Техника и технология нынешнего времени, основанные на новейших достижениях науки, требуют особого, бдительного отношения к себе. Прежде чем их создавать и использовать, нужно просчитать и предвидеть последствия, причем во множестве аспектов (а не в одном!). И если последствия неизвестны, то требуется сначала их обнаружение, тщательное и всестороннее исследования. Спешка, не владение всем комплексом информации недопустимы. Ведь создаваемые или внедряемые без такого учета технические установки, будь они мирного назначения или военного, а также производственные линии могут оказать вредное воздействие на Природу, Человека – его здоровье, психическое состояние, генофонд.
С техникой XX и начала XXI века нужно быть на Вы. Проблемы нравственности и ответственности перед Людьми, Миром и Жизнью за научно-технические творения и связанные с ними решения приобретают для деятелей науки и техники, руководителей всех рангов этих отраслей и государства первостепенное значение.
Ныне, каждый должен отчетливо понимать опасность, которая исходит от техники при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с нею.
|
|
Д/з:
1. Параграф учебника «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция».
2. Задача:
Один из путей, которыми осуществляется деление ядер урана при бомбардировке нейтроном, выглядит следующим образом:
Осколки деления – цезий и рубидий – претерпевают превращения:
Какие радиоактивные распады претерпевают цезий и рубидий. Как вы думаете, почему это происходит?
Задача раздается индивидуально каждому на заранее подготовленных карточках.
3. Задание по группам:
Учащиеся по группам представляют материал об атомной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки по вопросам:
- Имеет ли последствия ядерного конфликта глобальный характер, в чём это выражается?
- Когда прекратится это безумие и человечество перестанет заниматься самоуничтожением?
- При каких условиях, по вашему мнению, это возможно?
1-я группа представляет мнение историков;
2-я группа представляет мнение учёных-физиков;
3-я группа представляет мнение военных;
4-я группа представляет мнение биологов и медиков;
5-я группа представляет мнение творческой интеллигенции.
Приложение
Вопросы учителя |
Строение атома по Резерфорду |
Почему это строение называется планетарной моделью атома? |
Из каких частиц состоит ядро атома? |
Какой из этих частиц имеет заряд, и какой? |
Как взаимодействуют друг с другом протоны в ядре? |
Тогда какие же силы удерживают нуклоны в ядре? |
Что такое радиоактивность? |
Что собой представляют α-, β-частицы? |
Запищите уравнение α-, β-распада. |
Протактиний Ра α радиоактивен. Определить, какой элемент получится после этого распада. |
В какой элемент превращается U после двух β-распадов и одного α-распада? |
Что такое дефект масс? |
Что такое энергия связи? |
Что такое энергетический выход ядерной реакции? |
|
|
Записи в тетради по новой теме:
Тема: Деление ядер урана. Цепная реакция.
В 1939 году немецкие ученые О. Ган и Ф. Штрассман было открыли деление ядер урана.
Цепна́я я́дерная реа́кция — последовательность ядерных реакций, каждая из которых вызывается частицей, появившейся как продукт реакции на предыдущем шаге последовательности.
Коэффициент размножения нейтронов k — отношение числа нейтронов последующего поколения к числу в предшествующем поколении во всём объеме размножающей нейтроны среды.
Критическая масса — минимальное количество делящегося вещества, необходимое для начала самоподдерживающейся цепной реакции деления.
Критическую массу можно уменьшить, если:
1) Использовать замедлители (графит, обычная и тяжелая вода)
2) Отражающая оболочка (бериллий)