О жизни и творчестве Гете

За 82 года жизни Гете создал большое количество произведений: 1600 стихов, 3 поэмы – "Герман и Доротея", "Рейнеке – Лис", "Ахиллес"; 3 романа – "Страдание молодого Вертера", "Сродство по выбору", "Вильгельм Мейстер"; 54 драмы, среди которых "Фауст"; 20 книг автобиографии, "Поэзия и правда", описания путешествий; дневники, очерки и т.п.

Творчество Гете противоречиво. В период штюрмерства он выступал с бунтарскими призывами к борьбе против всего косного и консервативного.

Став министром при дворе веймарского герцога, он провозглашал примирение с действительностью, хотя и сохранял веру в гуманистические идеалы. Он был сыном своего века и вынужден был уступать обстоятельствам.

Энгельс писал: "Гете то колоссально велик, то мелок... ".

Гете не искал выхода из сложившихся условий в борьбе народных масс. Он видел выход только в личной деятельности и в нравственном перевоспитании человека, в развитии в нем чувства коллективизма и отказа от эгоистических, собственнических интересов.

В связи с этим следует вспомнить еще одно суждение Энгельса: "И Гете был не в силах победить немецкое убожество; напротив, оно побеждает его; и эта победа убожества над величайшим немцем является лучшим доказательством того, что "изнyтpи" его нельзя победить".

из истории создания "Фауста"

Идея "Фауста" владела сознанием Гете всю его жизнь (с 1774 г. – 1830 г.). Это говорит о том, что ему был близок образ искателя истины.

1–2 уроки.

Композиция и идейно-тематическое содержание трагедии. Обзор "Пролога на небе; Сцены 1,2,3,4 первой части. Антитеза Фауст – Мефистофель; Фауст – Вагнер;

"Что дашь ты, жалкий бес,
какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?"
(Гете И. "Фауст")

Свою трагедию "Фауст" Гете построил очень своеобразно. Она имеет две композиции: внешнюю и внутреннюю. Внешняя композиция: два пролога (пролог в театре и пролог на небе) и две части.

Внутренняя композиция основана на резком контрасте верхов и низов общества. В первой части Гете показывает жизнь третьего сословия в маленьком немецком городке в эпоху средневековья.

Во второй части Гете знакомит читателей с жизнью верхов общества.

Гете обличает "мир" верхов. Он не изображает и не упоминает ни одного исторического события, но все идеи, выраженные в трагедии, соотносятся с эпохой Гете, эпохой больших революционных сдвигов.

Он не был сторонником революционных преобразований, но ясно понимал, что начинается новая эпоха всемирной истории. Каково место человека в новой эпохе, смысл его жизни, его призвание – разрешение этого философского вопроса становится идейной задачей Гете в "Фаусте". Автор ставит проблему активного и пассивного разума. Для понимания этой проблемы важен "Пролог на небе", где дана предыстория событий, развертывающихся в трагедии: спор о Фаусте между богом и чертом и предсказания благополучной развязки трагедии. Пролог открывается гимном гармонии Вселенной, движение которой непостижимо и таинственно.

Но вслед за прославлением бога – творца Вселенной – следуют резкие и насмешливые слова Мефистофеля:

Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках,
Чудак такой же он, как был в начале века.

"Разум свой, говорит Мефистофель, человек смог употребить лишь на то, чтоб из скотов скотиной быть!" (зачитывается спор бога и Мефистофеля о Фаусте по ролям).

От слов "Ты знаешь Фауста?" до слов "Сознаньем истины полна!" (стр. 48–49).

Мефистофель в своем монологе представляет человека как смешного и несчастного чудака, разум которого пассивен. Но среди людей он выделяет доктора Фауста, "не такого, как все". Это одинокий печальный мечтатель, наделенный активным, ищущим разумом.

– Как вы думаете, какая форма человеческого разума более полезна для людей, для общества?

Да, Гете в трагедии "Фауст" прославляет активный человеческий разум, искания которого направлены на благо людей.

Это составляет идею трагедии.

С Фаустом Гете знакомит нас уже в первой сцене первого действия.

Вот его монолог (зачитывается до слов "Так пес не стал бы жить! Погибли годы" стр. 53–54).

Фауст стар годами, но не умом, и силы его для исканий еще не иссякли. Он говорит:

"Мне хочется борьбы, готов я с бурей биться!"

Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место человека в нем с помощью науки, волшебства, магии, доктор Фауст решает умереть.

Он уже подносит чашу с ядом к своим устам, но раздается пасхальный звон. Фауст опускает чашу: не религия, не вера останавливает его ("Не имею веры! Могу ли верить я?"). Он вспоминает о своей юности.

О нет! Не сделаю я рокового шага;
Воспоминанием все муки смягчены!
О звуки дивные, плывете надо мною!
Я слезы лью, мирюсь я с жизнию земною!

Фауст идет к людям.

ВоII сцене ("У городских ворот") Гете показывает, как народ радуется первым весенним дням и стремится на природу. (чтение по ролям второй сцены с начала до слов старухи "Вишь, как разряжены!... " стр. 70).

– Чем отличается эта сцена от пролога на небе?

(Там – космический фон и фантастические образы из христианской мифологии: бог, черт, архангелы. Здесь – реалистическая бытовая картина. Ее действующие лица – представители различных сословий средневекового города: подмастерья, служанки, студенты, горожане, нищие и др.).

Мефистофель говорит, что Фауст не такой, как все люди, и Гете проверяет своего героя через взаимоотношения с народом.

Вот Фауст со своим учеником Вагнером наблюдает за народом, и каждый по-разному к ним относится.

(Читаем их диалог от слов Фауста "Прошли бесконечные зимние дни... " до "Крестьяне танцуют под липой... " стр. 72).

Фауст чувствует себя человеком среди крестьян, потому что он лечил их во время эпидемий. Народ благодарит его: "Ученый муж, ты многих спас; живи ж сто лет, спасая нас!" (Прочтите, что об этом говорит Вагнер, стр. 74).

Вагнер предполагает, что доктор должен быть счастливым человеком, потому что он известный ученый и его так любит народ. Но он не может понять неудовлетворенности Фауста своими знаниями, его скептицизм и печали. Недаром Фауст говорит, наблюдая заходящее солнце:

О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли
И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!

(Прочитать, как на это отвечает Вагнер, человек ограниченный и педантичный стр. 77, 78; "Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!..).

Вагнер не умеет мечтать, как Фауст, он не наделен ищущим, активным разумом.

Гете заставляет Фауста вторично сказать о своей неудовлетворенности, о своем романтическом двоемирии.

(Читать от слов: "Ах, две души живут в большой груди моей... " до слов "О духи, если вы... " стр. 78).

– Теперь скажите, каков в вашем представлении умный человек, и является ли им Фауст?

СценыIII и IV вводят нас в кабинет доктора Фауста. Придя с народного гуляния, он садится за работу – перевод Евангелия с латинского языка на немецкий.

Фауст дает свободный перевод Евангелия сообразно со своим мировоззрением материалиста, человека активно умного.

(Читаем от слов: "Написано: "Вначале было Слово" до слов "Пудель, не смей же визжать... " стр. 82,83).

Мы видим, переводя Евангелие, Фауст трудится для народа.

Теперь посмотрим, какова в трагедии роль Мефистофеля?

– Он своим отрицанием все разрушает и тем самым заставляет ищущий разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину.

(Читаем: "Я отрицаю все – и в этом суть моя... " по "Вот это все – моя стихия" стр. 86). Но отрицание, разрушение, зло, которое символизирует Мефистофель, не всесильны, и он сам признает это.

– Что оказывается сильнее зла и разрушения?

(Сильнее зла – добро; сильнее разрушения – созидание; сильнее смерти – жизнь.) Мефистофель говорит: "Да, хоть с ума сойти – все в мире так ведется... " до "В тепле и холоде зародыш разовьется... " стр. 87.

Сцена IV дополняет наше представление о Мефистофеле. Вот он перед Фаустом уже не в виде пуделя или студента, а в облике бравого франта. Он является продолжить разговор, начатый Фаустом: "Может быть, с тобой и договор возможно заключить?". Мефистофель хочет выиграть пари, заключенное с богом: повести Фауста за собой "путем превратным" и завладеть его душой. – Обратите внимание на то, кто из спорящих, Фауст или Мефистофель, ставит условия договора и каковы они?

(стр.89; 99,100)

(Условия ставит Фауст. Он хочет земных радостей: "Здесь, на земле, живут мои стремления, под солнцем, здесь, мои мучения".

Главное условие, которое ставит Фауст, – быть довольным собой; "И буду я собой доволен сам... тогда воскликну я: "Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!". Мефистофель соглашается с Фаустом и ставит свое условие: скрепить договор кровью).

Они собираются уже уходить, но появляется ученик. Вместо доктора с ним разговаривает Мефистофель. – Как характеризует Мефистофеля его разговор с учеником? (По разговору чувствуется, что Мефистофель умный, злой и насмешливый. Кажется, что он разговаривает с учеником серьезно, предлагая ему на выбор различные факультеты университета, но на самом деле он смеется над ним.

Мефистофель издевается над зубрежкой, он советует ученику заучивать то, что ему будет твердить учитель, "слово в слово, лишь то, что в книге, – ничего другого.").

– Какой общеизвестный афоризм высказывает в разговоре с учеником Мефистофель?

(Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.)

Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает мысль о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение – различные цели.













Домашнее задание

1. Читать сцены 12, 19, 25 1 части.

2. Записать конспект лекции (самое важное).

3. Ответить письменно на вопрос: – Как я понимаю свой долг перед тем, кого люблю? (1-1.5 стр.)

4. По желанию составить вопросы викторины (12-15)по биографии и произведению «Фауст» Гете

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: