Тема: Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

Урок 21

Преподаватель Асеева Д.В.

Дата:          класс: 6

Тема: Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цель: организовать сбор материалов для написания сочинения.

Ход урока:

Этапы урока деятельность преподавателя деятельность кадет время
Актуализация опорных знаний Алексей Михайлович Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вышли в мировой фонд русского изобразительного искусства.А началось всё с простого увлечения живописью. Как-то, сидя с отцом в трактире за чаем, он нарисовал лошадь, а когда показал рисунок своим друзьям, они сказали: «А лошадь-то у тебя получилась как живая». Шли годы учебы. Старания А.М. Герасимов прикладывал немалые. По окончании художественного училища в 1915 г. Герасимову вручили два диплома – художника I степени и диплом архитектора. Но его единственной архитектурной работой является здание театра, построенного в Козлове (Мичуринске) в 1913 г. Он увлёкся живописью. Просмотр репродукций (см презентацию) В начале 1936 г. В г. Москве открывается первая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности. Венчала выставку картина «Мокрая терраса» («После дождя», 1935 г.), написанная в родном городе Мичуринске. По мнению самого художника, это одна из его самых удачных работ. Слушают Делают записи   Аналитическая работа    
Целеполагание Выход на тему и цель Формулируют цель  
Этап осмысления Беседа: Что вас удивило в рассказе о художнике? К какому веку относится его творение? В каких жанрах живописи он работал?   Работа с репродукцией в учебнике. «Погружение в картину». Познакомившись с жизненным путем известного русского живописца, давайте попробуем окунуться в мир его творчества. Рассмотрите картину. Какие чувства она у вас вызывает? Какое время года изображено на картине? Как вы думаете. Почему автор картины любуется мокрой террасой? Послушайте, как художник рассказывает об истории создания полотна: «Я делал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь и мое семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно все, что находилось перед моими глазами». Смог ли художник с помощью кисти передать свой неожиданный восторг от происходящего обновления в природе? Какая цветовая гамма картины помогает создать настроение воодушевления, праздника? (Атмосферу свежести передают холодные тона картины. Но это ощущение свежести не оборачивается холодом, наоборот, хочется оказаться на террасе и вдохнуть всю свежесть и благоухание природы. А как, наверное, после дождя пахнут розы!) Как художник добился ощущение влаги на картине? Какие предметы влажные? Мокрые? (скамейка, столик, пол) Что подчеркивают упавший стакан и лепестки от цветов на столе? (дождь, видимо, был сильный, возможно, с ветром).   Что создает уют? Какие детали создают особую атмосферу теплоты? (Во-первых, художник изобразил часть террасы. Крышу террасы словно обнимает ярко-зеленая листва деревьев и кустов сада. Напротив выхода в сад стоит изящный черный стол. А на нем такой же изящный букет роз в графине. Кажется, дунешь на этот букет, и разлетятся в разные стороны лепестки, похожие на снежинки). И даже опрокинутый стакан вовсе не вносит дисгармонию, а словно напоминает о ом, что произошло во время дождя. Словарная работа:терраса – 1. Летняя открытая пристройка к дому, без стен. 2. Горизонтальный уступ земной поверхности. В переводе с латыни слово означает «земляной вал2. Часть слова – терра – означает «земля».   !!! теРРаса, перила. Собирание материала Каким настроением пронизана картина? Наблюдения общего плана: Что изображено на картине?  Лето. Раннее утро после дождя. Мокрые от влаги деревья, кусты, терраса. Цветовое решение (Колорит). Неяркие, тёплые тона, сочные краски, чистый, нежный колорит. Какие краски использовал художник для создания картины? Какой цвет преобладает на картине? (На полотне очень много оттенков серебристого цвета – цвета чистоты и свежести).   - Почему художник использовал именно эти краски? Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе. (упр.103) Опишите доски пола, поверхность стола, скамейки. Какие они? Стол. Круглый, на резных тонких ножках, чёрного цвета; столешница с волнистыми краями, похожими на лепесток распустившегося цветка; гладкая зеркальная поверхность, в которой отражается ваза с цветами и опрокинутый ветром стакан; стол похож на осьминога, важно разлёгшегося на террасе или скользящего по влажному берегу. букет цветов в кувшине, разбросанные по столу лепестки роз; Пол. Деревянные доски террасы, отполированные дождём до блеска; пол словно зеркальный паркет, натёртый до блеска чистюлей – дождём; в нём отражаются полосы света, падающие от перил, и столик тёмного дерева. Ваза с цветами. Ароматные, бледно-розовые, лиловые, белые цветы. Прозрачная ваза (стеклянная ваза), похожая на огромную каплю дождя или прозрачную слезинку; на столе лепестки цветов, сорванные ветром из букета. Перила и скамья. Мокрые, влажные от дождя; пропускают первые лучи солнца; скамейка кажется полосатой, похожей на зебру. Перила словно тонкая граница, отделяющая мир людей от мира природы. блестящие перила. Что находится на заднем плане картины? Что вы видите в глубине сада? Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.     А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного после дождя?   Попробуйте составить предложения со словами, вынесенными в рамки на с. 57. Например: На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепил глаза. Влажная зелень сада сразу бросалась в глаза. Сырой воздух был наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь заморосил на улице. Давайте прочитаем стихотворение «после дождя» поэта А. Яшина, и подумаем, подходит ли оно для описания картины А.М. Герасимова «После дождя». После дождя Дождь прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечке листьев, на каждой травинке По огонечку. По серебрянке. Что общего между картиной А.М. Герасимова и стихотворением А. Яшина? (общим является чувства – удивление и восторг от изменений в природе после дождя. Кажется, что сама природа удивлена и обрадована переменам). Выписать понравившиеся слова, словосочетания о дожде. Задание. придумать олицетворениядля описания картины (заплакал дождь, заулыбался сад, заговорили цветы). Придумать кённинг к словам: летний дождь, свежесть   Подберём синонимы, чтобы избежать повторов Картина -полотно, пейзажХудожник - живописец, пейзажистНарисовал - изобразил, показал . Обсуждение путей анализа картины. С чего начать сочинение. (составление плана). - О чём мы говорим, когда описываем картину художника? (Художник, общий план, О красках, которые использовал художник) - Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Террас а.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.) - А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)  - Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение, впечатление. Составление плана сочинения. 1. Вступление. Картина Герасимова «После дождя». 2. Колорит картины. 3. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней (передний план) 4. Сад после дождя (задний план) 5. Мое впечатление от картины.   См презентацию: Варианты начала Мостики между частями   Устные аргументированные ответы   Аналитическая работа с репродукцией     Устные ответы     Делают записи   Устные ответы   Устные ответы     Описывают предметы   Делают записи   Устные ответы   Аналитическая работа     Устные ответы     Делают записи   Выполняют творческое задание     Составляют план     Аналитическая работа Делают записи    
Этап первичного закрепления Устное описание картины Примеры сочинений (см Приложение) Устные ответы  
Подведение итогов. Рефлексия Беседа по вопросам Устные ответы  
Домашнее задание Написать сочинение, используя записи в тетради и материал из упр. 103. записывают  

 

 


Примеры сочинений

1.

На картине А. М. Герасимова «После дождя» изображена терраса в теплый летний день. Только что прошел сильный ливень. Повсюду мокрый блеск. Ярко сверкает залитый водой пол, блестят перила и скамейки. Влажным блеском сияет мокрый стол на резных ножках. В лужах отражаются перила, листва окружающих террасу деревьев.

Дождь был сильным, настоящий летний ливень. От ударов крупных капель упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду, кажется, слегка прогнулись под тяжестью омытой дождем листвы. Их зелень стала яркой, сочной, посвежевшей после ливня.

Пышные деревья в саду освещены еще неярким солнцем. Небо серое, но уже начинает светлеть, как вымытые после долгой зимы окна. Неяркий свет льется и на крышу сарая, которая виднеется сквозь листву в глубине сада. Она как будто покрыта серебром, настолько украсил ее дождь и лучи солнца, с трудом пробивающиеся сквозь тучи.

Картина Герасимова производит сильное впечатление. Она вся наполнена светом, ярким блеском, удивительной чистотой омытой дождем природы. Сам художник был так восхищен открывшейся ему картиной освеженной природы, что написал свое произведение на одном дыхании, без доработок и исправлений.

 

2.

       Картина А.М. Герасимова «После дождя» – одна из лучших работ художника. Она изображает мокрую террасу и уголок сада в летний теплый день. Совсем недавно прошел сильный дождь. Он намочил все вокруг. Пол, скамейки, перила, стол, листва деревьев и трава – все сияет влажным блеском.

У этого полотна Герасимова трудно определить жанр. Что это – натюрморт, жанровая сцена или пейзаж? В картине слились элементы разных жанров, этим она и привлекает внимание. Мы видим террасу, на которой совсем недавно были люди, может быть, читали газеты или пили чай. Дождь, внезапно нахлынувший, заставил их уйти. Но мы чувствуем их присутствие.

В центре композиции стол, на котором стоит стеклянный кувшин с цветами и стакан, перевернутый порывом ветра. Этот сюжет для типичного натюрморта написан с большим мастерством. На мокрой поверхности стола отражаются голубые и розоватые блики. Цветы в букете пышные, нежные, написаны светлыми теплыми красками: розовые, красные, белые, сиреневые. Букет несколько растрепан ветром, омыт дождем, который только усилил его аромат.

На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж. Листва деревьев, мокрая после дождя, освещена солнцем и сверкает, как драгоценные витражи. Все оттенки зеленого цвета, от темного, почти черного, до нежно салатового, использует художник, изображая листву и траву. Вдалеке блестит крыша сарая.

Мало кому из художников удавалось передать красоту природы после дождя с таким мастерством, как это сделал Герасимов. Это лучшая из его картин, недаром и сам художник любил ее больше других.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: