Основное содержание урока

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс. Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» Часть 1

Глоссарий по теме

Как правило, дети знают множество разнообразных сказок, но мало кто догадывается, что все они относятся к одной из двух групп.

Первая включает в себя фольклорные сказки. Особенность таких произведений в том, что они создаются с течением времени, путем пересказа вымышленной истории одного человека к другому. Это устное творчество, хотя оно и может быть записано.

Второй вид данного жанра – это литературная сказка. Она, как и фольклорная, относится к эпическим произведениям. Она также опирается на народное творчество, однако имеет конкретного автора. Такие истории не были распространены до непосредственной публикации, и у них нет вариативности сюжета.

Важно отметить, что данные произведения, как правило, выполняются в прозаической форме, нередко насыщенны волшебством, и, чаще всего, имеют счастливый финал.

Определение появилось примерно в семнадцатом веке – именно тогда данное слово попало в письменные источники. Этимология понятия была связана с термином «казать», который обозначал некий список или точное описание. Однако после этого, в период до девятнадцатого века, «сказка» приобрела своё современное значение.

Основные виды сказок

Как правило, практически любая сказка концентрируется либо на животных, либо на волшебстве, хотя иногда оба эти аспекта связаны.

Сказки о животных называются животным эпосом. Их отличительной особенностью является то, что главными героями становятся животные. Это могут быть как звери, так и рыбы или птицы. Нередко ключевое место отводится предметам или растениям, а иногда даже природные явления становятся персонажами.

Если в животном эпосе присутствует человек, то он либо является второстепенным, временами практически незаметным, либо (гораздо реже) примерно равен персонажу-животному.

Волшебные сказки

Данный вид является несколько более сложным с точки зрения композиции. Как правило, в таких сказках можно четко выделить вступление (зачин сказки), завязку, центральный сюжет, кульминационный момент, развязку и финал.

Вступление (зачин сказки) – это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Он дает первоначальные сведения о персонажах.

Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.

Сюжет (от французского слова sujet – предмет, содержание, событие) – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Развязка – одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего.

Финал – заключение, конец сказки.

Цели урока:

· познакомить учащихся с творчеством датского сказочника Ганса Христиана Андерсена примере сказки «Гадкий утёнок»;

· расширить представление учащихся о литературной сказке.

Основное содержание урока

Ребята продолжаем наше увлекательное путешествие по Стране сказок, это волшебная страна и в ней возможны любые чудеса, поэтому сегодня мы в гостях у великого датского сказочника – Ганса Христиана Андерсена.

Смотрите, он оставил для нас записку, давайте посмотрим, что в ней.

« Я, Ганс Христиан Андерсен – великий сказочник.

Я предлагаю посмотреть на картинки и вспомнить, какие сказки я написал.

Гадкий утенок, Огниво, Дюймовочка, Русалочка, Дикие лебеди, Принцесса на горошине»

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча со знаменитым сказочником мира Г. Х. Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утенок». На уроке мы познакомимся с биографией Г. Х. Андерсена, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

В далекой европейской стране, в городе Оденсе, что на острове Фюн, в семье бедного башмачника Андерсена 2 сентября 1805 года родился мальчик, которого назвали Ганс Христиан.

Больше всего на свете мальчик любил театр. Он придумывал необыкновенные, волшебные истории, которые потом оживали в многочисленных домашних спектаклях. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец.

А позже, когда никому неизвестный мальчик, стал великим сказочником, его произведения стали печатать.

Так появились первые Сборники сказок Ганса Христиана Андерсена, которые с большим удовольствием читали и взрослые, и дети.

Больше всего на свете Г. Х. Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

 

Теперь, прежде чем перейти к сказке, давайте посмотрим, какие трудные слова нам могут повстречаться при чтении:

Рожь  – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

 

 

Стог  – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

 

 

Лопух  – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

 

 

Выкарабкались – после больших усилий вылезть.

Озираться  – оглядываться назад.

Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.

Канава  – длинный, неширокий ров.

Бултыхнуться  – падать в воду.

Ров  – длинное углубление, вырытое в земле.

 

Прочитайте текст на стр. 200 – 214. (Или просмотрите видеозапись). Давайте обсудим.

 Сегодня ребята, мы отправимся в сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Ребята, как вы думаете, почему у сказки такое название?

Может быть, потому что утёнок был некрасивым?

Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, что об этом написано словаре: Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? Может быть по делам и поступкам.

Как вы считаете хорошо быть красивым? А некрасивым? Почему? Кому в жизни легче?

– А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя?

– Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке.

С гадким утёнком мы попробуем пройти все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

– Утёнок родился, что про него говорят? Какой он? (Утёнок гадкий, ужасный урод!)

- Кто про него так сказал? (Мама-утка).

 - Должна ли была мама утка так говорить? Как можно назвать этот этап жизни утёнка? (Он внешне не такой как все).

- Мама-утка отправилась со утятами к канаве, чтобы утята учились плавать, а как плавал серый утенок? (Серый утенок хорошо плавал).

- Что можно еще добавить к характеристике утенка? (Он хорошо плавает).

- А сейчас мама-утка повела свое семейство на птичий двор и сказала: «Сейчас я введу вас в общество, представлю вас на птичьем дворе. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!» Что говорят про утенка жители птичьего двора? (Они говорят, что утенок большой и несуразный, бедняга, слишком велик).

- Почему они так себя ведут? Разве так можно делать? (Нет, нельзя, они унижают утенка, делают его жизнь невыносимой на птичьем дворе).

- Ребята, что ответила мама-утка старой утке про своего утенка? («Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. – Все славные, вот только один… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!»). («Это никак невозможно, ваша милость! – ответила утка-мать. – Он некрасив, но у него доброе сердце.»)

- Ребята, как можно кратко охарактеризовать маму-утку, что она сказала? («Мама-утка сказала, что он некрасив, но у него доброе сердце.)

 - Ребята, а что потом произошло с мамой-уткой, почему она так изменилась? Что она сказала про утенка потом? (Мама-утка его обидела, она сказала: «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! А мать прибавляла: Глаза бы на тебя не глядели!»)

- Ребята, почему она так сказала, как вы думаете? (Дело было не в утке-маме, а в обитателях птичьего двора. Они не могли принять утенка, который имел такую необычную внешность.)

- Что сделал бедный утенок? Куда он убежал с птичьего двора? Изменилась ли его жизнь? Что сказали про него дикие утки? (Он почувствовал себя очень одиноким, никому не нужным, даже семья отвергла его. А дикие утки сказали: «Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей?»)

- Но вскоре пришли охотники и дикие утки погибли, и утенок остался совсем один-одинешенек.

- Ребята, как можно назвать этот этап в жизни утенка? (Одиночество.)

- Утенок был так напуган, что бежал, не разбирая дороги. Давайте прочитаем, куда убежал утенок?

«К ночи добежал он до бедной избушки. Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась. Ветер так и подхватывал утенка — приходилось упираться в землю хвостом. А ветер все крепчал. Тут утенок заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит так криво, что можно свободно проскользнуть через щель в избушку. Так он и сделал. В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти.»

- Ребята, несмотря на то, что утенок нашел для себя временный приют, он все же не остался жить у старушки, почему? (Ему пришлось уйти из избушки, так как кот и курица ограничивали его свободу, они его не понимали. Они считали, что он должен подчиняться правилам, принятым в избушке, жить так, как ему указывают.

Ребята – на этом закончилась первая часть сказки.

Ребята, мы закончили обсуждение первой части сказки «Гадкий утенок». В ней главные

персонажи были животные.

Но ведь и в нашей жизни мы часто встречаемся с несправедливостью, высокомерием, унижением.

Какие чувства у вас вызвала сказка «Гадкий утенок»? Какие выводы мы можем сделать?

 - Эта сказка очень поучительная, нельзя оскорблять, унижать других.

- Надо быть более чутким, добрым друг к другу.

- Нельзя обижать человека, который выглядит иначе, чем другие люди.

 - Сказки Ганса Христиана Андерсена учат нас чуткости и доброжелательности в обращении с людьми.

 

Урок закончен! Спасибо за работу!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: