Бюджетный процесс в РФ

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

Бюджетный период – это время совершения процесса исполнения бюджета. Он установлен с 1 января по 31 декабря, т. е. календарный год.

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

составление проектов бюджетов;

рассмотрение и утверждение бюджетов;

исполнение бюджетов;

составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составление проекта бюджета основывается на 2 типах документов:

- политические документы (Бюджетное послание Президента, основные направления бюджетной и налоговой политики)

- экономические документы (прогноз социально-экономического развития, среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс, долгосрочные целевые программы и т.д.)

Официально составление бюджета начинается с Бюджетного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год. Послание определяет основные направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.

Проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период должен быть представлен Правительством РФ в Государственную Думу до 26 августа года, предшествующего плани­руемому.

Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов.

Рассматривается и утверждается бюджет представительными органами на основе проекта бюджета. К нему также прилагаются основные направления бюджетно-налоговой политики, прогноз социально-экономического развития территории, пояснительная записка к проекту бюджету.

Законопроект о бюджете рассматривается в несколько чтений, для которых устанавливаются сроки, а все стадии прохождения проекта бюджета в парламенте расписаны по датам.

Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете

Чтение Срок Предмет чтения
Первое До 20 сентября текущего года Доходы, дефицит (профицит), перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределения средств бюджета действующих обязательств
Второе До 20 октября текущего года Утверждение распределения средств бюджета при­нимаемых обязательств между главными распоря­дителями средств федерального бюджета, распре­деление межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, текстовые статьи проекта
Третье До 15 ноября текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете в це­лом; приложения к закону по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета

До 5 декабря текущего года проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации

Для федерального бюджета:

Первое чтение - 20 дней со дня внесения проекта в Думу. Предмет - обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, и основные направления бюджетной и налоговой политики +общий объем расходов и доходов, дефицит, верхний предел долга, нормативы распределения доходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Дума принимает решение о принятии или отклонении бюджета. Если приняли – основные характеристики федерального бюджета считаются утвержденными. После этого Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета без положительного заключения Правительства. Если проект отклонили, то возникают 3 возможных варианта:

1. Проект возвращается в Правительство на доработку.

2.Передается в согласительную комиссию для уточнения характеристик

3.Ставится вопрос о недоверии правительству

Если по итогам доработки или работы комиссии бюджет повторно отклоняют, автоматически ставится вопрос о недоверии Правительству

По итогам рассмотрения принимается постановление Думы о принятии бюджета в первом чтении.

Второе чтение 25 дней после первого. Предмет: приложения к федеральному бюджету устанавливающие: программу распределения межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования по кодам бюджетной классификации, программа заимствований РФ (внешних и внутренних), программа гос. гарантий РФ.

Третье чтение – 10 дней со дня второго. Утверждается ведомственная структура расходов бюджета. Принятый закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: