Социологизм» – философская основа социологии Дюркгейма

Жизненный путь ученого.

 

Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо–востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви­на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред­ков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продол­жить семейную традицию. Био­графы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это ре­шение оказала его школьная учи­тельница–католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более об­щих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) ев­рейской общины и развития асси­миляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ос­лаблением религиозной нетерпи­мости и процессами секуляри­зации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нрав­ственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку – в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормаль­ную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаме­нитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отно­шения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на фор­мирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрело­стью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозва­ли его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885–1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с со­стоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» – по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологи­ческий ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получив­шую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30–х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекцион­ных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользова­лись большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных ре­форм, основанных на научных рекомендациях. Многие ею последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал ре­формистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной со­циальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился прими­рить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гра­жданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных пред­метов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказа­лось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Вто­рой Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторон­ников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость на­ционального согласия на республиканских, светских и рационалистичес­ких принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социоло­гической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой со­циологии Дюркгейма – Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий моло­дой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 нояб­ря 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.[4., с. 188]

Социологизм» – философская основа социологии Дюркгейма.

 

Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется тер­мин «социологизм». Главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. Именно эти принципы зафиксированы в понятии «социологизм», кото­рое, конечно, не охватывает всего многообразия теоретических построений Дюркгейма.

При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к дру­гим ее видам.

Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в ин­дивидах. Эта идея «красной нитью» проходит через все научное творчество Дюркгейма.

На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия ин­дивида и общества выступает у французского социолога в форме ди­хотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. «Индивидуальные факты – социальные факты», «индивидуальные представления – коллективные представления», «индивиду­альное сознание – коллективное сознание» – таковы некоторые осно­вы дихотомии социологии Дюркгейма.

Человек для него – это двойственная реальность, в которой со­существуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частнос­ти, в следующих дихотомиях:

[5., с. 21]

1) определяемое социально и биологически заданное;

2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;

3) факторы, общие для данного общества или группы и характер­ные для одного или нескольких индивидов;

4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов – с другой;

5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующие­ся желания и действия;

6) факторы, исходящие «извне» индивида и возникшие внутри его сознания;

7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;

8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Ут­верждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческогосознания и поведения; значение же индивидуальной реальности приз­нается вторичным.

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологиз­ма» – это позиция, обозначаемая в истории социологии как «соци­альный реализм».

Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в ре­зультате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его он­тологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество – часть природы, то наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии; ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых при­чинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных мето­дам естественных наук.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой форму­ле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает са­мостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социаль­ные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Но «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методо­логического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов.

Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Со­циология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: фи­лософию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как «система, корпус социальных наук»[3., с.320]. В результате социология предстает не только как наука о социальных фактах, но и как философское уче­ние. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих исследо­ваниях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологи­ческой проблематики, являясь философскими в самой своей постанов­ке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной сторо­ны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии, с дру­гой – он, по собственному признанию, всегда оставался философом.

Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношнеием к умо­зрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом фундаменте.

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, – социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него при­нудительное воздействие[6.]. Впоследствии он дополнил это истолкова­ние предмета еще одним, определив социологию как науку об инсти­тутах, их возникновении и функционировании[6., предисловие ко второму изданию].

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях соци­ологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегодни­ке». В целом социология делилась на три основные отрасли: соци­альную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий со­циолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общест­венного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Это был последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма. Религия, считает Дюркгейм, – это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в дейс­твительности поклоняется обществу – «реальному объекту всех рели­гиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозны­ми и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светс­ких культов. Подобно предыдущим работам, книга «Элементарные фор­мы религиозной жизни» явилась выдающимся достижением социологиче­ской мысли.

Заключение

 

Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие западной социологии, наряду с Марксом, Вебером, Парето; рассматривал важнейшие для теоретической социологии проблемы, такие как «природа общества, его интегративное начало, его «здоровое» и патологическое состояния, методы социологического исследования и статус социологии как науки» [3., c. 178] Основные положения его концепции – «об обществе как саморегулирующейся системе, обладающей качествами, не сводимыми к качествам отдельных элементов, об общественном порядке как нормальном состоянии общества, о значении институтов воспитания и контроля, принципах функционального подхода к анализу социальных явлений с точки зрения их роли, выполняемой в системе» [3., c. 179] – являются базой для современной социологической теории. Основные постулаты его методологии актуальны для социологов до сих пор.

Многие исследователи выделяют непризнание Дюркгеймом роли экономических связей в формировании прочных социальных контактов как недостаток его теории. «Экономическая деятельность, по его мнению, «асоциальна». «Социальные типы» Дюркгейма, под которыми он имел в виду общества различных исторических периодов означали единый комплекс экологических, демографических идеологических факторов. Идеологические факторы он считал определяющими. «Социальные типы» не имели ничего общего марксистским понятием общественно–экономической формации для которого характерно признание решающей роли в ней производственных отношений, деления общества на классы и объяснения идеологической и других духовных сфер как отражения классовых позиций и интересов.

В объяснении закономерностей общественной жизни Дюркгейм и его последователи исходили из так называемого коллективного сознания. При этом происхождение и сущность последнего, по мысли французского социолога, непосредственно зависели от общения между индивидами, рассматриваемого вне каких-либо конкретных исторических условий, вне конкретно-исторической деятельности людей. Сложный процесс общения рассматривался Дюркгеймом лишь как психологическое взаимодействие индивидов во время коллективных собраний, церемоний, религиозных праздников обрядов, которое противопоставлялось общественно–трудовой деятельности людей.»[3., c. 180]

Вот что пишет Гофман по этому поводу в своей книге «Семь лекций по истории социологии»: «Дюркгейм был склонен к сакрализации (освящению) общества как та­кового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно бла­годаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – и науки об обществе – социологии. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка обще­ства как преимущественно нравственной реальности. Как и для Конта, социальный вопрос для него был не столько экономико–политическим, сколько нравственно–религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм пони­мал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непроч­ный и временный характер. Поэтому он считал, что политические рево­люции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.»[7., Лекция 6, с. 15-16]. Дюркгеймовская концепция морали, разработанное им понятие «нормального субъекта», внесли свой вклад в развитие социологии девиации.

Список используемой литературы

 

1. Философский словарь (Под редакцией М. М. Розенталя). М., 1975.

2. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.

3. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. (Приложение к кн.:

Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначе­ние.) М., 1995.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

5. Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. Стенфорд, 1985.

6. Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл.I.

7. Гофман Семь лекций по истории социологии. М., 1990.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: