Тема: Творчество Питера Брейгеля

История искусств 5 «А»

 

Известный нидерландский художник Брейгель Питер (Старший), известный также как «крестьянский художник» или «мужицкий», за свою приверженность к изображениям сельских пейзажей и жанровых сцен, посвященных жизни простого народа. Дал миру еще двух художников сыновей: Питера Младшего «Адского» и Яна Старшего «Райского».

Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию. Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи. В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам. Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды. Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.

Падение Икара

На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами. В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.

Большие рыбы поедают малых

Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде. В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель. Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года. Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах. В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти. Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель. Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей. Кроме этого в своих произведениях художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.

 


Поклонение волхвов Поклонение волхвов

Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» вызывала и вызывает множество толков и споров. Она посвящена Рождению Иисуса Христа, но по общему впечатлению оно навевает скорее тягостные мысли о том, что если в стране война, то рождение младенца не приносит никому радости. В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера. НА произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.

Жатва

Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва». Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.

Охотники на снегу

Охотники на снегу

Это полотно так же относится к серии «Месяцы» и изображает какой-то из зимних месяцев. Это белая сияющая равнина под зеленовато- серым небом, природа отдыхает от трудов праведных, люди заняты своими исконными занятиями. В картинах Брегеля они являются гармоничной частью природы и повсюду видны плоды их трудов. На заднем плане трактир, высокая колокольня, запруда и повсюду людские фигуры. Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.

Крестьянская свадьба

Две картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» были написаны в 1566-1567 гг, самое страшное и тяжелое для страны время, когда повсюду царило горе. Эти два жизнерадостных и жизнеутверждающих полотна резонируют с окружающей действительностью.
Крестьянский танец

В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда. Тщательно выписаны все гости. Дело в том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы. Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они только радуются жизни.

Притча о слепых

Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря. Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг. Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые. Как истинный христианин, Брейгель обращается к библейской притче: «может ли слепец указать истинный путь к свету другому слепцу? Не упадут ли они оба в яму?» Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.

Задание: ознакомиться с материалом. Записать ключевые предложения. Этапы работы отправить в ватсап 89122208145 19 мая



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: