Тема: Особенности ухода за полостью рта пациентов в зависимости от возраста и состояния полости рта. Индивидуальный подбор средств гигиены

Занятие № 8.

Цель занятия: изучить особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

Содержание темы:

Обучение детей — самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. Обучение детей гигиене полости рта проводят с помощью бесед и уроков здоровья. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой).

В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. Беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку.

Для детей 5—7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.

В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания — обучения методам гигиены полости рта. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7—8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.

На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно проверить знания по этому разделу.

На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен практическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены.

В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей. Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, возможность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике.

Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники. После первого приема ребенку рекомендуется на следующий прием (или вывешивается соответствующее объявление) приходить со своей зубной щеткой. Специально обученная медсестра проверяет качество зубной щетки, ее соответствие физиологическим параметрам полости рта ребенка, после чего перед зеркалом проводит весь необходимый комплекс обучающих мероприятий. В это же посещение или в следующее проводится после чистки зубов специальный профилактический сеанс (покрытие зубов фторлаком, обработка ремрастворами, фторидами, гелями и т.д.). В результате этих мероприятий появляется возможность широкого использования индивидуальной первичной профилактики кариеса зубов у детей в условиях поликлинического приема.

Перечисленные и широко применяемые методы и формы гигиенического воспитания не являются догмой. В каждом коллективе, проводящем первичную профилактику, найдутся свои оригинальные находки и усовершенствования. Однако, предлагаемая систематизация этих мероприятий позволяет учесть весь необходимый объем санитарно-просветительных и обучающих методов и может явиться базой для дальнейшего совершенствования важнейшего раздела профилактики кариеса зубов.

Для обеспечения надлежащих гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в полости рта за счет проведения личной оральной гигиены необходимо не только разбираться в средствах гигиены, но и ориентироваться, как и в какой последовательности ими следует пользоваться в зависимости от индивидуального стоматологического и гигиенического статусов.

Мероприятия по индивидуальной гигиене полости рта (ИГПР) при здоровых зубах и деснах (© Улитовский С. Б., 2001]:

1-й этап Предварительное полоскание 30-45 с полости рта антисептическим ополаскивателем.

 2-й этап. 1-2 мин Очищение зубной нитью.

3-й этап. Промежуточное полоскание 10-20 с полости рта водой, но можно и повторно антисептическим ополаскивателем.

4-й этап. 2-3 мин Очищение моно- и малопучковой щеткой.

5-й этап. Промежуточное полоскание 5с и сплевывание

6-й этап. 30 с-1 мин Чистка зубной щеткой.

7-й этап. Промежуточное полоскание 5с полости рта

8-й этап 30 с-1 мин Окончательное полоскание

Итого на 8 этапов общая затрата времени составляет от 4 минут 30 секунд до 7 минут 30 секунд.

Характер проведения личной оральной гигиенической процедуры при кариесе зубов зависит от места локализации кариозного процесса (на апроксимальных поверхностях, в области фиссур на окклюзионной поверхности, в пришеечной области и т. д.).

Когда мы говорим об особенностях проведения индивидуальной гигиены полости рта при кариесе зубов, то имеются в виду еще не леченные состояния - от стадии мелового пятна до осложненных форм кариеса.

Основной акцент делается на использование фторсодержащих зубных паст и ополаскивателей, причем последовательность процедур должна быть такой, чтобы чистка зубной щеткой и окончательное полоскание были на последних местах, дабы добиться максимальной концентрации ионов фтора в слюне, в поверхностных слоях эмали и в среде микроорганизмов.

Патологические состояния пародонта требуют для каждой нозологической формы особых способов проведения индивидуальных гигиенических nроцедур в полости рта.

При катаральном гингивите, например, может отсутствовать этап флоссинга, и применяться щетки с мягкой и очень мягкой щетиной, если воспалительные явления ярко выражены и любое прикосновение вызывает боль, кровотечение из десен, раздражение. В подобных ситуациях следует избегать наиболее травмирующих моментов, чтобы пациент вовсе не прекратил nроведение гигиенических мероприятий в полости рта.

Правильное проведение индивидуальной гигиенической процедуры в полости рта превращает ее из формальной малозначимой процедуры в лечебно-профилактическую манипуляцию, обладающую реальным лечебно-профилактическим воздействием. Чтобы так произошло, стоматолог или гигиенист стоматологический должны уметь разрабатывать для каждого пациента индивидуальные гигиенические программы по уходу за ротовой полостью, способствующие профилактическому воздействию на органы и ткани ротовой полости. Однако, для того чтобы данная процедура не стала формальной, в последующем необходимо отслеживать динамику изменения гигиенических индексов и, сообразуясь с ними, составлять новые программы или изменять старые. Понимая основную направленность таких гигиенических программ, гигиенист или стоматолог смогут легко видоизменять их с учетом стоматологического случая и состояния конкретного пациента.

Рекомендуемая литература:

1. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил.

2. Хоменко Л.А., Савичук А.В. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета часть 1 и 2. Книга плюс, 2007. — 128 с.

3. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений по специальности «Стоматология» - Мн.: Беларусь, 2004. – 526 с.: ил.

4. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический, 2012 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: