ТЕМА № 11
«ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Нижний Новгород, 2019
Авторы:
Федулов А.В.доцент кафедры уголовно-процессуального праваПриволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,к.ю.н., доцент.
Наметкин Д.В., доцент кафедры уголовно-процессуального праваПриволжского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,к.ю.н.
______________ «26» апреля 2019 г.
Тезисы лекции по дисциплине разработаны в соответствии с Рабочей программой и входят в Учебно-методический комплекс по дисциплине«Правоохранительные и судебные органы».
Тезисы лекции обсуждались и одобрены кафедрой уголовно-процессуального права Приволжского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (протокол № 9 «26» апреля 2019 г.).
Зав. кафедрой Аменицкая Н.А., к.ю.н., доцент ____________________
______________ «26» апреля 2019 г.
Органы обеспечения безопасности Российской Федерации
Лекция (часть 1) – 2 часа
Вопросы:
1. Национальная безопасность России и ее угрозы.
2.Совет Безопасности РФ.
3. Федеральная служба безопасности РФ.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ.
2. ФЗ РФ от 8.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).
3. ФЗ РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»(с изменениями и дополнениями).
4. ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ«О противодействии коррупции»(с изменениями и дополнениями).
5. ФЗ РФ от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»(с изменениями и дополнениями).
6. ФЗ РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(с изменениями и дополнениями).
7. ФЗ РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности»(с изменениями и дополнениями).
8. ФЗ РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ«О транспортной безопасности»(с изменениями и дополнениями).
9. ФЗ РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности»(с изменениями и дополнениями).
10. ФЗ РФ от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»(с изменениями и дополнениями).
11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями).
12. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590«Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»(вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации»)(с изменениями и дополнениями).
Литература
Основная:
1. Миронов Р.Г. Правоохранительные органы: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 256 с. — (Профессиональное образование). // http://znanium.com.
2. Правоохранительные органы: учебник и практикум для СПО/ под общ. ред. М. П. Полякова. — М.: Юрайт, 2018. — 363 с. — (Профессиональное образование).// www.biblio-online.ru.
Дополнительная:
1. Бозров В.М. Правоохранительные органы. Практикум: учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2018. — 171 с. — (Профессиональное образование). www.biblio-online.ru.
Национальная безопасность России и ее угрозы
Национальная безопасность включает в себя:
1) оборону страны;
2) государственную безопасность;
3)общественную безопасность;
4) информационную безопасность;
5) экологическую безопасность;6) экономическую безопасность;
7) транспортную безопасность;
8) энергетическую безопасность;
9) безопасность личности.
Национальные интересы Российской Федерации - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.
Обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса мер по обеспечению безопасности;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку и внедрение современных видов вооружения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности органов государственной власти в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности.
Угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Основными угрозами национальной безопасности являются:
1)разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
2) деятельность террористических и экстремистских организаций;
3) деятельность радикальных общественных объединений и группировок;
4) деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных;
5) деятельность, связанная с использованием информационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма;
6) преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
7) коррупция.
Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются:
- усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности;
- совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьба с такими явлениями;
- развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом;
- повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.
Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем:
а) повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора);
б) совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики);
в) разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.
Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти; развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности.
Создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры.
Совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур.
Осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности.
Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности:
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;
2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности:
1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.