Вопрос 1. Страны Индокитая

Мьянма, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд и Лаос определяются как страны Индокитая.

Бирма (Мьянма).

По археологическим данным человек населял эти районы более чем 11 000 лет назад. Предположительно, около 3000 лет до н. э. в этот регион пришли моны, их первое королевство было основано около 300 г. до н. э. Во II в.  до н.э. в королевстве распространился буддизм.

В I в. до н.э. на этой территории под влиянием индийской цивилизации образовались три государства: Аракан, Шрикшетра, Раманадеса. На их основе возникло королевство Паган, которое в XI в. объединило северные и южные земли, населенные бирманцами и монами.

Королевство в XIII в. распалось на несколько небольших государств. В середине XVI в. одно из них - княжество Пегу объединило Бирму и на 15 лет поставило в вассальную зависимость тайское государство Аютию. На рубеже XVI–XVII вв. в Бирме появились португальцы, начавшие насильственную христианизацию местного населения. Деятельность португальцев и поддержка их властями Пегу вызвали возмущение народа. Противостояние властей и народных масс, в итоге, привело к гибели государства.

На обломках княжества Пегу возникло новое государство - княжество Ава, просуществовавшее до середины XVIII в. Португальские, индийские, голландские и английские купцы, по-прежнему держали в своих руках внешнюю и транзитную торговлю. Но буддизм сохранил свое влияние. Буддийские монастыри были религиозными, образовательными и культурными центрами. По достижении совершеннолетия каждый бирманец проводил в монастыре несколько месяцев, а то и лет, проникаясь на всю жизнь духом буддизма.

В XVIII в. на западе Бирмы вновь обрело самостоятельностьгосударство Аракан, испытывавшее сильное мусульманское влияние. Оно выступало серьезным противником княжества Ава.

Бирманцам приходилось сдерживать натиск англичан, португальских пиратов; произошел вооруженный конфликт с цинским Китаем; велись непрекращающиеся войны с Сиамом. Проиграв три англо-бирманские войны: 1824 – 1826, 1852, 1885 гг., Бирма в 1886 г. стала колонией Англии. Король и королева Бирмы были отправлены в пожизненную ссылку в Индию.

Колонизация Бирмы англичанами привела к существенным изменениям ее административной системы и экономики. Страна была поделена на несколько областей во главе с губернаторами.

Окраинные районы остались под властью местных князей и племенных вождей, которых контролировала колониальная администрация. Значительные территории были превращены в житницы риса, половина которого экспортировалась в Индию. Развивались нефтяная и лесодобывающая отрасли промышленности; железнодорожное строительство; появились рабочие из числа бирманцев и мигрантов-индийцев. Королевские монополии и принудительный труд доколониального периода были отменены вместе с несправедливыми налогами. Англичане ввели начальное образование и поддерживали миссионерские школы; появилось высшее образование на английском языке - Рангунский и Калькуттский университеты; буддизм перестал быть государственной религией.

Таким образом, англичане способствовали экономическому и политическому развитию Бирмы. С одной стороны, колонизаторы приобщили Бирму к мировому рынку, дали толчок для развития рыночного хозяйства, что привело к специализации сельскохозяйственного производства. Но с другой стороны, колонизация вызвала рост национального самосознания и осознания бирманцами собственной государственной самобытности. При всем этом, колониализм принес разорение землевладельцев и превращение страны в аграрно-сырьевой придаток Англии.

Камбоджа.

Известно, что уже 15000 лет назад на месте Камбоджи были поселения. В 4 тыс. до н.э. на этой территории выплавляли медь, в конце 3 тыс. до н.э. появилась бронза. Было развито ткачество.

В начале нашей эры стали развиваться торговые связи с Индией, которая оказала сильное влияние на формирование государства, религию и культуру Камбоджи. В то время здесь был распространен индуизм, а язык напоминал древнеиндийский санскрит (кстати, и название страны - тоже санскритское). Первые государства-княжества, появившиеся на этих территориях, стали называть общим именем - кхмерскими. В 68-550 гг. - это был Фунань, в 550-802 гг. - Ченла. Фунань было известно в древнем мире, благодаря тому, что находилось на пересечении морских путей из Индии в Китай. В ходе археологических раскопок объектов фунаньского периода находят даже греческие и римские предметы. Фунань было богатым государством с развитым сельским хозяйством, серебряными рудниками и торговлей.

В начале IX в. самостоятельные княжества объединились в большое государство со столицей в городе Ангкор. Оно имело множество названий - Камбуджадеша, Кхмерская империя, Ангкорское королевство. За последующие 400 лет стало самым могущественным в Юго-Восточной Азии и включало в себя территории современных Камбоджи, Таиланда, Лаоса, части Вьетнама, Мьянмы и Малайзии. В столице - Ангкоре - проживало тогда свыше миллиона человек. Для сравнения в этот же период в крупнейших европейских городах едва ли набиралось 50 тысяч человек.

С 802 по 1431 гг. - в Камбодже период процветания, могущества и счастья. Но в XIV в. стало набирать силу тайское государство Аютия (Сиам). Оно постепенно отвоевывало у кхмеров земли, а в 1353 г. захватывает Ангкор и частично разрушает его. Около ста лет столица Камбоджи переходила из рук в руки в бесконечных войнах. В результате Сиам победил, и кхмеры перенесли столицу в Пномпень.

Но это было только начало. Сиам по-прежнему продолжал отбирать у Камбоджи территорию за территорией. С востока стал наступать ещё и Вьетнам.

К упадку Ангкорского королевства привела также религиозная борьба между индуистами и буддистами, которая истощала силы народа, и без того обескровленного постоянными войнами с Сиамом. 

Несмотря на нестабильную внешнеполитическую ситуацию, Камбоджа в XVI в. еще имела развитую внешнюю торговлю, что позволяла ей экспортировать рис высокого качества, рыбу, слоновьи бивни, золото, ввозить ткани, пряности, ртуть.

С середины XVIII в. значительная часть территории Камбоджи была разделена между Сиамом и Вьетнамом. Так, Вьетнам занял дельту реки Меконг, которая с тех пор является частью Вьетнама, а вьетнамский город Хо Ши Мин (бывший Сайгон) когда-то был камбоджийским городом Прей-Нокор.

В середине XIX в. Камбоджа, опираясь на помощь Франции, стремилась избавиться от зависимости от Сиама. В итоге, в 1884 г. превратилась в колонию Франции. Король Камбоджи отказался от участия в управлении государством, оставив за собой только должность главы буддистов.

Колониальный период в истории Камбоджи имел не только негативные последствия. Так, с 1913 г. для местного населения были введены гражданский и уголовный кодексы на основе французского законодательства, отменено пожизненное рабство, получила развитие городская и транспортная инфраструктура, системы образования и здравоохранения, в 1907 г. французские колониальные войска отвоевали у Таиланда и вернули Камбодже район Ангкора.

Лаос.

Археологические находки свидетельствуют, что территория Лаоса была заселена ещё 40 000 лет назад. C 700 г. до н. э. стали использоваться железные орудия, что говорит о контакте местных племен с китайской и индийской цивилизацией.

В I-VI вв. н.э. на территории Лаоса было значительным политическое и экономическое влияние кхмерского государства Фунань. Сменившие Фунань кхмерские государства Ченла (VII-VIII вв.) и Кхмерское королевство (IX-XIII вв.) включили в свой состав районы современного Южного и Центрального Лаоса, где возникли кхмерские крепости и города, а религиозной традицией стал индуизм.

В XIV в. несколько лаосских княжеств объединились в государство Лансанг. Это был период расцвета единого лаосского государства. Большим влиянием пользовались буддийские монахи. Строились многочисленные монастыри и храмы, бывшие одновременно центрами образования и культуры.

Лансанг вел длительные войны с Аютией (Сиамом) за контроль над некоторыми тайскими княжествами.

Наивысшего могущества Лансанг добился в XVII в. в годы правления Сулигна Вонгса (1637 – 1694 гг.). Но после его смерти государство распалось на ряд княжеств.

В конце XVIII в. Лаос превратилсяв вассала Сиама, а в начале XIX в. большая часть его территории была поделена между Сиамом и Вьетнамом.

Во второй половине XIX в. Лаос обязан возрождением государства французским колонизаторам. Вице-консул Франции в Лаосе Огюст Пави рассматривал колонизацию как освобождение народов Юго-Восточной Азии от средневековых предрассудков под предводительством просвещённой Франции, и, соответственно, рассматривал сиамское правление в Лаосе как реакционное и коррумпированное. Король Лаоса попросил Францию о защите от сиамского правления. Сиам вынужден был пойти на уступки, и Франция установила в 1898 г. свой протекторат над Лаосом. Отсутствие полезных ископаемых, выхода к морю, инфраструктуры, малочисленность населения позволили стране избежать участи стать колонией Франции.

Вьетнам.

В долине Красной реки предки вьетнамцев поселились 3-4 тыс. лет назад. Первое государство на территории Вьетнама, Ванланг, появилось в 2897 г. до н. э.

В III в. до н. э. возникли государства Намвьет и Аулак. Едва сформировавшись, они были завоеваны войсками китайского императора Цинь Ши-хуанди.

Попытки китайцев насадить свои обычаи вызывали мощное сопротивление вьетов. В 40 г. н.э это привело к первому крупному вьетскому восстанию под руководством сестер Чынг, двух аристократок. Сестры Чынг считаются во Вьетнаме национальными героинями, но освобождение длилось недолго. Уже через три года Китай восстановил контроль над этой территорией и продолжил китаизацию местного населения.

В течение следующих 900 лет вьеты оставались под гнетом Китая, несмотря на сопротивление населения Вьетнама. В 544 г. вьетский лидер Ли Бон возглавил очередной мятеж, в результате отвоевал для страны частичной независимости, но в 603 г. она была сокрушена китайскими армиями. Китайцы переименовали страну в Аннам, или Умиротворенный Юг. Однако это оказалось попыткой выдать желаемое за действительное. В 938 г. вьеты в битве на реке Бахданг нанесли китайцам решающее поражение и восстановили свою независимость, положив конец тысячелетнему китайскому владычеству. Они, наконец, обрели свободу, но к этому времени стали самым китаизированным народом Юго-Восточной Азии, по контрасту с соседними государствами Тьямпа, Аютия (Сиам), Кхмерская империя, попавшими под культурное влияние Индии.

За столетия своей конфронтации с Китаем вьеты усвоили ценный урок. Китайская угроза никуда не делась, но нужно уживаться со своим северным соседом. И им это удалось благодаря сочетанию отчаянного сопротивления китайской агрессии со смиренными извинениями перед Драконьим троном за каждую свою победу. Эта хитроумная тактика была официально закреплена в 968 г., когда Динь Бо Линь, основатель династии Динь, подтвердил независимость Вьетнама, но согласился раз в три года выплачивать Китаю дань.

Начиная с XI в. Вьетнам находил все новые способы подражания Китаю, своему соседу, вызывавшему одновременно страх и восхищение:

Во-первых, главной религией в стране стал китайский буддизм Махаяны, а не Теравады, исповедуемый в других странах Юго-Восточной Азии. Конфуцианство тоже было с энтузиазмом воспринято от китайцев и легло в основу государственного управления.

Во-вторых, вьетнамский народ, зажатый между более многочисленными китайцами на севере и высокими Аннамитскими Кордильерами на западе, начал распространять свое влияние в единственном доступном направлении - на юг. Из новой столицы Тханглонг, или Взлетающий дракон (впоследствии переименована в Ханой), началась долгая история завоевания древнего индуистского царства Тьямпа.

Вьеты, отразив в 1279 г. монгольское вторжение, продолжали удерживать север страны. Затем китайцы вновь овладели этой территорией, но в 1428 г. в результате освободительной войны под предводительством Ле Лоя вьеты снова обрели независимость. Одновременно на юге вьетские войска уничтожили тямскую столицу Виджайю, и царство Тьямпа сократилось до крошечных размеров.

К началу XVI в. казалось, что вьетскому государству - Дайвьету ничто не угрожает, но Вьетнам ждали новые испытания.

В 1516 г. в страну прибыли первые европейцы (португальские мореплаватели).

В XVII в. во Вьетнаме появились французы. Они принесли с собой католицизм, который постепенно распространился по стране, несмотря на противодействия последователей конфуцианства и буддизма. В результате вьетнамская христианская община стала второй по численности в Азии, уступая лишь филиппинской. Французский миссионер Александр де Роде разработал систему романизированной вьетнамской письменности куок нгы, которая используется до сих пор.

В 1757 г. вьетнамские войска обошли последнее укрепление тямов и приступили к завоеванию дельты Меконга, находившейся под властью Камбоджи. В ходе этой экспансии у камбоджийцев было отнято кхмерское поселение Прейнокор и переименовано в Сайгон. В XIX в. сопротивление тямов было окончательно сломлено, и Вьетнам получил полную власть над территориями, которые он контролирует и сегодня.

В 1858 г. Франция захватила Дананг и Сайгон. В 1883 г. при поддержке современного оружия и непоколебимой веры в свою цивилизаторскую миссию французы объявили Вьетнам своим протекторатом. В 1887 г. французы, объединив Вьетнам, Лаос и Камбоджу, образовали Индокитайский Союз (Французский Индокитай).

Французский Индокитайский банк подчинил себе плантации, горнодобывающие предприятия, железные дороги и обрабатывающую промышленность. Страна стала не только рисовой житницей, но и местом разведения и экспорта каучука, были введены монополии на опиум, соль и алкоголь, что приносило большие доходы колониальной казне. Началось строительство дорог, включая соединившую юг и север Вьетнама железнодорожную магистраль, расширялись добыча и экспорт угля, создавались плантации кофе и чая. Французские предприниматели вкладывали немалые деньги в промышленность, которая приносила огромную прибыль.

Нетрудно догадаться, что вьетнамцы отвергали империалистические амбиции Франции. Этот гордый народ, в течение двух тысячелетий сопротивлявшийся китайскому владычеству, не мог безропотно покориться французам.

Таиланд (Сиам)

Наиболее ранние следы городской жизни, цивилизации и государственности в Таиланде относятся к началу нашей эры, когда здесь обитали племена монкхмеров. Есть веские основания полагать, что толчком для создания первых очагов государственности послужило интенсивное проникновение индийского влияния и, в частности, буддизма.

С I по VI в. н.э. территория современного Таиланда входила в состав кхмерского королевства Фунань. После развала Фунани здесь образовалось государство Дваравати. В X в. эта территория перешли под власть могучейКхмерской империи. Центр империи находился в Камбодже, в знаменитом городе Ангкор (храмовый комплекс Ангкор-Ват). В XIII в. Кхмерская империя начала переживать кризис, и на территории Таиланда образовалось несколько небольших государств.

Наконец, в 1351 г. образовалось государство Аютия (Сиам), которое можно с уверенностью назвать тайским. В XVI в. Аютия достигла своего максимального могущества. Но в страну вторглась армия из Бирмы, и после осады столицы, которая длилась более года, разграбила город, уничтожив почти все сокровища и культурные ценности, накопленные империей за время своего существования. В 1767 г. Аютия прекратила свое существование. Бирманцы отступили из-за угрозы Китая вмешаться в конфликт. Все провинции королевства объявили о своей независимости.

Король Таксин Махараджа (Король Таксин Великий) за несколько лет смог подчинить провинции своей власти и восстановить государство. Он отразил очередное нашествие бирманцев, основал новую столицу. Но великий король в конце своей жизни сошел с ума. Он начал требовать, чтобы его считали богом, всех обвинял в заговорах, посадил в тюрьму многих известных людей королевства, включая жену и детей. В различных кругах общества росло недовольство, и в 1782 г. король был свергнут и казнен. Один из генералов по имени Чакри занял трон и основал Сиамскую империю, которая в немного измененном виде сохранилась до наших дней. Новый король принял имя Рама. Столицей стал город Бангкок.

 В период с 1782 по 1932 гг. королевством правила династия Чакри. Несмотря на то, что Сиам был самым сильным государством в Индокитае, внутри страны царило средневековье. Все попытки реформировать Сиам терпели неудачу до правления короля Рамы V (1853-1910 гг.), который имел западное образование и западные взгляды. За время своего 42-х летнего правления Рама V провел реформы, которые затронули практически все стороны жизни народа Сиама. Эти реформы включали в себя: отмену рабства, расширение коммуникаций за счет постройки железных дорог, учреждение почты и телеграфа, создание системы министерств и т.п.

Период его правления характеризуется сопротивлением натиску Британской империи и Французскому Индокитаю. Рама V, благодаря мудрой политике, спас Сиам от колониальной экспансии западных стран. Огромную помощь в этом оказал последний император Российской империи Николай II.

 

В 1891 г., когда молодой Цесаревич Николай путешествовал по Юго-Восточной Азии, Король Таиланда Рама V пригласил его в королевский дворец в Бангкоке. Так завязалась их дружба.

Воспользовавшись ситуацией, когда в 1897 г. Рама V был в Европе, Франция объявила ультиматум Королеве Сиама, надеясь, что в отсутствие Короля она

сдастся на милость французов.

Узнав об ультиматуме французов, Рама V просил поддержки у европейских держав, но никто, кроме России, не откликнулся. Россия не претендовала на это азиатское государство, но и создавать напряженность в отношениях с Францией не собиралась. Тогда Николай II придумал умный ход. Было сделано дружественное фото, на котором были изображены Король Сиама Рама V и Николай II. Это фото незамедлительно опубликовали во всех европейских печатных изданиях. Франции в то время был крайне невыгоден конфликт с Россией. Именно это обстоятельство заставило французское правительство забыть об ультиматуме и отступить.

Такой тонкий политический ход Российского императора Николая II спас Королевство Сиам, которое оказалось единственной независимой от колониализма страной Юго-Восточной Азии. Это фото стало очень знаменитым и присутствует во многих исторических документах.

После окончания первой мировой войны (1914-1918 гг.) началось широкое наступление иностранного (в первую очередь - английского) капитала на экономику страны. В 20-е гг. иностранный капитал захватывает ведущие позиции в добыче олова, которая до войны велась почти исключительно местными силами при очень отсталой технике и организации труда. К 1928 г. добычей олова в Сиаме занималось 60 английских и австралийских компаний. Иностранный капитал продолжал господствовать в лесоразрабатывающей промышленности Сиама. По-прежнему шла интенсивная эксплуатация Сиама иностранным торгово-кредитным капиталом. В 20-х гг. на выплату процентов по иностранным займам уходила восьмая часть государственного бюджета. Зарубежные финансовые, экономические и прочие советники всячески препятствовали развитию в стране национального капитала. Сиам был вынужден ввозить не только нефтепродукты, машины и оборудование, но текстиль (от 60 до 80% импорта) и продовольствие - сахар, сгущенное молоко, муку (19% импорта). При этом 72% импорта шло из стран Британской империи.

Эта ситуация вызвала возмущение сиамской общественности. Впервые в истории Сиама против правительства началась открытая кампания в газетах. Феодальную монархию обвиняли в бездарности и капитуляции перед иностранным капиталом. Правительство ответило на критику репрессиями.

Социально-экономическая ситуация в стране обострилась в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Активизировались действия противников монархии, объединившихся в Народную партию. В её состав наряду с мелкобуржуазными демократами (Приди Паномионг и другие) входили и либерально-буржуазные элементы, связанные с крупным землевладением, офицеры, чиновники.

Опираясь на армейские части, Народная партия 24 июня 1932 г. совершила государственный переворот. Законодательная власть была передана парламенту, сформированному Народной партией, а король оставался номинальным главой государства; высшая аристократия (принцы) была отстранена от власти. Конституцией (принятой 10 декабря 1932) предусматривалась выборность половины депутатов парламента, остальные назначались королём. Таким образом, произошла бескровная революция, и королевство Сиам преобразовалось в государство с конституционной монархией, которое мы наблюдаем и по сей день с названием Таиланд.

В 1933 г. правые депутаты парламента провалили предложенный Приди Паномионгом проект социально-экономических реформ, после чего король Рама VII распустил Народную партию и парламент. 2 апреля 1933 г. был принят так называемый антикоммунистический закон, направленный против всех демократов. Опасность реставрации неограниченной монархии побудила группу офицеров совершить новый государственный переворот (20 июня 1933). Король Рама VII в 1935 г. отрёкся от престола, его преемник Рама VIII воздерживался от попыток реставрации монархии.

Политика правящего блока в 1930-е гг. была направлена на укрепление национального капитала. Важное значение имели денонсация (в 1936) неравноправных договоров с иностранными державами, восстановление таможенной независимости, национализация некоторых иностранных компаний (1938-1939), создание смешанных государственно-частных компаний в промышленности и торговле с целью ограничения иностранного влияния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: