Коммуникативная сторона педагогической деятельности

Огромное значение в процессе обучения и воспитания играет стиль взаимодействия и общения учителя с учениками. В отношении этого взаимодействия можно выделить две основные позиции:

«Закрытая позиция» - это обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и мнений.

«Открытая позиция» характеризуется отказом от собственного педагогического всеведения и непогрешимости и открытием своего опыта учащимся.

Выбор той или иной позиции во многом зависит от общего уровня личной психологической свободы учителя. Первая позиция может использоваться просто для маскировки какого-то «страха», например, у начинающих учителей. Как правило, учителя, имеющие достаточный опыт работы и высокую степень личностной самореализации, стремятся ко второй позиции.

Среди необходимых коммуникативных умений учителя отмечают:

- умение управлять своим поведением;

- умение наблюдать и переключать внимание;

- умения социальной перцепции («чтение по лицу»);

- эмпатия как умение не только видеть, но и понимать, сопереживать;

- хорошие навыки речевого общения.

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг и тренинг педагогических умений.

Для оценки общего стиля коммуникативной деятельности учителя можно использовать следующую тестовую карту, в которой необходимо отметить степень выраженности приводимых полярных характеристик:

Тестовая карта оценки общего коммуникативного стиля педагога

Доброжелательность 3 2 1 Недоброжелательность
Заинтересованность 3 2 1 Безразличие
Поощрение инициативы 3 2 1 Подавление инициативы
Открытость учащихся (свободное выражение чувств, отсутствие маски) 3 2 1 Закрытость учащихся (стремление держаться за социальную роль, беспокойство за престиж)
Активность (держит ребят в тонусе, находится в общении) 3 2 1 Пассивность (пускает общение на самотек)
Дифференцированность в оющении 3 2 1 Отсутствие дифференцирования в общении
Внимательность к учащимся (может поставить себя на мето ученика, взглянуть на проблему его глазами, создает у говорящего чувство, что его понимают) 3 2 1 Невнимательность к учащимся (все видит только со своей точки зрения, невнимательность к говорящему, создает впечатление, что его не понимают)

Основными критериями оценки взаимодействия педагога с учениками являются:

1) результаты усвоения знаний (уровень усвоения, перспективное и оперативное значение этого усвоения);

2) результаты усвоенных способов и приемов умственной деятельности;

3) характеристики отношения учащихся к предмету;

4) отношения между учащимися и между учащимися и педагогом;

5) общая оценки урока с точки зрения обучения, развития и воспитания учащихся.

В целом, в деятельности педагога выделяют такие основные функции, как:

Информационная функция - точность, логичность подачи информации, умение выделить главное, доступность информации и опора на имеющийся опыт, связь информации с практикой и умение прогнозировать усвоение материала учащимися.

Перцептивная функция - умение воспринимать психическое состояние учащихся и «видеть» личность ученика.

Коммуникативная функция - включает стиль общения, педагогический такт, характеристики речи, экспрессивные качества, контакт с классом.

Организаторскую функцию - организация учителем собственной деятельности и познавательной деятельности учащихся.

Развивающая функция - работа по формированию и развитию приемов и способов умственной деятельности учащихся, по формированию их личности и коллектива.

Контролирующая функция - различные способы контроля усвоения информации, объективность оценок, обучение самоконтролю.

Реализация всех этих функций одновременно, на практике - достаточно сложная задача. Именно поэтому, по уровню психической напряженности труд школьного учителя занимает второе место после работы авиадиспетчера.

Таким образом, для эффективной профессиональной деятельности в области обучения и воспитания необходимы: во-первых, хорошая подготовка и, во-вторых, постоянное самосовершенствование профиля.

12.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: