1. Подготовьтесь к просмотру и обсуждению фильма:
- Узнайте все о фильме, интересные факты о нем, посмотрите хотя бы трейлер и промо, подумайте, что может заинтересовать именно Вашего ребенка.
- Иногда нужно посмотреть фильм заранее или прочитать все о нем, чтобы знать, к чему быть готовым.
- Продумайте, как построите обсуждение, какие ключевые темы и вопросы затрагивает этот фильм, какие смыслы и уроки несет в себе.
- Проанализируйте, что именно Вас задевает и волнует в этом фильме, это важно, так как Вам тоже необходимо будет поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком, чтобы у него не сложилось впечатление о специально организованной воспитательной беседе, вместо живого и естественного домашнего обсуждения кино.
2. Создайте ситуацию для общего просмотра и обсуждения, пусть это будет своего рода традицией и формой совместного семейного досуга с ребенком. И так, чтобы просмотр фильма случился естественным образом, важно постепенно вводить это как семейный ритуал и форму общения с подростком:
1. Подберите фильм с учетом возраста и темы, которая важна для Вас. Помните, что интересное для взрослого не всегда интересно для подростка.
2. Ориентируйтесь и на интересы подростка, помните о его любимых актерах, жанрах фильмов. Если Вы не знаете, спросите его об этом.
3. Также поинтересуйтесь, хочет ли подросток показать Вам свой любимый фильм. Только не вздыхайте и не поднимайте крик, когда увидите там сцены насилия, эротики и др. «взрослых» сюжетов. Просто поинтересуйтесь, как к этому относится Ваш ребенок. И, если это для Вас неприятно, скажите, что фильм неплохой, но актеры могли бы сыграть лучше, что видна не слишком профессиональная подготовка оператора и т. д. Своим запретом очень редко можно добиться отказа от подобных фильмов, но отношением можно сформировать вкус к действительно фильмам-шедеврам.
4. Можете посмотреть фильм заранее, чтобы знать, о чем поговорить (варианты примерных вопросов ниже).
5. Приготовьте что-то для просмотра фильма (попкорн, сладости), пригласите друзей подростка, чтобы это стало хорошей традицией, многие семьи даже организуют семейный кино-клуб.
6. Можно начать с совместных походов в кино и обсуждения фильмов в машине или по дороге.
7. Можно сделать кино-вечеринку с друзьями семьи или вообще начать с друзей ребенка.
8. Можно сходить в семейный кино - клуб и потом перенести это уже как традицию домой.
9. Заинтригуйте случайной беседой об очень интересном фильме и сообщите домашним, что будете его смотреть, и подросток может случайно вовлечься.
10. При готовности ребенка - переход от анализа фильма к обсуждению его ситуации, ваших отношений и темы, которая его волнует.
11. Обсудите фильм с помощью специальных вопросов.
Вопросы для обсуждения:
1. Как ты думаешь, о чем этот фильм? О чем это фильм для тебя? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему? Что откликнулось и показалось наиболее значимым именно для тебя? О чем этот фильм для тебя?
2. Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы ты поступил(а) в подобном случае? Или как тебе кажется, чтобы герой сделал на твоем месте, в твоей ситуации?
3. Что из фильма перекликается с твоей собственной жизнью\ситуацией? Или ситуациями в школе, у друзей?
4. Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?
Как можно воспринимать фильм?
| Я на месте героя | Герой на моем месте |
| · Как я понимаю чувства героя? · По каким признакам я распознаю то или иное переживание героя? · Разделяю я чувства героя или нет? · Что я чувствую по поводу (название того или иного эпизода)? | · Кто мне нравится, а кто нет? · С кем сравнивать себя не очень хочется? · Герои, которые мне нравятся (или не нравятся), похожи на меня или нет? · Мои эмоции в отношении фильма – в какие моменты реальной жизни я испытывал сходные чувства? |
| · Как герой понимает ситуацию в фильме и как я ее вижу? · Совпадает ли восприятие героя с мнением авторов фильма? · Присутствует ли в фильме четкая позиция его создателей? | · Почему именно с этими героями я сравниваю себя? · Каковы побуждающие силы и ресурсы героев? Что в них такого, что и мне не помешало бы? · Что мне никогда не приобрести и могу ли я принять такое ограничение? |
| · Какие приемы героев фильма меня привлекают? · Какие действия героев обнаруживают проблемы, присущие и мне? · Как герой меняет способы действия и могу ли я измениться как он? | · Какие проблемы моей жизни наиболее близки тематике фильма? · Какие приемы героя фильма доступны и мне? · Как герой смотрел бы на мои проблемы? |
Примеры практических заданий и способов анализа кино:
- Предложите ребенку закончить фразу, но начинайте с собственного примера …
1. Фильм для меня…
2. Я на месте героя… Герой на моем месте…
3. Для меня урок фильма…
- Предложите поискать + и -, найти ошибки и верное решение…» в действиях героев
- Придумать свою 2 серию или свое продолжение как поступить в этой ситуации…
- Помогите восстановить ключевые значимые фраз и цитаты из высказываний героев, др.
- Помогите использовать потенциал фильма для обучения. Проанализируйте вместе и помогите запомнить удивительных факты, исторические события и успешные способы поведения героев в неоднозначных и трудных ситуациях!
Также после просмотра фильма этап обсуждения можно провести в форме игры-теста на запоминание основного сюжета, в форме дискуссии по командам (если много подростков и взрослых), в форме голосования «за» и «против».
Порой создать особую атмосферу близкого и откровенного общения достаточно сложно между подростком и взрослыми. Поэтому для начала можно попробовать сделать первые шаги для налаживания отношений с помощью просмотра и обсуждения какого-то фильма. А может быть, у Вас, наконец, возникнет идея снять всем вместе Ваш собственный фильм о семье?






