Составитель: педагог Марковникова Л.В

 

 Здравствуйте,дорогие ребята и уважаемые родители!

  Цель занятия: расширение понятий о художественном чтении, как исполнительском виде искусства.Развитие речевых способностей учащихся и мотивация потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

Развивающие задачи:

- формирование у детей правильного произношения звуков;

- развитие речи (работа над дикцией, интонационной выразительностью речи, расстановкой логических пауз и ударений и т. п.)

    На занятиях мы не только отрабатываем технику речи (учимся читать бегло), но и читать выразительно!

    Итак, сейчас мы узнаем - насколько хорошо вы владеете своим голосом, выразительностью речи.

    При выразительном художественном чтении необходимо  соблюдать:

правильное произношение звуков, знаки препинания, логические ударения и паузы, дикцию, интонацию, выразительность речи.

   Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

    Интонацияэто совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

    Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.

    1. Логическое ударение – выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.

    2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.

    3. Темп и ритм чтения. Темп чтения – степень быстроты произношения текста. Он также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения – соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

    Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения.

    4. Мелодика речи - повышение и понижение тона голоса. Иногда называется интонацией в узком смысле. Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая или психологическая, которая определяется содержанием и нашим к нему отношением.

    5. Основная эмоциональная окраска - тембр. Вопрос об эмоциональной окраске обычно ставится после полного или частичного анализа произведения. Недопустимо директивное указание тона: читать весело или грустно. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможет разбудить в ребенке стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.

    Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

 

При выразительном чтении необходимо:

·уметь разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора;

· уметь проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения (например, стихотворения) или понять состояние героя.

   Для развития техники речи необходимо проводить специальные упражнения. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Скороговорки следует брать короткие, а потом постепенно их усложнять.

    Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых.

     Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью

    Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

    Проблемы с произнесением звука "Ч» часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука "Ч».

·Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

·У нас в печурочке золотые чурочки.

·Синичка, синичка - воробью сестричка.

·Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

·Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

·

А также скороговорка в форме стихотворения:

·Четверть часа чиж чижихе

·Пел частушки на Плющихе.

·Черный кот, большой чудак,

·Влез послушать на чердак.

    Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука "Ш", первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

·Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

·Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

·Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука "Щ":

·Кощея щами не угощают.

·Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.

·Щенок в чащу дощечку тащит.

·Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Ниже приведены скороговорки на отработку звука "Р" в сочетании с другими звуками:

·На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

·Прорубь рубили - рыбку ловили.

·Ехал грека через реку, видит грека -в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.

·Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

              Театральные профессии:

1. Режиссер-постановщик - это, пожалуй, самый важный человек в театре. Он решает, какую пьесу будут ставить в театре.

2.Звукорежиссер — профессия не только театральная, ведь звукорежиссеры востребованы и в кино, и на телевидении. В театре благодаря звукорежиссеру спектакль наполнен не только музыкой, но и различными шумовыми и звуковыми эффектами. Такие звуки создают необходимую в театральной постановке атмосферу, придают действию реалистичность и красочность.

 

 

 

 3.Одна из важнейших и при этом интереснейших профессий в театре – это художник–постановщик или сценограф.

4.Костюмер - это работник театра, который отвечает за костюмы.

5.Суфлёр — это работник театра, который подсказывает актерам текст их роли, если они вдруг его забыли.

6. Артист - Актёр - это исполнитель ролей в театре и кино. И его главная цель - вызвать у зрителя гамму эмоций, мыслей, чувств. Для этого актёр должен перевоплотиться в своего персонажа.

7.Художник-гримёр - это ещё работник театрального цеха.

8.Декоратор – это художник, изготавливающий декорации для спектаклей.

Основная задача декоратора - воплотить замысел театрального художника-постановщика.

9.Художник по костюмам в кино, театре и на телевидении создаёт одежду для героев.

9.Дирижер - лицо, управляющее оркестром, хором или танцами на балу,а также руководитель разучивания и исполнения ансамблевой музыки.

10.Светооператор. Свет в театре играет очень важную роль. Недаром существует выражение «в свете софитов», что значит на сцене, в театре.

11.Композитор - (от лат. Compositor- составитель) сочинитель музыкальных произведений.

12.Руководители-организаторы «Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

13.Художественный руководитель.Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей.

14.Заведующий труппой. Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с художественным руководителем.

Домашнее задание:

 

Ответить на вопросы по теме:

1.Что такое интонация!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: