Тема урока: «Информация вокруг нас».
Цели урока: 1)Познакомить учеников с понятием информация;
2)Рассмотреть основные виды информации и действия с информацией;
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: интерактивная доска.
План урока.
Время | Действия учителя | Действия учеников | Наглядность |
8.30-8.35 | Приветствие учеников, отмечание отсутствующих. | Приветствие учителя. | На доске ребус, связанный с темой урока. |
8.35-8.50 | Изложение нового материала (понятие, виды, действия). | Конспектирование основных моментов урока. | На доске плакат с примерами в изображениях. |
Проведение физкультминутки. | |||
8.50-9.10 | Усвоение теоретических знаний. Проведение теста. | Выполнение теста в коллективе. | Задания теста на карточках. |
9.10-9.15 | Выставление оценок. Домашнее задание. | Записывают д/з. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
|
|
Ученики разгадывают ребус, связанный с темой урока. Нужно разгадать слово, спрятанное в сотах. Выбрать нужные буквы помогут цифры в ячейках таблицы.
II. Изложение нового материала.
- Дети, а как вы понимаете, что такое информация?
Информация - это сведения об окружающем нас мире. Вокруг нас много источников информации: природа, книги, теле- и радиопередачи и так далее. Человек принимает информацию с помощью органов чувств: глаз, ушей, кожи, языка, носа.
- А откуда мы можем получать ее? Приведите примеры из жизни.
Информацию мы получаем из разных источников:
· когда читаем и слушаем;
· смотрим телепередачу;
· дотрагиваемся до предмета;
· пробуем еду или пьем напитки;
· разглядываем картинку.
- Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?
На самом деле понятие «информация» несколько шире, чем мы его определили, и предполагает ощущения и восприятие каждым человеком окружающего мира с помощью мозга и органов чувств - органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Иными словами, информация – это ещё и свежесть дождя, и шум ветра, и тепло нагретого солнцем песка, и радость от увиденной в небе радуги... Всё это – информация.
- Приведите примеры устройств, несущих информацию.
Виды информации. Числовая информация - количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения (12-число, записанное арабскими цифрами; XII-число, записанное римскими цифрами). Текстовая информация – все, что написано на любом из существующих языков (книга – русский язык, book – английский язык, buch – немецкий язык). Графическая информация – рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии. Звуковая информация – все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы. Видеоинформация – последовательность изображений – фильмы, мультфильмы и т.д.
|
|
- Дети, приведите по примеру на каждый вид информации.
Физкультминутка.
Дети хором:
Мы много узнали,
Мы очень устали.
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Учитель:
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И работу вы начните.
Если мы получаем информацию, то мы стараемся обдумать ее. Из этого делаем определенные выводы, другими словами, обрабатываем информацию. Например, когда мы ищем нужное слово в словаре, переводим текст с иностранного языка на русский, раскрашиваем контурные карты – все это является примерами обработки информации. И заметим, что человек постоянно совершает действия связанные с получением и передачей хранением и обработки информации.
-А попробуйте вы ребята, привести примеры работы с информацией.
III. Закрепление теоретических знаний на практике.
Для закрепления пройденного материала на уроке я раздаю карточки с заданиями и мы вместе разбираем эти задания.
1. Дайте самый полный ответ. Информация — это…
сведения об окружающем нас мире
то, что передают по телевизору в выпусках новостей
прогноз погоды
то что печатают в газете
2. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии — это примеры
числовой информации
текстовой информации
графической информации
звуковой информации
видео информации
3. Все, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин — относится к
числовой информации
текстовой информации
графической информации
звуковой информации
видео информации
4. Определите вид информации в следующих ситуациях (установите соответствие):
Ваня читает книгу | Звуковая |
Даша изучает схему метро | Вкусовая |
Саша слушает радионовости | Зрительная |
Женя смотрит мультфильм | Осязательная |
Вася вдыхает аромат свежеиспеченной булочки | Обонятельная |
Лиза пьет горькую микстуру | |
Витя ныряет в реку |
5. Отметьте галочками характеристики предметов и явлений, которые человек воспринимает при помощи:
а) органов зрения:
o Громкий
o Светлый
o Сочный
o Яркий
o Огромный
o Звонкий
o Тусклый
o Широкий
o Близкий
б) органов слуха:
o Громкий
o Мелодичный
o Сочный
o Ароматный
o Огромный
o Звонкий
o Тусклый
o Холодный
o Ритмичный
в) органов осязания:
o Горячий
o Мягкий
o Морской
o Ароматный
o Огромный
o Шершавый
o Мокрый
o Кислый
o Высокий
г) органов вкуса:
o Горячий
o Мягкий
o Горький
o Ароматный
o Сладкий
o Воздушный
o Мокрый
o Кислый
o Соленый
6. Укажите жизненные ситуации, в которых осуществляется:
А) получение информации:
o Ученик слушает объяснения учителя
o Пятиклассник заполняет календарь погоды
o Папа слушает по авторадио информацию о пробках на дороге
o Мальчик фотографируется с другом
o Бабушка пробует на вкус варенье, приготовленное по новому рецепту.
Ю) передача информации
o Сын рассказывает родителям, как прошел день в школе
o Дедушка смотрит выпуск новостей по телевизору
o Пятиклассники выполняют контрольную работу по математике
o Раздается бой курантов
o Вы отправляете электронное письмо
В) хранение информации:
o Пятиклассница заучивает стихотворение наизусть
o Родители получают SMS-сообщение о результатах успеваемости их сына
o Ученик читает текст параграфа
o Мама сохраняет в своем мобильном телефоне номер классного руководителя
o Туристы фотографируются на фоне достопримечательностей
|
|
Г) обработка информации:
o Шахматист обдумывает очередной ход
o Девочка вдыхает аромат цветка
o Ученики выполняют перевод текста с английского на русский
o Водитель останавливается на красный с светофора
o Мальчик делится впечатлениями о поездке
IV. Итог урока.
На уроке мы познакомились с понятием «информация», узнали о действиях с информацией, о хранении информации. Выставление оценок.
Запишем д/з.
Внеклассное мероприятие по информатике «Мы помним…»
Цель мероприятия: повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся.
Задачи мероприятия:
1. Образовательная: способствовать формированию у обучающихся знаний о городах героях Великой Отечественной войны.
2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся творческого, поискового, логического мышления, внимания.
3. Воспитательная: создать условия для воспитания у обучающихся познавательной активности и интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
• Предметные – иметь представление о видах информации по способу восприятия, по форме представления, об основных и периферийных устройствах компьютера.
• Метапредметные – умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
• Личностные – формировать положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества; развивать творческие способности учащихся.
Слайд 1
Ведущий 1: Я не напрасно беспокоюсь
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память –наша совесть
Она как сила нам нужна.
Слайд 2
Ведущий 2: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история.
|
|
Слайд 3
Ведущий 1: Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий Указ от 8 июля 2019 г. № 327. Согласно документу 2020 год объявлен Годом памяти и славы.
Слайд 4
Ведущий 2: Дорогие, ребята! Уважаемые гости! Мы начинаем Викторину «Мы помним...», посвященный 75 летию Великой Победы!
Ведущий 2: Соревноваться мы будем командами. Встречаем команду «Дружина».
Ведущий 1: Добро пожаловать команда «Легион». Слайд 5
Итак, у нас есть две команды «Дружина» и «Легион». Слайд 6
В течении всей викторины нам почтальон принесет письма из разных городов. Эти города получили замечательное название – Города – герои!
Ведущий 2: А теперь хотим представить Вам членов жюри:
-
-
-
Ведущий 1: Начинаем нашу викторину.
Слайд 7 Почтальон