Тема: «Необычные звуки и голоса. Игра – «Кто?»»

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное и практическое занятие № 97 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

Тема: «Необычные звуки и голоса. Игра – «Кто?»»

Не надо забывать, что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребёнка.

К.Д. Ушинский

 

Родоначальником теории игры в отечественной педагогической науке считается Константин Дмитриевич Ушинский, который противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности.

Именно, игровая форма на вокальных занятиях, является более привычной, комфортной и удобной для получения ребенком новых знаний, умений и навыков.

Главная задача педагога дополнительного образования по вокалу — это найти те формы и методы работы, которые помогут раскрыть в каждом ребенке яркую, эмоциональную, раскрепощенную личность с красивым голосом, а занятия сделать увлекательными, интересными и любимыми. Конечно же, у каждого педагога есть свои маленькие секреты, но педагогический опыт показывает, что, прежде всего, чтобы добиться успеха, педагог должен любить детей и иногда становиться самому ребенком, чтобы сократить дистанцию «Педагог-ребенок», ведь именно в игре педагог может себе это позволить.

При помощи игры на занятиях по вокалу можно ненавязчиво, но целенаправленно осуществлять процессы обучения и воспитания детей, научить их красиво петь, двигаться, уметь слышать и слушать друг друга. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизическое и эмоциональное состояние, потому что в игре есть все необходимое, чтобы на интуитивном уровне развивать интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. И именно в процессе игровых занятий, учащиеся способны выполнить такой объем работы, который им был бы недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полное время учебного занятия – 2 академических часа с пятиминутной переменкой.

Одной из самых прогрессивных и эффективных методик по развитию голоса с применением приёмов игровой деятельности является обучающая программа «Фонопедический метод развития голоса, для стимуляции голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков», автором которой является Виктор Вадимович Емельянов - доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета. Уже 30 лет эта методика применяется на всех уровнях – от детского сада, до консерваторий и оперных театров.

Методика позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребенку с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами.

Данная методика очень легко воспринимается детьми. Игровая форма артикуляционной гимнастики и интонационно-фонетических упражнений очень эффективно выстраивают всю систему начального периода учебного процесса. В творческой атмосфере, которая доставляет учащимся истинное удовольствие и радость, достигается автоматизм в выполнении непростых тренингов. Этот процесс оказывает положительное воздействие на эмоциональное настроение ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух.

Но использование методики В.Емельянова без прохождения очных курсов у него или его учеников-последователей является опасным для голоса! Недостаточно прочитать все книжки, прослушать все аудиозаписи для овладения механизмами применения методики В.Емельянова. Неправильное применение методики может пагубно повлиять на детские голоса и привести к потери тембра и расшатыванию голоса.

Целью данной методической работы, является правильное и грамотное формирование вокально-хоровых навыков у детей 6-9 лет посредством игровых приемов.

На занятиях данная игровая методика обучения детей вокалу реализуется в два этапа: речевой и певческий, которые очень взаимосвязаны между собой.

Цель первого речевого этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению, то есть «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, поработать над артикуляцией, дикцией, обострить интонационно-фонетическими упражнениями слух.

Игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных и птиц, звукам окружающего мира. Игры помогают ребенку воспроизводить интонации различной высоты. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, устраняет некоторые дефекты речи. А звуковой массаж голосовых складок, проводимый в игровой форме — это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса.

Работая по методике В.В. Емельянова можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует:

- У пражнение «вопросы-ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Соединяются звуки грудного и фальцетного режимов. Следить, чтобы рот свободно, широко открывался. Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики.

- Упражнение«страшная сказка» активизирует работу гортани. Исходное положение: рот открыт, движением вперед - вниз (это условие обязательное!), губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот, испуганное выражение лица. - Упражнение выполняется приемом «эхо». Педагог показывает – ребенок повторяет. Последовательность гласных: У - УО-УОА-УОАЭ-УОАЭЫ (или в обратном направлении). Можно произносить гласные тихим голосом в речевом диапазоне, можно выйти из грудного в фальцетный режим, соединять звуки на легато или наоборот, исполнять пульсирующим стаккато, с различными динамическими оттенками. В фальцете педагог может придумывать различные интонации, а учащийся точно повторяет их.

Цель второго певческого этапа – это формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание музыкального репертуара. При формировании певческого голоса на начальном этапе, когда голосовой аппарат только приспосабливается к новому для него способу звукообразования, очень важно следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания и не переходить на крик. Это отрицательно может сказаться на чистоту интонирования, ведет к потере полётности и звонкости голоса. Вместе с вокальными распевками и упражнениями, при работе над разучиванием репертуара можно применять на занятиях приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. При этом упражнении активно развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут тренироваться в безопасном режиме.

Очень хорошо воспринимаются и заучиваются детьми песенки-распевки Е.Поддубной. Пропевая песенки, с выполнением под них движений пальчиками рук, руками, ногами, корпусом тела, дети четко передают яркие музыкальные образы, создают благоприятный эмоциональный фон. Сочетание исполнения распевок с движениями учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, помогает воображать и фантазировать.

Взяв за основу на занятиях игровые элементы и тренинги В.Емельянова, О.Кацер, А.Карягиной, Е.Поддубной, можно помочь детям в развитии качественных показателей голоса: чистота интонации в верхнем и нижнем регистре, увеличение объема и тембральной окраски голоса, расширение диапазона, активизации артикуляционного и дикционного аппарата, навыков глубокого абдоминального дыхания (животом).

Приведем некоторые примеры игр, применяемые на занятиях по вокалу:

Игра «Учитель» (артикуляционная гимнастика). Эта игра проводится только тогда, когда дети уже знают комплекс упражнений, их порядок и правильное выполнение. Педагог предлагает поиграть в учителя (дети обожают побывать в роли учителя).

В этой игре педагог и учащиеся меняются ролями. Каждый учащийся, по очереди на каждое упражнение, садится перед всеми учащимися как педагог, а педагог садится на место того ребенка, который в роли педагога. Ребенок-педагог объясняет всем, какое упражнение выполняем. Сам показывает, и в процессе имеет право поправить других, если кто-то неточно выполняет задание, в том числе и настоящему педагогу, который специально иногда провоцирует ошибки, чтобы ребенок-педагог не боялся сделать замечание и поправить его. Каждое упражнение выполняется по четыре раза.

1. Массаж язычка (проминание языка от кончика до корня).

2. Карамелька за щечкой (кончиком языка оттягиваем поочередно щечки).

3. Моем зубки (вращаем круговыми движениями кончиком языка в одну и другую стороны при закрытых губах).

4. Кукушечка (рот открыт в зевке, выводим язык наружу, не касаясь губ, как можно дальше, разрабатывая корень языка).

5. Скачем на маленькой Лошадке (цокаем в вертикальной позиции О).

6. Скачем на большой Лошади (цокаем в горизонтальной позиции А).

7. Скачут две лошадки рядом (цокаем поочередно в вертикальной и горизонтальной позициях О-А).

1. Игра «Дразнилка с обезьянкой» (интонационно-фонетические упражнения, активизация работы гортани). Педагог говорит, что мы все дружно приехали в зоопарк, где живет веселая обезьянка, и она любит со всеми дразниться.

Педагог берет большую мягкую игрушку Обезьянку, которая здоровается с ребятами и начинает играть-дразниться с детьми: в грудном регистре – У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. Затем грудной фальцет через порог: гласные: У! у? у! У! У! о? у! О! О! а? о! А! А! ы? а! Ы! с согласными: У-ШУ, У-ШО, У-ША, У- ШЭ, У-ШЫ (с,ф,к,т,п) трехсложные: У-ШУ-ЖУ, У-СО-ЗО, У-ФА-ВА, У-КЭ-ГЭ, У-ТЫ-ДЫ, У-ПО-ВО.

2. Игра «Волшебные ладошки» (развитие чувство ритма и памяти). Перед этой игрой педагог говорит о том, что у него есть волшебство в ладошках, которое всегда помогает правильно прохлопывать любой ритмический рисунок. И предлагает поделиться своим волшебством с детьми, спрашивая, кто хочет в ладошки волшебство. Педагог хорошо растирает свои ладони до горячего состояния и кладет свои ладони на ладошки ребенка, спрашивая: «Идет волшебство?» И учащийся, чувствуя, как тепло от ладоней педагога переходит к нему, говорит: «Да!» И так каждому ребенку.

3. Затем педагог детям прохлопывает ритмические рисунки различной сложности, а они вместе по жесту педагога отвечают ему, затем педагог задает индивидуально каждому ребенку два-три ритмических рисунка. Конечно, по принципу от простого к сложному. Если ребенок ошибается, то педагог, чтобы ребенку сохранить ситуацию успеха, обращается к нему: «Ой! Наверное, волшебство улетело! Давай я тебе его еще передам!» И затем задает чуть полегче ритмический рисунок, с которым ребенок легко справляется.

4. Игра «Музыкальные бусы» (чистый унисон). На магнитной доске педагог рисует нотный стан со скрипичным ключом, детям раздает одинаковые круглые магнитики и предлагает собрать музыкальные бусы из так называемых бусинок. Ниточкой, на которую дети будут нанизывать музыкальные нотки-бусинки - магнитики, будут линии нотного стана. У педагога тоже своя бусина-магнитик, которая задает для всех музыкальный тон, играет и поет, «нанизывая» свою бусину на ниточку-линию нотного стана, например ми, соль, си, ре.

5. Педагог предлагает собрать музыкальные бусы и каждый ребенок, перед тем как поставить свою бусину-магнитик должен чисто пропеть заданный тон и если попал, то ставит свою нотку на нотном стане рядом с ноткой педагога и так далее. В конце для закрепления итога игры, все дети пропевают по очереди свои звуки держа чистый тон на цепном дыхании от начала до конца, пока все не пропоют. Конечно, педагог держит контроль над чистотой унисона.

6. Игра «Паровозик» (динамические оттенки). Эта игра дает очень четкое представление о динамике развития силы звука, которые передают настроение и характер музыки. В этой игре детям педагог объясняет, что звуки могут звучать громко (форте), тихо (пиано), постепенно усиливая силу звучания (крещендо), или постепенное ослабляя силу звучания (диминуэндо). На доске педагог прикрепляет одинаковые паровозики разного размера, в начале и в конце маленькие паровозики, в середине большой, а между большим и маленькими – средние. Педагог предлагает всем ребятам отправиться на железную дорогу встречать и провожать мимо проходящие поезда. И объясняет детям, как звучит сигнал «ТУ!!», когда паровозик едет далеко, приближаясь, рядом и отдаляясь. Дети превращаются в железнодорожных стрелочников, все вытягивают правую руку и отводят ее вправо. Педагог задает тон паровозика «Ту!». Дети начинают извлекать тихо - паровозик далеко, звук «Ту!» с тихого звука начинают постепенно продвигать руку к центру, усиливая силу звука. Самый громкий звук, естественно, когда паровозик совсем рядом, перед нами – рука вытянута вперед. И когда Паровозик отдаляется от нас, то и звук паровозика «Ту!» тоже постепенно утихает и в конце – далеко, звучит тихо!

7. Итак, делая вывод, можно убедиться в том, что разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют избежать скучной повторяемости материала и создают условия новизны в обучении. Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе, а педагог должен взять за основу девиз «Учить, играя!».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: