Промышленность строительных материалов работает на собственном сырье. Цементная промышленность Украины зародилась в Амвросиевке. Этот город и ныне является крупнейшим центром отрасли наряду с Краматорском и Енакиево. Домостроительное производство развито в Донецке, Енакиево, Мариуполе, Горловке, Краматорске. Огнеупорные изделия выпускают на предприятиях Красноармейска, Константиновки, Пантелеймоновки, Красногоровки. Кирпич производят в Очеретено, Кутейниково, Фенольной, Красном Лимане (силикатный). Стекольная промышленность развита в Константиновке, Артемовске, Макеевке. Кровельные материалы (толь, рубероид, шифер) выпускают в Краматорске, Амвросиевке, Славянске. Керамические изделия производят в Славянске, Артемовске, Ясиноватой. Термоизоляционные материалы выпускают предприятия Донецка, Мариуполя, Курахово. В небольших городах добывают природный камень, щебень, известняк (Комсомольск, Докучаевск и др.)
В определенной степени все страны мирового сообщества находятся в переходном состоянии, однако в силу неодинакового уровня развития различных стран переходность в современном мире сложна и многогранна, что находит свое отражение в следующих тенденциях:
- во-первых, это постиндустриальные тенденции;
- во-вторых, усилившиеся интеграционные процессы, проявляющиеся во все более разветвленных мировых связях;
- в-третьих, возникновение тенденции к преодолению сильной дифференциации в развитии стран на основе ускоренного индустриального развития слабых стран и глобализации рыночных отношений.
Сегодня в рамках стран мирового сообщества можно выделить несколько разнородных групп:
1. страны-лидеры, находящиеся в движении к постиндустриальному (информационному) обществу;
2. развивающиеся страны;
3. бывшие социалистические страны, переходный процесс которых заключается в переходе от плановой экономики к рыночной.
Следовательно, переходная экономика отдельных стран - частица глобального переходного состояния мирового сообщества. Это означает, что, например, переходная экономика России объединяет в себе и черты своей индивидуальной специфики, и черты, общие с однородными процессами в других бывших социалистических странах, и глобальные черты переходности к постиндустриальному обществу.
Переходному процессу в России присущи черты переходного состояния во всех бывших социалистических странах. Сюда можно отнести:
1. своеобразие исходного состояния, предшествующее переходному процессу: плановая экономика с присущим ей характером экономических связей;
2. переходное состояние в стране, которое связано с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений;
3. необходимость коренного изменения существовавшей структуры производства, отношений собственности, форм хозяйствования, что способствует возникновению значительных социально-экономических издержек в процессе этих преобразований, проявляющихся в спаде производства, ухудшении жизни населения, изменении менталитета и др.;
4. особенности переходной экономики в России во многом обусловлены распадом СССР, разрывом хозяйственных межреспубликанских связей;
5. по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы в России особенно долго просуществовала плановая экономика, что порождает дополнительные трудности в переходном процессе.
Основной задачей для перехода к рыночным отношениям является либерализация экономики, которая включает в себя:
1. внутриэкономическую либерализацию;
2. либерализацию внешнеэкономических отношений;
3. становление рыночной инфраструктуры.
Подобные преобразования характерны для всех стран, совершающих переход от плановой экономики к рыночной.
Внутриэкономическая либерализация связана с проведением следующих шагов:
1. высвобождением процесса формирования цен от централизованного регулирования;
2. введением свободы торговли для физических и юридических лиц;
3. подчинением деятельности производителей требованиям рынка.
Указанные преобразования оказывают серьезное влияние на существующую до сих пор систему хозяйствования, образ жизни и мышления людей, порождает серьезные проблемы.
Значительные противоречия возникают в производственной сфере:
1. многие предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными, особенно с иностранными товаропроизводителями;
2. в наиболее тяжелое положение попадают производители, получавшие ранее дотации от государства или работавшие на государственный заказ (на предприятиях ВПК, в сельском хозяйстве);
3. трудное положение товаропроизводителей усугубляется сокращением спроса населения.
Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при условии его тесной взаимосвязи с мировым рынком. Основными формами либерализации внешнеэкономических отношений являются:
- расширение доступа в страну зарубежных инвестиций;
- устранение централизации внешнеэкономических связей;
- снятие протекционистских ограничений для импорта;
- либерализация экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты.
Рыночная инфраструктура - это система экономических и правовых институтов, обслуживающих рыночный механизм через организацию движения товарного и денежного потоков.
В процессе формирования различных рынков (товаров, труда, капитала) в переходной экономике создаются соответствующие институты: товарные, фондовые, валютные биржи; биржи труда, бюро по трудоустройству и переподготовке кадров; формируется новая банковская система, состоящая из двух уровней: ЦБ страны и коммерческих банков.
В плановой экономике существовали две формы собственности на средства производства: государственная и колхозно-кооперативная, а также личная собственность граждан на предметы потребления. Отличительной чертой указанных форм было огосударствление, т.е. тоталитарное государственное господство.
Основным направлением преобразования отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, является преодоление господства государственной собственности, т. е. разгосударствление собственности.
Одним из путей преодоления господства государственной собственности является приватизация.
Приватизация - это одна из форм разгосударствления собственности. Она связана с образованием как индивидуальной (частной) собственности, так и коллективно-частной в виде акционерных обществ и является характерным явлением для рыночной экономики. Необходимость приватизации вызвана неэффективностью деятельности государственных предприятий. Основными ее чертами являются: многообразие форм и методов проведения, избирательность, длительность сроков ее проведения, предварительное санирование убыточных производств, возмездный характер.
В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием в акционерные общества.
Особенности процесса приватизации, происходившего в России:
1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
3. проведение особого (ваучерного) этапа приватизации.
В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т. н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство и др.).
Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.
В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у «теневиков». Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.
Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:
1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.
Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.
Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путем увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.
Глобализация - один из важнейших экономических процессов современности. В теории под глобализацией понимается создание единого планетарного союза для решения глобальных проблем, в частности между развитыми и развивающимися странами, устранения голода, нищеты и неграмотности.
В действительности процессы глобализации далеко не однозначны. С одной стороны, они не только неотвратимы, но и вполне прогрессивны, отражая объективные потребности всех народов планеты. С другой стороны, некоторые страны с наиболее крупными транснациональными корпорациями (ТНК) действуют в своих, прежде всего эгоистических, интересах. Глобализация искусственно подстегивается, она переходит те пределы, которые можно считать объективно необходимыми, становится средством крайнего монополизма и используется наиболее сильными ТНК для вытеснения с мировых рынков своих конкурентов. В результате глобализация подрывает рыночный, конкурентный характер мировой экономики, задерживая ее развитие, и превращается в орудие установления экономического и политического диктата в мире со стороны группы наиболее развитых стран.
Большое влияние глобализация оказывает на страны с переходной экономикой, поскольку из-за несовершенства законодательных аспектов, отсутствия продуманных стратегий их экономика поставлена в большую зависимость от мировых рынков.
Иностранные инвесторы, проявляя наибольшую активность в финансовом и энергетическом секторах, с одной стороны, помогают в восстановлении экономики, с другой - увеличивают риск возникновения т. н. зависимого капитализма. Подобный риск порожден огромным разрывом между объемами капиталов, вкладываемыми ТНК и иностранными инвесторами в экономику постсоциалистических стран, и собственными вложениями последних на зарубежных рынках, особенно с учетом нехватки капитала в странах с переходной экономикой для удовлетворения своих потребностей. Поэтому перед странами с развивающейся рыночной экономикой стоят задачи усиления роли внутреннего рынка.
С глобализацией связано создание рыночных институтов, в частности принятие новых законов и образование организаций, способствующих рыночному распределению ресурсов, например, правила регулирования торговли в рамках ВТО. На практике эти правила не всегда подходят к условиям конкретной страны. Поэтому важно совершенствовать свои экономические законы и порядки внутри страны, направленные на обеспечение экономического роста.
Домашнее задание
Ответить на контрольные вопросы:
1. Дайте определения понятию валютный курс
2. Классификации валютных курсов
3. Вид и характерстика валютного курса
Сфотографировать ответы и прислать