднее с 1870 г. возглавившего министерство юстиции. Все госсекретари назначаются Президентом и несут ответственность перед ним. Они не могут быть членами конгресса.

Судебная власть принадлежит Верховному суду США, назначаемому президентом с согласия Сената. Сначала 6 членов, а с 1869 г. и до сих пор Верховный суд состоит из 9 членов. Как суд первой инстанции он рассматривает споры между штатами, исковые дела возбужденные против послов и официальных представителей иностранных государств, члнов их семей или служащих. Осуществляет конституционный надзор, контролирует деятельность Конгресса. Причем этих полномочий нет в Конституции, они выработаны практикой американского судопроизводства.

В начале ХIХ в. председатель Верховного суда Дж. Маршалл выдвинул теорию судебной ревизии законов и сам суд утвердил себя стражем Конституции. Доктрины Верховного суда составляют как бы неписанную часть Конституции.

Атторнейская или прокуроская служба возглавляется Генеральным атторнеем, который представляет интересы страны в судебных спорах, консультирует правительство, обеспечивает исполнение федерального законодательства через аппарат министерства юстиции.

США по конституции 1787 г. явились первым удачным примером федеративной формы государственного устройства.

Революция в Северной Америке освободила американский народ от колониального угнетения, уничтожила феодальные напластования, создала условия для развития рыночных отношений.

Оценивая итоги революции в Северной Америке, необходимо учи­тывать, что она была призвана разрешить две задачи. Первая из них - политическая - решена полностью. На месте 13 британских колоний возникло независимое государство - США. Однако социально-эконо­мическая задача не была доведена в ходе резолюции до конца, в резуль­тате чего было создано общество с пережитками докапиталистических форм эксплуатации (рабство негров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: