Создатель первой хроматической гармоники

Леонтий Алексеевич Чулков, гармонный мастер, создатель первой хроматической гармоники.

 

Леонтий Алексеевич Чулков родился в 1846 году в семье крепостного крестьянина в деревне Глухие Поляны Тульской губернии (в 1849 году вся семья была переселена в деревню Горельские Выселки). В 13 лет оставшись сиротой, мальчик был отдан дядей в ученики на гармонную фабрику Г.Т. Воронцова в Туле, где его направили в цех по наклёпке голосов и уже в 20 лет Леонтий Чулков стал работать самостоятельно на дому, выполняя заказы по наклёпке голосов для фабрики Воронцова.

Одним из главных факторов, повлиявших на становление Чулкова, как талантливого мастера, было то, что он, в отличие от большинства мастеров, работавших вместе с ним (и до него), с большой любовью и благоговением относился к гармонике. Для него она была не просто работой, а музыкальным инструментом, с помощью которого можно, по его же словам, «излить душу». Выполняя наклёпку голосов, он постоянно находился в поиске решений, позволивших бы облагородить звучание гармоники (инструменты тех лет имели довольно грубое звучание из-за необкатанности технологий и отсутствия исследований и наработок в данной области). Даже своё свободное время он посвящал улучшению конструкции уже имеющихся гармоник и созданию новых.

Всё это неминуемо привело Чулкова к успеху: слава о нём пошла по всей Туле и мастеру стали заказывать инструменты. Одним из таких заказчиков стал Н.И.Белобородов, тульский гармонист, педагог, дирижёр и просто большой поклонник гармоники. Белобородов предоставил эскизы и сделал акцент на устройстве клавиатуры (имеется ввиду звукоряд), а в остальном полностью положился на знания и опыт мастера. И Леонтий Чулков создал инструмент совершенно новой конструкции, получивший впоследствии название «хроматическая гармоника». Главным новшеством инструмента, помимо богатой отделки и хроматического звукоряда (то есть, присутствия всех полутонов(диезов-бемолей) в правой клавиатуре), стало применение специальной конструкции, смягчающей и изменяющей тембр звука: внутри гармоники находилась резонаторная камера, в которой происходило преломление звуковых волн и образование новых обертонов, придававших своеобразную окраску звучанию, затем, в грифе(см.схему), поток звуковых волн снова преломлялся и выходил в сторону исполнителя через круглые отверстия. Спустя почти целый век, уже в середине 20-го века эта конструкция с некоторыми изменениями стала широко применяться во всём мире в профессиональных баянах и аккордеонах под названием «ломаная дека» (или -резонаторный канал, Casotto). Белобородов высоко оценил данный инструмент, обладавший нежным, певучим звучанием, и заказал Чулкову ещё несколько для создаваемого им оркестра гармоник.

В 1875 году (по другим данным — в 1880-м) Леонтий Чулков организовал собственную мастерскую по производству гармоник. Там работали и шесть его сыновей. Из всех существовавших тогда мастерских и фабрик, мастерская Чулкова была самой передовой и технически оснащённой. В мастерской Чулкова производились гармоники только русского типа, иностранные образцы он не копировал.

Сыновья Леонтия Чулкова также стали отличными мастерами. Старшие - Алексей и Михаил - взяли на себя руководство мастерской в 1890-х годах, когда отец стал часто болеть. Третий сын, Павел(1875-1932гг), уехал в Самару. Он хорошо играл на скрипке и гармонике собственного изготовления, и, впоследствии, внёс свой вклад в создание русского баяна: его трёхрядная хроматическая гармоника с полным набором басо-аккордового аккомпанемента(прообраз баяна) была представлена на промышленной выставке в Туле в 1897 году и завоевала серебряную медаль. Младшие - Виссарион и Геннадий - поступили на работу в крупную фабрично-торговую фирму «И.Ф. Мюллер». Виссарион спустя некоторое время уехал на Камчатку, где стал известен, как автор многих вальсов и маршей.

 Сам Леонтий Алексеевич Чулков прожил довольно долгую жизнь и скончался в 1918 году.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: