Созванный в Филадельфии Конвент из представителей всех штатов под председательством Дж. Вашингтона подготовил новую Конституцию 1787 г. вступившую в силу 4 марта 1789 г. после ее ратификации 11 штатами.
Это был уникальный для своего времени документ и первая в мировой истории (исключая Статьи конфедерации) писанная конституция. Она закрепляла республиканскую форму правления в масштабах всей страны и в каждом штате. Но главная ее новизна состояла в особом значении положений, которым была придана сила главенствующей государственно-правовой нормы. Это определяющая роль конституции выражалась в том, что все законы, как общие, федеральные, так и действующие в отдельных штатах, должны соответствовать федеральной конституции. На практике это означало, что всякие попытки изменить форму правления, осуществить раздел страны, противопоставить федеральным законам законы штатов, стали расцениваться как государственная измена.
За основу устройства высшей государственной власти был принят принцип разделения властей (см. схему 62). Учредители американской конституционной системы воспринимали этот принцип через призму своих собственных представлений о государственном устройстве, обусловленных специфическими условиями США. Характерной чертой “хорошего правления” они считали “силу” законодательной власти, сосредоточенной в руках конгресса, “энергию” исполнительной власти, возглавляемой президентом, и “мудрость” судебной власти, осуществляемой верховным судом и системой нижестоящих судов с участием присяжных заседателей.
|
|
Следуя принципу разделения властей, учредители стремились строго разграничивать компетенцию центральных органов государственной власти. Необходимо, писал Т. Джефферсон, чтобы “полномочия государственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правительственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих законных прерогатив, находясь под эффективным контролем и сдерживаемый другими”. В соответствии с этим в Конституции была предусмотрена сложная система “сдержек и противовесов”, предназначенная для взаимного сбалансирования властных полномочий государственных органов, так и для ограждения юридической самостоятельности каждой организационно выделенной ветви государственной власти.
При всем различии политических взглядов учредителей Конституции главным было умеренно-консервативное стремление “установить крепкий барьер против эксцессов демократии”, поэтому в системе “сдержек и противовесов” наиболее мощные средства нейтрализации были направлены на законодательное собрание, которое по своей природе тесно связано с избирателями, чем на другие органы власти. Отсюда – стремление предотвратить “деспотизм большинства”, необдуманность и поспешность его действий, стремление помешать узурпации власти народным собранием, его “тирании”. Мэдисон считал необходимым разделение законодательной ветви на две разные палаты, предоставление президенту право вето на законопроекты. Сама необходимость сдержек и противовесов выводилась Мэдисоном из наличия в обществе разнообразных интересов и мнений, которые взаимодействуя и сталкиваясь друг с другом, как бы погашаются в процессе противоборства и соперничества, создавая в механизме управления некое стабилизирующее устройство, обеспечивающее национальное единство и политическую свободу. Действенным такое устройство может быть лишь при его институализации, т.е. воплощении в систему конституционно-правовых средств, методов и процедур компромиссного разрешения социальных конфликтов. Исходным принципом Мэдисона была формула: “правление большинства, но при уважении прав меньшинства”.
|
|
Все это нашло отражение в Конституции. Суть системы “сдержек и противовесов” состоит в том, что власть палаты представителей сдерживается Сенатом, в котором все штаты представлены поровну. В свою очередь Сенат лишен права бюджетной инициативы. Власть обеих палат ограничена президентом - его правом отлагательного “вето”. Полномочия же президента лимитируются сенатом, согласие которого требуется при назначении министров (госсекретарей) и др. высших госслужащих.
В Конституции была предусмотрена и специальная процедура, затрудняющая ее пересмотр. При голосовании по проекту поправок требовалось квалифицированное большинство — не менее 2/3 палат конгресса и при ратификации как минимум 3/4 от всех законодательных органов штатов. Весьма парадоксально, но проблема изменения встала сразу же после принятия. В самом тексте не было ни слова о гражданских правах.
В 1789-1791 гг. были разработаны и одновременно приняты 10 поправок в Билль о правах. 1-я провозглашала политические свободы: слова, печати, собраний, свободу совести. 2-я закрепляла за гражданами право носить и хранить оружие, связывая это право с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства. 4-я - право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества. Запрещались незаконные аресты и обыски. Последний возможны только на основании ордера при наличии достаточных оснований. 5-я содержит запреты на повторное уголовное преследование за одно и тоже преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без надлежащей правовой процедуры, запрет на безвозмездное отчуждение частной собственности для общественного пользования. Привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление должно осуществляться только расширенной коллегией присяжных; 6-я закрепляет процессуальные гарантии и права обвиняемого: право на скорый и публичный суд присяжных, право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката.
7-я устанавливает право на рассмотрение гражданских дел судом присяжных. 8-я запрещает при уголовном преследовании требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. 9-я устанавливает, что перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание иных, не упомянутых в ней прав народа. Всего за 200 с лишнем лет было принято 26 поправок, последняя - в 1971 г.
Оценивая Конституцию, следует подчеркнуть, что она самая стабильная и долговечная, ибо в ней заложена большая приспособляемость к изменениям в общественной жизни.
|
|
Законодательная власть принадлежит Конгрессу состоящему из 2-х палат: палаты представителей и сената. Истоки: Англия с его парламентом, федеральная структура государства. Палата представителей избирается пропорционально количеству населения штатов. Переизбирается полностью каждые два года. Председательствует спикер - решает процедурные вопросы.
Сенат - избирается на б лет (30 лет - возраст, проживающий в штате избираемом, 9 лет гражданства США), Конгресс имеет право издавать все законы.
Президент имеет право вето, но его можно преодолеть если пройдет повторное голосование в 2/3 голосов в каждой из палат. Парламент располагает правом импичмента, т.е. судебным полномочием отстранения всех должностных лиц, включая Президента и членов Верховного суда: за государственную измену, взяточничество и т.д. Обвинение выдвигается Палатой представителей, а решение выносится Сенатом.
Исполнительная власть принадлежит Президенту избираемому на 4 года в ходе двухстепенных выборов. Отдельные штаты избирают выборщиков по числу депутатов и сенаторов, выборщики избирают Президента и Вице-президента.
Президентом может быть любой прирожденный, но не натурализованный (получивший гражданство не по рождению) американец 35 лет, проживший не менее 14 лет на территории США. В отличии от английского монарха, который царствует, но не правит, Президент правит, но не царствует.
Круг его полномочий достаточно широк: право вето, право “карманного вето”. Суть последней процедуры состоит в том, что он может задержать в любой палате непродуманный законопроект до последних дней сессии. Получаемый президентом менее чем за 10 дней до окончания сессии проект откладывается, “прячется в карман”.
Вице-президент председательствует в Сенате. Но его реальные функции определяются в каждом конкретном случае Президентом. Центральное управление состоит из департаментов, возглавляемых государственными секретарями.
|
|
Но они не образуют кабинет министров т.е., не имеют права принимать ответственные решения. Сначала их было три: госдепартамент (внешние дела), финансов и военный. Одновременно была введена должность Генерального атторнея (прокурора), позднее с 1870 г. возглавившего министерство юстиции. Все госсекретари назначаются Президентом и несут ответственность перед ним. Они не могут быть членами конгресса.
Судебная власть принадлежит Верховному суду США, назначаемому президентом с согласия Сената. Сначала 6 членов, а с 1869 г. и до сих пор Верховный суд состоит из 9 членов. Как суд первой инстанции он рассматривает споры между штатами, исковые дела возбужденные против послов и официальных представителей иностранных государств, члнов их семей или служащих. Осуществляет конституционный надзор, контролирует деятельность Конгресса. Причем этих полномочий нет в Конституции, они выработаны практикой американского судопроизводства.
В начале ХIХ в. председатель Верховного суда Дж. Маршалл выдвинул теорию судебной ревизии законов и сам суд утвердил себя стражем Конституции. Доктрины Верховного суда составляют как бы неписанную часть Конституции.
Атторнейская или прокуроская служба возглавляется Генеральным атторнеем, который представляет интересы страны в судебных спорах, консультирует правительство, обеспечивает исполнение федерального законодательства через аппарат министерства юстиции.
США по конституции 1787 г. явились первым удачным примером федеративной формы государственного устройства.
Революция в Северной Америке освободила американский народ от колониального угнетения, уничтожила феодальные напластования, создала условия для развития рыночных отношений.
Оценивая итоги революции в Северной Америке, необходимо учитывать, что она была призвана разрешить две задачи. Первая из них - политическая - решена полностью. На месте 13 британских колоний возникло независимое государство - США. Однако социально-экономическая задача не была доведена в ходе резолюции до конца, в результате чего было создано общество с пережитками докапиталистических форм эксплуатации (рабство негров).