ОРГАНИЗАЦИЯ И ИТОГИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
В соответствии с принципами и положениями нормативных документов, рекомендациям районного методического кабинета методическая работа в 2018/2019 учебном году была направлена на создание условий для развития учительского и ученического потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для успешной реализации новых Государственных стандартов; освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Прямой целью методической работы был рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы. Работа по всем этим направлениям осуществлялась в течение учебного года и органично соединялась с повседневной практикой педагогов.
Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса имело два приоритетных направления:
- научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- изучение современных методов преподавания и их применение при реализации учебно-воспитательного процесса.
Методическая работа была так же сконцентрирована на решении проблемы школы «Эффективное внедрение новых Государственных стандартов через использование разнообразных современных методов и приемов обучения как средство повышения качества образованности и компетентности учащихся и педагогов».
Традиционными формами реализации методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой были:
– педагогический и методический советы школы;
– доклады, выступления педагогов;
– мастер - классы;
– семинары (участие);
– обсуждение проблем;
– самообразование и самоотчеты педагогов;
– анкетирование;
– предметные ШМО;
– методические консультации;
– административные совещания
На протяжении учебного года работал методический совет школы. Основными направлениями его работы были следующие вопросы:
- продолжение непрерывного педагогического образования учителей путем работы в школьных и районных методических объединениях, путем самообразования, прохождения курсов повышения квалификации;
- совершенствование урока как основной формы осуществления учебно-воспитательного процесса в школе;
- изучение и усовершенствование, использование передового педагогического опыта, современных инновационных технологий и методик;
- внедрение личностно-ориентированных технологий в учебный процесс;
- внедрение в учебный процесс новых Базисных учебных планов, стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования
- об организации и подготовке к проведению ГИА.
В течение учебного года велась работа по накоплению методических материалов: разработки уроков и мероприятий, доклады, творческие работы, дидактические материалы, методические рекомендации.
В системе пополняются тематические папки: «Современный урок», «Методические разработки учителей», «Материалы предметных недель», «Материалы открытых уроков», «Единые требования к преподаванию учебных предметов», «Рекомендации учителям по основным направлениям деятельности», «Критерии оценивания учащихся по учебным предметам», «Вопросы единого орфографического режима», «Методические рекомендации по ведению тематического учета знаний учащихся» и др.
Необходимые материалы для работы учителей были расположены на информационных стендах.
Работая над своими методическими проблемами, учителя школы систематически повышали свой профессиональный уровень путём самообразования. Велась определённая работа по созданию и пополнению портфолио учителей, целью которой было убеждение педагогов в необходимости оформления портфолио каждым педагогом и работы над его пополнением.
В 2018-2019 учебном году аттестующихся не было.
Курсы повышения квалификации прошли 5 педагогов и 1 библиотекарь.
При активном участии членов педагогического коллектива на протяжении года проводились педагогические советы, на которых рассматривались проблемные вопросы.
Материалы педагогических советов были систематизированы, обобщены в отдельные папки.
В 2018-2019 учебном году традиционно в школе работали 4 методических объединения учителей:
1. ШМО классных руководителей, руководитель Аракелова И.Д. (10 учителей);
2. ШМО учителей начальных классов, руководитель Белоконь Л.А (4 учителя);
3. ШМО учителей естественно-математического цикла, руководитель Логвинова Е.А.(4 учителя);
4. ШМО учителей гуманитарного цикла, руководитель Челнокова Л.А. (7 учителей);
Заседания методических объединений проводились в соответствии с планом работы. На заседаниях рассматривались вопросы: взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, открытые уроки учителей, рассматривались теоретические вопросы по методике преподавания учебных дисциплин и психологии ребенка, изучались нормативные документы, освещались результаты проверок, позволяющие определить рост уровня знаний и воспитанности учащихся.
Работа всех школьных методических объединений была направлена на реализацию принципов Государственных образовательных стандартов: личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. В основном поставленные перед школьными методическими объединениями задачи были успешно реализованы. Учитывая, что рост уровня преподавания напрямую связан с повышением качества образования, учителя постоянно самосовершенствуются: изучают методическую литературу, знакомятся с опытом работы передовых учителей через социальные сети работников образования. Большую роль в школе играет степень профессиональной компетентности педагогов школы, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации конструктивного взаимодействия, инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию, личностному росту
На протяжении учебного года учителя-предметники в системе работали над пополнением методической базы кабинетов, их оформлением. Все заведующие кабинетами провели определённую работу по подготовке эстетического оформления и систематизации материалов. Проведённая работа позволила акцентировать внимание учителей на необходимости создания и постоянного совершенствования кабинета как творческой лаборатории каждого учителя. По-прежнему остаётся актуальным вопрос недостаточной оснащенности кабинетов современными техническими средствами обучения. Отсутствие ТСО не всегда позволяет организовать учебный процесс на высоком современном уровне. В целом возможности кабинетов используются полностью. Всем учителям необходимо продолжить работу по оформлению и оснащению кабинетов дидактическими материалами, наглядностью, таблицами и т.п. в соответствии с требованиями Положения о кабинете.
Участие учителей в разнообразных конкурсах методического мастерства, презентации педагогического опыта является одним из путей повышения профессиональной компетентности педагога, обеспечения усовершенствования педагога, как профессионала, в условиях непрерывного педагогического образования. Педагогами школы на протяжении 2018 – 2019 учебного года принято участие в различных конкурсах. (Приложение 1)
В 2018-2019 учебном году результативно проходила работа по активизации творческой и учебной деятельности учащихся: педагоги активно готовили учащихся к конкурсам и акциям различных направлений и уровней. Результаты такой работы отражены в приложении № 2
С целью осуществления коррекционной работы в первом классе было проведено занятие «Я - школьник», в девятом классе - «Роль личности при выборе профессии», для определения будущей профессии. Консультативно-просветительская работа была направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родителей, педагогов и учащихся. Были подготовлены выступления для родителей по темам: «Адаптация первоклассников», «Адаптация пятиклассников». Классными руководителями 1 и 5 классов проводился мониторинг (наблюдения) адаптации обучающихся указанных классов на протяжении всего учебного года. Результаты адаптации отражены в аналитических справках.
В течение учебного года проводилась работа с учащимися девиантного поведения, учащимися из социально-неадаптированных семей и их родителями, проводились консультации с педагогами по вопросам организации работы с данной категорией учащихся.
Анализ результатов участия в ученических олимпиадах показал, что учителя-предметники не проводили на должном уровне работу с учащимися по подготовке к олимпиадам, так как и результативность участия в олимпиадах и само участие (количественное) низкое.
В 2018-2019 уч.году в школе работали кружки:
| Класс | Наименование кружка | Руководитель |
| 5-9 | Мини- футбол | Зименко В.Н. |
| 4-9 | Ступеньки к творчеству | Аракелова И.Д. |
Целью методической работы является создание специально организованного методического пространства педагогического взаимодействия (методической инфраструктуры), обеспечивающего профессиональное становление и развитие педагога в условиях внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики.
В школе за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс. В школе созданы условия к непрерывному образованию, удовлетворению всех образовательных потребностей школьников, повышению уровня обучения учащихся, привитию интереса к предметам.
Вместе с тем следует указать недостатки в методической работе школы в 2018-2019 учебном году:
- слабо проявленная инициатива педагогов школы по участию в районных и республиканских конкурсах педагогического мастерства;
- недостаточный охват учащихся научно-исследовательской деятельностью, проектной деятельностью;
- инерция отдельных педагогов по внедрению элементов инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс;
- на уроках не все учителя создают такие учебные ситуации и используют такие формы и методы (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности;
- малоэффективной остается работа педагогического коллектива по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
- работа ШМО проводится зачастую в формальном виде, слабо налажена система взаимопосещений внутри М/О
На основании вышеизложенного,
1. Методическую работу в школе в 2018-2019 учебном году считать организованной на достаточном уровне.
2. Учителям – предметникам:
2.1. Для повышения методологической компетентности:
- продолжить работу по изучению нормативно-правовой базы;
- провести саморефлексию своей профессиональной компетентности, оценить её эффективность;
- разработать индивидуальный маршрут профессионального роста через самооценку и самодиагностику результативности своей деятельности;
- направить деятельность по повышению методологической компетентности на овладение методикой проектирования образовательного процесса в целом и в частности на проектирование деятельности учителя и ученика;
2.2. Для повышения качества образовательного процесса:
- проанализировать результаты мониторинговых отслеживаний уровня достижения планируемых результатов обучающихся и на основании этого откорректировать свою работу в 2019-2020 учебном году;
- выявлять способности и склонности обучающихся, способствовать развитию их познавательных интересов и индивидуальности, через реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов;
- создавать условия для раскрытия творческих способностей детей, формирования ключевых компетентностей;
- организовывать работу по выявлению и поддержке одарённых детей;
- уделять внимание организации пропедевтической работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания;
- привлекать обучающихся к самооценочной деятельности, к созданию портфолио, которое характеризует достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
- направить воспитательную работу с обучающимися на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, воспитание у них нравственных установок, национальных ценностей и патриотизма, соблюдение правил здорового и безопасного для них и окружающих образа жизни.
- продолжить работу над пополнением учебно-методической базы учебных кабинетов, их оформлению.
3. Руководителям школьных методических объединений:
3.1. Сосредоточить основное усилие методических объединений на создание научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешной сдачи ГИА.
3.2. С целью раскрытия талантов и способностей учащихся, привития интересов к предметам каждому учителю активнее привлекать школьников к участию в различных предметных проектах и конкурсах, в том числе дистанционных.
3.3. Активно использовать в образовательном процессе современные ИКТ, электронные учебные пособия, ресурсы сети Интернет и связанное с этим широкое внедрение современных образовательных технологий как на уроках, так и в исследовательской деятельности учащихся и учителей; повышение эффективности уроков; совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся
3.4. Спланировать цикл открытых уроков по М/О с учетом реальных возможностей
3.5. Осуществлять практику проведения отчётов по самообразованию в форме презентаций.
3.6. Составить план работы на новый 2019-2020 учебный год.
4. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе
4.1. Осуществлять контроль за работой школьных методических объединений.
4.2. Организовать работу по накоплению материалов электронной методической копилки.
4.3. Отслеживать работу по накоплению и обобщению педагогического опыта.
4.4. Продолжить работу по внедрению новых технологий в обучении: проектная деятельность, использование информационно-компьютерных технологий в обучении и подготовке проектов; проведение внутришкольной конференции.






