Тема 10. Планировочная организация и транспортное обслуживание городских жилых районов в условиях секционной застройки

Территория города по своему функциональному назначению и характеру использования может подразделяется на зоны: «жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон» (Градостроительный кодекс РФ. Статья 35).

Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями СП 42 13330 2016 Градостроительство, не допускается размещать в жилых зонах.

«В жилых зонах размещаются:

- жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности);

- блокированные;

- усадебные с приквартирными и приусадебными участками;

- отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения…

- стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам;

- культовые объекты

...

Примечание - К жилым зонам относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания».

(СП 42 13330 2016 Градостроительство. п.5.1).

 

«Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, УДС, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для МГН (мало-мобильных групп населения)». (СП 42 13330 2016 Градостроительство. п.5.2).

 

«Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований:

- микрорайон (квартал) - основной элемент планировочный структуры застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого от 5 до 60 га. В микрорайоне (квартале) выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории;

- район формируется как группа микрорайонов (кварталов) в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории района не должна превышать 250 га» (СП 42 13330 2016 Градостроительство. п.5.4).

Основной структурной единицей жилой зоны принято считать жилой район.

«Жилой район: Архитектурно-планировочный структурный элемент жилой застройки, состоящий из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром, ограниченный магистральными улицами общегородского и районного значения» (СП 42 13330 2016 Градостроительство. п.3.8).

Планировочно жилой район может представлять собой единое межмагистральное образование или состоять из нескольких межмагистральных территорий. Численность населения на межмагистральной территории находится в прямой зависимости от численности населения населенного пункта.

В крупных, крупнейших и больших городах предусматривается возможность объединения нескольких жилых районов в планировочный район (рис.1).

Рис.1. Структурное деление жилой территории.

а – планировочный район; б – жилой район;

1 – магистральные улицы общегородского значения;

2- магистральные улицы районного значения;

3 – центр планировочного района; 4 – центры жилых районов;

5 – центры межмагистральных территорий (микрорайонов, кварталов).

 

Жилые районы, независимо от численности населения города, могут входить в состав планировочного района города или размещаться самостоятельно (обособленно) (рис.2).

Размеры жилых и планировочных районов, их функциональный состав, конфигурация и местоположение в городе определяются в проекте генерального плана.

Вопросы транспортного обслуживания планировочного района или жилого района решаются в проекте генерального плана (в части трассировки магистральной улично-дорожной сети) и в проекте планировки территории (в части трассировки местной улично-дорожной сети).

 

 

 Рис. 2. Формирование жилых районов.

а – в составе планировочного района города;

б – самостоятельный (обособленный) жилой район.

 

В проекте генерального плана основной задачей транспортного обслуживания жилого района является обеспечение его связями с центром города, промышленными районами, другими жилыми районами, местами отдыха в пределах города и за его границами, объектами внешнего транспорта. Связь отдельных районов между собой обеспечивается магистральной улично-дорожной сетью и системами городского пассажирского транспорта.

Улично-дорожная сеть

Основой разработки предложений по транспортному обслуживанию жилого района служат структура магистральной улично-дорожной сети города и предложения по развитию системы городского скоростного пассажирского транспорта.

Наземный пассажирский транспорт независимо от развития в городе скоростного (внеуличного) транспорта играет важную роль в транспортном обслуживании жилого района, выполняя две функции: обеспечение внешних связей жилого района и внутренних перевозок. Как правило, линии скоростного транспорта связывают жилой район с центром и крупными промышленными районами города. Перевозки пассажиров в близлежащие жилые и промышленные районы осуществляются наземным транспортом.

В пределах жилого района линии наземного пассажирского транспорта проходят по магистральным улицам, разделяющим его на межмагистральные территории.

Организация линий наземного пассажирского транспорта в пределах межмагистральных территорий не допускается.

В периферийных жилых районах необходимо предусматривать на их территории площадки для размещения отстойно-разворотных площадок и конечных станций наземного пассажирского транспорта.

Каркасом планировочной структуры планировочного района и жилого района служит улично-дорожная сеть (рис. 3).

Магистральные улицы общегородского значения, являясь главными осями планировочных районов, делят их на жилые районы, прокладываются по границам жилых районов. Вдоль них формируется, как правило, наиболее выразительная по архитектурно-художественным качествам, парадная застройка.

Магистральные улицы районного значения формируют основную сеть улиц жилого района. Они делят жилой район на межмагистральные территории.

 

 

Рис. 3. Структура улично-дорожной сети планировочного района.

1 – городская скоростная дорога; 2 – магистральные улицы общегородского значения;

3– магистральные улицы районного значения; 4 – границы жилых районов.

 

В составе магистральных улиц районного значения, прокладываемых в жилом районе, как правило, выделяются основные, которые служат композиционными осями жилого района и на которых формируют общественные подцентры. Эти улицы связывают жилой район с близлежащими промышленными и жилыми территориями, со станциями скоростного транспорта, с рекреационными зонами. По ним осуществляется выезд автомобильного транспорта из жилого района на магистральные улицы общегородского значения.

Городские скоростные дороги должны проходить по незастроенным территориям. «Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 - не менее 25 м).

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

(СП 42 13330 2016 Градостроительство, п.11.11).

При прохождении трассы городской скоростной дороги по территории планировочного или жилого района, для обеспечения единства территории, дорогу следует прокладывать в выемке, тоннеле или на эстакаде (рис. 4).

Рис. 4. Прохождение городской скоростной дороги через жилые районы.                              Дорога скоростного движения: 1 – в уровне земли; 2 – в тоннеле.                                Магистральные улицы: 3 – общегородского значения; 4 – районного значения.

 

 

При расположении жилого района вдоль трассы городской скоростной дороги следует устраивать два заезда в неё в жилой район – в начале и в конце жилого района. При торцевом примыкании жилого района к городской скоростной дороге устраивают один заезд в месте примыкания к скоростной дороге основной магистральной улице района (рис. 5).

Рис. 5. Расположение городской скоростной дороги относительно жилого района.

1 – городская скоростная дорога; 2 – магистральная улица общегородского значения.

 

Движение транзитного грузового транспорта через жилой район должно быть полностью исключено, а магистральные дороги с преимущественных движение грузового транспорта должны проходить в обход жилых районов.

При планировочном решении жилого района требуется соблюдение основного принципа взаимодействия улиц различных категорий. Он заключается в соблюдении условий доступа с улиц низших категорий на улицы более высоких категорий, т.е. с магистральных улиц районного значения выезд может осуществляться только на магистральные улицы общегородского значения, а на городские скоростные дороги – только с магистральных улиц общегородского значения.




double arrow
Сейчас читают про: