Вариантность проектных решений центра детского научно-технического творчества

Лисовенко П.К.

Кожнова А.А.

ВАРИАНТНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В работе определяется роль вариантного проектирования в разработке решений центра детского научно-технического творчества. Рассмотрено несколько различных подходов к проектированию объектов. Обосновывается необходимость разработки комбинированных проектных решений детских научных центров с учетом влияния архитектуры на качественное развитие психики и становления личности обучающихся

Ключевые слова: детский научный центр, дополнительное образование, вариантное проектирование

Детство и юность являются двумя важными ступенями для формирования личности. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность, происходит профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции. На данном этапе важно создать для ребенка качественные условия жизни и развивающую психику среду для его последующего нормального взаимодействия с обществом и окружающим миром [1].

Главной проблемой современного мира является нехватка доступных досуговых и развивающих мест для ребенка. Важно создать систему внешкольных учреждений, мест, которые интегрируют ребенка в общество, помогут ему в здоровом развитии и становлении личности. Особое внимание государства к системе дополнительного образования несовершеннолетних способствует повышению интереса населения к получению качественных услуг дополнительного образования [2]. Наиболее востребованными являются организации художественной и спортивной направленности. Недостаточным является охват обучающихся научно-техническим творчеством в малых городах.

Здания школ искусств и спортивные сооружения, привлекающие внимание, как школьников, так и их родителей – не редкость, тогда как научных центров, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, нацеленных на поддержку и развитие технического творчества детей с математическим складом ума а также подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров и разработку инновационных технологий, критически мало. Учитывая все ускоряющиеся темпы развития современных биологических, медицинских и инженерных технологий, обоснована необходимость подобных центров и актуальность их строительства.

Детские центры, внедренные в существующую городскую среду необходимы городу как доступное образовательное учреждение для местного населения. Такие места могут стать толчком для развития общественной жизни в данном месте благодаря разнообразию функций, недостающих в районах периферии.

При размещении детского центра за городом существует возможность расширения его деятельности, путем добавления к нему детского профильного технического лагеря. Такое расположение уменьшает влияние городской среды на школьников, дает им сконцентрироваться на учебе и научной деятельности, позволяет получить активное пространство для общения и обмена идеями, невозможное при расположении центра в городе.

При проектировании детских научных центров задача архитектора состоит в том, чтобы ребенок ощущал искусственно созданную среду как естественную для него, организованную по законам человеческого восприятия. Здание должно представлять собой пространство, в котором ребенок хочет находиться, в котором он может учиться, радоваться и развиваться. Для достижения этой цели необходим оптимальный психологический баланс, позитивное эмоциональное воздействие, физическая и психологическая комфортность, сомасштабность и целостность проектных решений [3].

Вариантное проектирование является важным компонентом для разработки оптимального объемно-пространственного решения центров детского научно-технического творчества. При помощи вариантного проектирования производится выбор самого рационального решения из нескольких разнозначных и равноценных вариантов, при которых используются разные архитектурные, планировочные, конструктивные, инженерные и другие решения.

Вариантность проектирования детского научного центра в зависимости от приоритетности проектных задач представляется следующими основными подходами: сценарный, контекстуальный, функциональный и образно-художественный. Сценарный подход характерен, когда пространство организуется как рамка для осуществления заданных процессов, определяемых технологией или действиями людей [4]. Контекстуальный подход заключается в использовании средств художественной выразительности, характерных для окружающей природной или архитектурной среды. Функциональный подход важен для обеспечения комфортности проектируемой среды, как физической, так и психологической. Он характеризуется удобной планировкой здания, четким разделением на функциональные зоны, доступностью оборудования и др. Образнохудожественный подход характерен в случае, когда здание становится центральной точкой организации социальной и экономической жизни на определенной территории [5].

Таким образом, выбор методики проектирования напрямую зависит от проектируемого объекта и посыла, который закладывает архитектор в свое здание. Так, например, при проектировании культового здания или музея уместен сценарный подход; при реконструкции здания, проектировании в условиях исторической застройки или в условиях природной среды преобладает контекстуальный подход; для промышленных зданий, школ и больниц первостепенное значение имеет функциональный подход; для выставочных павильонов – образно-художественный подход.

В то же время, на практике часто обращаются к совмещению подходов. Так, обратив внимание на детские научные центры, видим, что все четыре метода проектирования важны для психологического комфорта детей, которые будут в нем обучаться. Для правильного развития психики и поддержания психического здоровья школьников необходимо четкое зонирование здания и прилегающей к нему территории, гармоничное соотношение естественных и искусственных составляющих и создание пространства, побуждающего детей на дальнейшее обучение. В таком случае, комбинация рассмотренных методов позволит учесть весь комплекс поставленных задач.

Вариантное проектирование должно быть направлено на равновесие естественных и искусственных компонентов, повышение комфортности и эстетических качеств среды. На этапе эскизирования детского научного центра, как правило, преобладает образнохудожественный подход, так как данный центр становится сосредоточением социальной жизни школьников. По мере уточнения проектных решений добавляются задачи, характерные функциональному подходу – рациональное разделение здания на функциональные зоны, соблюдение необходимых площадей и размеров, и сценарному подходу – моделирование различных сценариев функционирования здания, передвижения людей и др. В том случае, если здание расположено в городской застройке, первоначальным будет являться контекстуальный подход.

Создание нескольких комбинированных проектных решений, каждое из которых во главе поставит один из методов, позволит в целом рассмотреть несколько вариантов влияния того или иного объема на психологическое состояние школьников и их мотивацию к обучению.

Таким образом, вариантное проектирование играет ключевую роль в разработке решений детских центров научно-технического творчества, которые, в свою очередь, должны содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Адлер А. Понять природу человека / Альфред Адлер; пер. Е.А. Цыпина. – Текст: непосредственный. – Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. – 253 с. - С. 102. – (Библиотека зарубежной психологии). – ISBN 5-7331-0107-5.

2. Правительство Рязанской области. Распоряжение от 26 июля 2017 года N 326-р. Об утверждении приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей в рязанской области на 2018 - 2020 годы" [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/450284255 - Дата обращения: 10.04.2020 г.

3. Воронова В. А., Данцева Е. Р. Современное формообразование в архитектуре // Наука и мир. – 2015. – № 3. – С. 91-94 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23146281_53347604.pdf

4. Крашенинников А.В. Сценарное проектирование городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. – 2017. – №4(41). – С. 242-256 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/18_krasheninnikov/index.php

5. Дружинина О.Э. Методика архитектурного проектирования и творческий метод архитектора // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. — Т. 2. — М.: МАРХИ, 2020. — С. 235-236 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marhi.ru/sciense/conf/20/tom%202.pdf

 

Сведения об авторах:

Лисовенко Полина Кирилловнастудентка 4 курса, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань, Россия;

Кожнова Анна Алексеевна – старший преподаватель, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань, Россия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: