Что значит быть свободным?

В самом начале, когда только видишь поставленный вопрос, сразу напрашивается наверняка очевидный для большинства ответ: быть свободным – это значит быть независимым в своих действиях от других людей; однако после прочтения главы из книги Виктора Франкла, австрийского психотерапевта, который три года был узником концентрационных лагерей, становится ясно, что понятие «свободного человека» куда более глубокое, чем то примитивное определение, которое я только что дала.

Франкл показывает нам внутреннюю жизнь в концлагерях, которые представляют собой одно из самых жесточайших явлений, служащих примером потери человечности: в каких-то, по его же словам, было лучше, чем в другом, и перемещение в тот, который был благоприятнее по меркам узников, было для них огромным счастьем. В тексте постоянно уточняется, что нам, «внешним наблюдателям», будет довольно сложно увидеть в ситуации заточения поводы для положительных эмоций, однако они являются основой выживания у людей, на чью долю выпало это испытание. Не зря я называю заточение испытанием, ведь само «испытание» предполагает что-то проходящее, некую преграду на жизненном пути человека, которую необходимо преодолеть, чтобы не потерять самого себя. Такие слова могут восприниматься циничными, но после ознакомления с жизнью узников приходит понимание, что им было необходимо иметь какую-то цель на будущее для выживания и постоянного поиска сил внутри себя, а для этого было нужно считать данный этап своей жизни не конечным.

Несмотря на горькую и, казалось бы, безнадежную атмосферу, которой пронизана данная глава, при прочтении чувствуется вера во что-то светлое и хорошее. Наверное, такое ощущение складывается из-за главного героя повествования в лице самого Франкла, который не только не теряет себя все эти мучительные три года, но и находит в себе мужество делиться своими силами с другими людьми. «Вторая психологическая фаза» в качестве узника концлагеря характеризуется апатией и потерей стремления к жизни, но мы видим, как автор подавляет в себе желание смириться со своим положением и старается не дать этого сделать другим. Концлагерь – это не только проявление массового террора и геноцида, но и так же подавление духовной составляющей человека, под которой я понимаю индивидуальный набор качеств, делающих человека конкретной личностью, а не простым представителем вида Homo sapiens. К сожалению, многие люди не выдержали этого давления, но те, кто могли показаться по первому впечатлению слабыми и не готовыми к изнурительной физической работе, с большей вероятностью имели успех в сопротивлении фактически убийству их личности, потому что за их плечами была богатая (не в материальном плане) интеллигентная жизнь и честь. Франкл был как раз одним из тех, кого зачастую спасала не физическая форма, а ум и чуткость. Его причиной для выживания стала любовь к его жене, и его даже не останавливал тот факт, что ее уже может не быть в живых. «Спасение человека – в любви и через любовь».

Эти слова врезались в мою память и в дальнейшем не выходили из головы. Наверное, это один из основных тезисов данной главы. Любовь может пониматься не в общепринятом значении отношений между двумя людьми, а в проявлении чувств ко всему, что кажется близким или дарит ощущение удовлетворения. Например, узники часто, пока рядом не было надзирателей, разговаривали о еде и о том, что бы они хотели съесть, когда наконец выберутся за пределы концлагеря. Я думаю, что подобные слова тоже можно расценивать как любовь, так как такими мыслями люди не только радовали себя, но и давали себе веру в будущее. Лишиться любви означало лишиться поиска смысла для выживания.

Говоря об упомянутой мною чести, вспоминается описание «третьей психологической фазы», переживаемой узниками, а именно отрывок, в котором говорится о том, что люди, побывавшие в длительном заточении, как бы заражаются подобным отношением, и зачастую проецируют его на других людей. Человек чести ни за что не станет относиться к людям негуманно и жестоко, даже если он сам пережил подобное. Ни один из людей не заслуживает обращения к себе, какое практиковалось в Освенциме и остальных концлагерях, и это необходимо было понимать. Нельзя оправдывать эсэсовцев, но те из них, кто входили в положение узников и делились с ними дополнительной едой и не издевались, в теории тоже могли обладать честью, ведь, возможно, они этими действиями спасли не одну жизнь. Осознание того, что любая группа людей разношерстна, так же говорит о наличии у узников чести, потому что накопившаяся за все время злоба и жажда мести тоже могли сломать личность.

Реабилитация спасенных, очевидно, протекала тяжело. Как бы сильно люди ни цеплялись за свои жизни, по итогу их психика была сломана, и восстановить ее по кусочкам, шаг за шагом, было так же сложно, как и пережить весь тот ужас, описанный Франклом. Для кого-то ожидания, которые они себе поставили как цель на будущее, не оправдались, что тоже наносило сильный удар. Кто-то не в силах был отпустить обиду за причиненные ему страдания. Всех этих людей объединяло общее прошлое, которое, я уверена, с каждым годом будет восприниматься все более шокирующим. Этим людям предстояло сделать еще один мучительно сложно дающийся шаг: им нужно было отпустить это прошлое или, другими словами, обратить его в кошмарный сон, далекий от реальности. Примерно так же они делали, будучи еще узниками концлагерей, когда находили свое спасение во снах, которые давали им призрачную иллюзию нормальной жизни, за которую тоже можно было цепляться, однако теперь это будет последний, завершающий шаг в их испытании. Мне кажется практически невозможным то, как люди находили в себе силы пережить этот опыт, и это еще раз доказывает то, что они были по-настоящему свободны все это время и ни разу не изменили самим себе, даже находясь в неволе в таких чудовищных условиях.

Итак, что же значит быть свободным?

Свобода – это огромное множество личностных убеждений, которых человек придерживается вне зависимости от окружающих его условий; это то, что делает его прежде всего личностью, то, что идентифицирует его как человека воли и принципа, и, самое главное, является квинтэссенцией его существования. В тексте Франкла видно, как человек, раз за разом переживая унижения, боль, обиду, гнев и несправедливость, все равно не теряет умения замечать радости, счастья, облегчения и источников силы даже в мелочах. Более того, он не скупится и дает возможность остальным, таким же, как и он сам, познать это, и тем самым спасает хотя бы несколько людей от падения в бездну, из которой выбраться уже будет невозможно. Герой живет своей свободой и не позволяет нацистам забрать у него ее, то единственное, что удерживает его и ведет к дальнейшей жизни уже с физической свободой. Да и так ли важна свобода физическая, если человек утрачивает свободу моральную? На примере многих десятников, потерявших всякое сострадание к людям, по факту ничем от них не отличающимся, можно смело утверждать, что как раз они являются заложниками чужих убеждений, чужих установок и живут далеко не свою жизнь. Свободного душевно человека нельзя лишить воли навсегда, потому что он всегда найдет причины вернуть утраченное в виде прежней жизни, а возможно, он даже получит новую, усовершенствованную жизнь и найдет в себе силы считать пережитое пусть болезненным, но опытом, в то время как человек, зависящий от других ментально, будет обречен зацикливаться на этом всю дальнейшую жизнь и из-за этого стоять на месте. Свобода дает человеку не только устойчивый фундамент, но и прокладывает дальнейшую дорогу для того, чтобы двигаться вперед, при этом пройденные испытания она отгораживает стеной и оставляет лишь в виде важнейших не только для конкретного человека, но и для всего человечества уроков, которые усвоят только те, кто независим ото всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: