Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Бюджетный период – это время совершения процесса исполнения бюджета. Он установлен с 1 января по 31 декабря, т. е. календарный год.
|
|
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
составление проектов бюджетов;
рассмотрение и утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составление проекта бюджета основывается на 2 типах документов:
- политические документы (Бюджетное послание Президента, основные направления бюджетной и налоговой политики)
- экономические документы (прогноз социально-экономического развития, среднесрочный финансовый план, сводный финансовый баланс, долгосрочные целевые программы и т.д.)
Официально составление бюджета начинается с Бюджетного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на очередной финансовый год. Послание определяет основные направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.
Проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период должен быть представлен Правительством РФ в Государственную Думу до 26 августа года, предшествующего планируемому.
Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов.
Рассматривается и утверждается бюджет представительными органами на основе проекта бюджета. К нему также прилагаются основные направления бюджетно-налоговой политики, прогноз социально-экономического развития территории, пояснительная записка к проекту бюджету.
Законопроект о бюджете рассматривается в несколько чтений, для которых устанавливаются сроки, а все стадии прохождения проекта бюджета в парламенте расписаны по датам.
Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете
|
|
Чтение | Срок | Предмет чтения |
Первое | До 20 сентября текущего года | Доходы, дефицит (профицит), перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации, общий объем бюджета принимаемых обязательств и распределения средств бюджета действующих обязательств |
Второе | До 20 октября текущего года | Утверждение распределения средств бюджета принимаемых обязательств между главными распорядителями средств федерального бюджета, распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, текстовые статьи проекта |
Третье | До 15 ноября текущего года | Федеральный закон о федеральном бюджете в целом; приложения к закону по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета |
До 5 декабря текущего года проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации |
Для федерального бюджета:
Первое чтение - 20 дней со дня внесения проекта в Думу. Предмет - обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, и основные направления бюджетной и налоговой политики +общий объем расходов и доходов, дефицит, верхний предел долга, нормативы распределения доходов между уровнями бюджетной системы РФ.
Дума принимает решение о принятии или отклонении бюджета. Если приняли – основные характеристики федерального бюджета считаются утвержденными. После этого Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета без положительного заключения Правительства. Если проект отклонили, то возникают 3 возможных варианта:
1. Проект возвращается в Правительство на доработку.
2.Передается в согласительную комиссию для уточнения характеристик
3.Ставится вопрос о недоверии правительству
Если по итогам доработки или работы комиссии бюджет повторно отклоняют, автоматически ставится вопрос о недоверии Правительству
По итогам рассмотрения принимается постановление Думы о принятии бюджета в первом чтении.
Второе чтение 25 дней после первого. Предмет: приложения к федеральному бюджету устанавливающие: программу распределения межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования по кодам бюджетной классификации, программа заимствований РФ (внешних и внутренних), программа гос. гарантий РФ.
Третье чтение – 10 дней со дня второго. Утверждается ведомственная структура расходов бюджета. Принятый закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и направляется на подпись Президенту Российской Федерации