Подвижность в тазобедренных суставах

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

для детей 4-7 лет и их родителей

Здоровье маленького человека, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных привычек - важнейшие задачи, столище перед родителями и педагогами.

Здоровье, гармоничное телосложение, красивые движения - это результат правильного физического развития, фундамент которого закладывается с первых лет жизни малыша.

Занятия физическими упражнениями совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижая заболеваемость и делая жизнь ребёнка более безопасной за счёт проявления таких качеств, как ловкость, сила, гибкость.

Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Рационально организованные занятия развивают у ребёнка логическое мышление, память, инициативу, воображение, самостоятельность. Развиваясь, ребёнок познаёт мир и себя в нём через движения.

Регулярные занятия физическими упражнениями готовят ребёнка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, не снижая умственной работоспособности. Физические упражнения являются ведущими средствами процесса всестороннего физического воспитания ребёнка. Умелое и регулярное их использование позволяет направлено воздействовать на развитие различных мышечных групп, активизировать функции ведущих физиологических систем, совершенствовать психику ребёнка. Физическая подготовка - противовес, который поможет ребёнку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой школьной жизни.

Важно привить ребёнку уже в дошкольном возрасте вкус к занятиям физическими упражнениями, создавая основу для здорового образа жизни в последующие годы. Сделать это не просто. Если вы с первых лет жизни приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вместе с ребёнком надо лишь последовательно продолжать начатое.

Но если вам не удалось уделить должного внимания физическому развитию ребёнка - не огорчайтесь. К счастью много ещё можно исправить. Нужны только приверженность и настойчивость.

Методические рекомендации выполнения упражнений

Данная методическая разработка составлена на основе методического пособия для родителей и воспитателей детских садов А.Б. Лагутина и А.П. Матвеева "Помоги ребенку стать сильным и ловким."

Упражнения в комплексах расположены в порядке возрастания относительной трудности. Такой подход позволяет в первую очередь ориентироваться не на возраст ребёнка, а на его истинные физические кондиции, подбирать посильные для него упражнения с последующим их усложнением.

По своей доступности, упражнения могут использоваться в равной степени как на занятиях воспитателем в детском саду, так и на занятиях с родителями в домашних условиях.

Здесь, воспитатель, ориентируясь на физические кондиции ребёнка, может предлагать для домашних заданий те упражнения, которые позволяют "подтянуть" или "развить" соответствующие физические качества. В свою очередь родители могут сами проводить занятия с использованием предлагаемых упражнений и эффективно контролировать их положительное влияние на физическое развитие ребёнка.

Дополнительные иллюстрации к каждому упражнению содействуют его быстрому и качественному запоминанию и правильному выполнению.

Комплексы упражнений составлены на развитие различных групп мышц и физических качеств.

Основные правила проведения тренировок с детьми:

1. Удобнее проводить тренировки как бы между делом. Когда у ребёнка есть настроение, а у родителей - свободных 10-15 минут.

2. Все упражнения надо делать совместно с ребёнком, чтобы он повторял движения с вами.

3. Не стоит проводить занятия после обильного приёма пищи.

4. Упражнения подбираются таким образом, чтобы не создавалось чрезмерной нагрузки на детский организм. Всё тело или его отдельные части не должны длительное время находиться в одном положении. В такой ситуации нарушается приток крови к мышцам и костям, возникает мышечное утомление.

5. Не рекомендуется выполнять силовые упражнения, особенно с отягощением, на какую ни будь одну мышечную группу. Также не рекомендуется бегать более 10-15 минут.

6. Выполняя упражнения с ребёнком, следите за его дыханием. Необходимо приучать дышать его через нос, это очень полезная привычка по многим причинам. Многие дети имеют склонность задерживать дыхание при выполнении непривычного движения. Дыхание должно быть равномерным, без задержек на вдохе или выдохе. Для этого упражнения сопровождаются звуками или словами в момент, когда надо сделать выдох. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслаблением мышц живота. При боковом сгибании и поворотах туловища выдох совпадает с наклоном или поворотом туловища в одну сторону, а вдох - с поворотом или наклоном в другую.

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

1. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ МЫШЦ РУК и ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

1. Помогите ребёнку подтянуться в висе на перекладине столько раз. сколько он сможет, а потом ещё один раз "через не могу".

2. Поддерживая ребёнка за талию, помогите ему залезть вверх по канату на 2-2,5м. Если канат находится рядом с гимнастической стенкой, то на первых порах ребёнок может опираться о неё ногами.

 

3. Наклонитесь в стойке ноги врозь над ребёнком, лежащем на полу с поднятыми руками. Взявшись за ваши руки, как за перекладину ребёнок может выполнять подтягивания в висе лёжа. Ещё удобнее выполнять это упражнение держа в руках гимнастическую палку.

4. Необычное упражнение вдвоём. Взрослый ложится на пол ноги врозь и держит ребёнка за ноги. Ребёнок упирается руками в ноги взрослого. В таком положении ребёнок и взрослый одновременно сгибают и выпрямляют руки.

 

5. Возьмите прочную верёвку толщиной 1,5-2 см и натяните её между двумя стойками. Помогите ребёнку повиснуть, зацепившись ногами за верёвку. В таком положении ребёнок должен "переправиться через пропасть" как настоящий следопыт.

6. Научите ребёнка подниматься и спускаться по гимнастической стенке без помощи ног поочерёдно перехватывая руками за рейки.

 

 

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

2. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ БРЮШНОГО ПРЕССА

1. Если у ребёнка сразу не получилось упражнение "ванька-встанька", поделайте с ним это упражнение используя жесткий упор под плечи высотой 10-15см. Для разнообразия можно менять положение рук или выполнять упражнение с предметом.

 

2. Сядьте друг напротив друга. Взрослый зажимает ногами ноги ребёнка. Одновременно сгибайте и разгибайте туловище. Выполняя это упражнение можно поиграть в "ладушки".

 

3. Положите ребёнка на пол, руки в стороны. Вы прижимаете плечи ребёнка к полу, а он поднятыми под углом 30-45° ногами делает мелкие встречные движения - "ножницы" - в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

4. Хорошим ориентиром для правильного выполнения горизонтальных "ножниц" служит верёвочная натянутая на высоте 30-40см. В этом варианте критерием может быть время до касания ногами верёвочки.

5. Встаньте рядом с головой лежащего на спине ребёнка. Ребёнок берёт вас за стопы и поднимая таз, делает движения ногами, напоминающие езду на велосипеде. Следите, чтобы таз не касался пола.

 

6. Прижмите к полу ногу лежащего на спине ребёнка. По сигналу ребёнок должен быстро согнуться и одновременно поднимая прямую ногу, коснуться ладонями её носка. Упражнение выполняется попеременно каждой ногой.

 

7. Посадите ребёнка на пол, выпрямите ноги, и туловище, руки вытяните вдоль тела. Затем наклоните туловище слегка назад, а ноги поднимите вверх. Сколько времени ребёнок может продержаться в таком положении, напоминающем открытый перочинный ножик?

 

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ МЫШЦ НОГ

1. Встаньте друг напротив друга и возьмитесь за руки. В этом. положении можно: приседать вместе одновременно или когда один садится, другой встаёт; приседать поочерёдно на каждой ноге; делать выпады вправо и влево.

2. Стоя сбоку и поддерживая ребёнка под спину и бедро, помогите ему сделать "пистолетик". После тренировки можно уменьшить помощь, ограничив её поддержкой за кисти рук.

 

3. Положите руку на голову присевшего перед вами ребёнка. Имитируйте ведение мяча, роль которого с удовольствием исполнит ваш ребёнок.

4. Держа ребёнка за руки, выполните с ним прыжки через мяч вперёд-назад, из стороны в сторону.

 

5. Встаньте друг к другу правым боком. Ребёнок кладёт вам руку на пояс, а вы ему на плечо. Прыгайте по кругу, сначала по часовой стрелки, а потом против.

 

6. Поиграйте с ребёнком в чехарду. Вы присаживайтесь, опираясь руками о поп. Ребёнок разбегается и, опираясь руками о вашу спину, делает прыжок ноги врозь.

 

7. Интересно прыгать вдвоём, когда взрослый сидит на полу, ритмично разводя и соединяя ноги, а ребёнок стоя между ног взрослого, выполняет прыжки ноги врозь и вместе.

 

8. Состязание в прыжках со связанными ногами. Прыгайте со связанными (колени свободны) или просто сжатыми ногами. Прыжки должны быть по возможности большими. Прыгайте аккуратно, сохраняя равновесие.

 

9. "Живая змея". Ребёнок перепрыгивает через лежащую на полу верёвочку - "спящую змею". Взрослый начинает раскачивать верёвочку вперёд-назад, покачивать, образуя волны. Ребёнок перепрыгивает через "проснувшуюся змею", касаться которой нельзя - "укусит".

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

4. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА и

ПОДВИЖНОСТЬ в ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВАХ

1. "Перочинный ножик". Посадите ребёнка ноги врозь и слегка, очень осторожно надавливая на спину "покачайте" его, положив впереди предмет, к которому ребёнок должен тянуться руками. Ещё сложнее выполнять это упражнение, когда ноги лежат на жёсткой опоре высотой 10-20см.

 

2. Поставьте ребёнка в стойку ноги врозь, положите одну руку ему на спину, а другой возьмитесь за просунутые между ног руки ребёнка. Придерживая спину, потяните ребёнка на себя.

3. Ребёнок садится, прижимаясь спиной к вашим ногам и обхватывая их руками. Поднимайте, слегка покачивая, ноги ребёнка как можно выше.

 

4. "Гребцы". Сядьте на пол лицом друг к другу. Вытяните ноги и упритесь ступнями. Наклонитесь и крепко возьмитесь за руки. Отклонитесь назад и потяните за собой ребёнка, который оказывая вам небольшое сопротивление, наклоняется вперёд. Поменяйтесь ролями. Вы похожи на двух гребущих с большим усилием спортсменов.

 

 

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

5. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ МЫШЦ СПИНЫ

 

1. Лягте на пол, головой друг к другу. В руках у вас гимнастическая палка. Общими усилиями разгибаясь поднимите её на вытянутые руки и осторожно положите обратно.

2. "Подъемный кран". Прижмите к полу ноги ребёнка лежащего на животе, руки за голову. Ребёнок прогибается и старается увидеть потолок над головой.

 

 

3. Сядьте на стул и положите ребёнка лицом вниз себе на колени. Держа ребёнка за ноги, дайте ему возможность разгибаться до горизонтального положения и обратно в произвольном темпе.

4. Это упражнение можно выполнять стоя, поддерживая ребёнка под грудь

5. "Самолетик". Положите ребёнка себе на плечи таким образом, чтобы он упирался руками в вашу спину. Ребёнок разводя руки в стороны разгибается, становясь маленьким самолётом. Покружитесь на месте.

6. "Кошечка". Встаньте на четвереньки. Выгните спину и посмотрите на свои колени. Прогнитесь, потянувшись животом к полу, и поднимая голову, посмотрите на потолок. Взрослый положив руки на спину и грудь ребёнка, помогает ему правильно выполнять упражнение. Следите, чтобы руки были прямыми.

 

7. "Брёвнышко". Положите ребёнка на пол. Ребёнок выпрямляет тело и вытягивает руки над головой. Помогите ребёнку начать перекатываться "брёвнышком", не касаясь ногами пола. Упражнение проходит особенно весело на открытой, слегка наклонной площадке.


ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

6. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

1. "Ласточка". С помощью взрослого ребёнок выполняет различные равновесия - сгибая ногу вперёд, назад, "ласточку".

2. Помогите ребёнку сделать стойку на руках. Помогать лучше сбоку, держа ребёнка за ноги и вытягивая его вверх, давая почувствовать равновесие в этом необычном положении.

 

3. "Канатоходец". Почти цирковой номер. Равновесие на свободном канате, но сначала, лучше на жесткой опоре.

4. "Карусель". Встаньте лицом друг к другу, и возьмитесь за руки. Покружитесь сначала в одну сторону, затем в другую.

5. "Самолет". Возьмите ребёнка за щиколотки и покружите его в одну и другую сторону. Ребёнок держит руки в стороны и становится похожим на большой самолёт.

6. "Акробаты". Взрослый садится на пол ноги врозь, а ребёнок встаёт ему на плечи. Взрослый прижимает кистями ноги ребёнка к своей голове. Акробаты делают это упражнение в стойке на ногах. А у вас получится?

7. Попробуйте устоять на коленях сидящего на стуле папы.

 

 

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

7. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ МЕТАНИЯ НА ТОЧНОСТЬ

1. Взрослый держит в руках обруч, а ребёнок бросает в него мальм мяч. Расстояние между партнёрами постепенно увеличивается.

 

2. У взрослого в руках корзина. Сколько мячей забросит в неё ребёнок с расстояния 3 метра? 4 м.? 5 м.?

 

3. Сможет ли ребёнок попасть в катящийся мимо него обруч?

 

4. Передавайте друг другу мяч ударяя его в обруч, лежащий между ваш. Постепенно увеличивайте расстояние.

 

5. Попробуйте обменяться мячами одновременно, бросив их в пол.

 

 

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

8. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ МЫШЕЧНЫХ ГРУПП и СПОСОБНОСТИ к КООРДИНАЦИИ ДВИЖНЕНИЙ

1. "Собачка". Ходьба на четвереньках с опорой на кисти рук и колени. Кто сможет ходить быстрее всех?

2. "Щенок". Ходьба на четвереньках. При каждом шаге подтягивайте вперёд колено, стараясь коснуться им носа.

3. Становитесь на четвереньки и толкайте головой мяч. Если упражнение хорошо освоено, можно устроить соревнование. Кто первым придёт к цели, тот и победит.

4. Совершите восхождение по наклонной доске на четвереньках, держась обеими руками за её края. Когда достигните вершины, перевернитесь и скатитесь вниз сидя или лёжа на спине.

5. "Крокодил". Походите, свободно вытянув прямые ноги назад, как крокодил, греющийся на песке.

6.  "Черепаха". Кто может уйти дальше всех, держа на спине мешочек с песком или подушку?

7. "Паучок". Ходьба на "четырёх ногах" животом вверх, как стол на четырёх ножках. Положите на живот мячик. Паучок может двигаться вперёд, назад, в сторону. У кого мячик не упал?

8. Представьте, что несколько поставленных рядом стульев - это туннель, через который вам надо проползти не дотронувшись до ножек. Ползите на четвереньках, на животе.

9. "Лягушка". Присядьте на пол, упираясь руками в пол. Быстро перейдите в упор лёжа и также быстро вернитесь в исходное положение. Это упражнение можно усложнить, если класть ноги на возвышение. Кто может больше других повторить это упражнение, не задев препятствие ногами?

10. Положите на пол длинную верёвку зигзагом. Это дорожка. Пройдите по ней как собачка, щенок, паучок, лягушка, крокодил. Дотрагиваться до верёвочки нельзя.

11. Сделайте ворота из двух кубиков. Кто сумеет с расстояния 5 метров проползти через ворота с закрытыми глазами

12. "Тачка". Возьмите ребёнка за ноги чуть выше колен и "повозите" такую "тачку” по площадке, обходя различные препятствия, а если получится, то взберитесь вверх по ступенькам лестницы.

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

9. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛОВЛИ И ВЕДЕНИЯ МЯЧОМ

"ШКОЛА БОЛЬШОГО МЯЧА"

Начальные классы:

1 класс - бросать и ловить мяч двумя руками

2 класс - бросать мяч одной рукой, а ловить двумя.

3 класс - бросать и ловить мяч одной рукой.

В следующих классах изучаются броски вверх, об стену и перебрасывание мяча вдвоём.                   

4 класс - броски двумя руками снизу, от груди, из-за головы, сбоку.

5 класс - броски одной рукой снизу, сбоку, толчком от плеча, из-за головы

6 класс - броски двумя руками в положении стоя спиной к направлению броска назад через голову, назад сбоку, назад между ног с наклоном вперёд.

Следующие классы включают броски мяча вверх, об стену и перебрасывания вдвоём с дополнительными движениями.

7 класс - Броски вверх с одним, двумя и более хлопками в ладони впереди и за спиной.

8 класс - броски с приседанием, вставанием, переходами в сед, в стойку на коленях и обратно.

9 класс - броски с поворотами на 180°, 360°.

В "старших" классах выполняются упражнения с перебрасыванием мяча с одной руки на другую и ведением мяча.       

10 класс - ударить мяч об пол одной рукой и поймать другой, сначала бросая его вертикально, а затем косо под утлом, увеличивая расстояние между руками.

11 класс - перебрасывание мяча с одной руки на другую, бросая мяч вертикально и под небольшим углом вверх.

12 класс - передать мяч с одной руки на другую ударяя его об пол под ногой согнутой или поднятой вперёд.

13 класс - ведение мяча одной рукой. Упражнение выполняется толчкообразным движением руки и пальцев, при которых кисть согнутой руки со свободно разведёнными пальцами накладывается сверху на мяч, посылая его вниз или вниз-вперёд. Движения должны быть мягкими и производится предплечьем и кистью, регулируя высоту отскока мяча на высоту пояса.

14 класс - ведение мяча попеременно правой и левой рукой.

15 класс - ведение мяча одной рукой, обводя различные препятствия, на пути приседая и вставая, бегом.

 

"Школа большого мяча" должна осваиваться постепенно с хорошей отработкой каждого упражнения - класса. Нет необходимости проходить всю школу сразу. Нужно приучить ребёнка с особым вниманием относится к тем упражнением. которые у него сначала получались плохо. Но мере освоения "Школы" упражнения с мячом включаются в игры и соревнования.

ВДВОЁМ с РЕБЁНКОМ

10. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

на РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛОВЛИ И ВЕДЕНИЯ МЯЧОМ

1. Выполните 10-20 подскоков на месте, держа руки на поясе. Подскоки выполняйте на носках, мягко и тихо, как кошка.

2. Научитесь также легко выполнять подскоки ноги врозь и вместе, врозь и скрестно.

3. Бегите на месте высоко поднимая бедро, сочетая бег с ходьбой на месте.

4. Выполните прыжки на правой, а затем на левой ноге, сгибая другую назад.

УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ

5. Выполните подскоки, вращая скакалку в "удобной" руке с боку от себя, научитесь ритмично выполнять подскоки в тот момент, когда скакалка ударятся о пол.

6. Скакалка за ступнями сзади, руки вытянуты вперёд, скакалка натянута. Вращая скакалку вперёд, перешагните через неё. вели вы поняли, как надо вращать скакалку, то замените перешагивание прыжком на двух ногах. Сделайте сначала один прыжок, затем два подряд, три. А теперь, кто больше?

7. Попробуйте сделать несколько прыжков с небольшим продвижением вперёд. Ноги не сгибать, скакалку вращать предплечьями и кистями.

8. А теперь попрыгайте вращая скакалку назад.

9.  Разновидности прыжков, которые можно разучить с ребёнком:

- прыжки сгибая ноги назад;

- с ноги на ногу;

- прыжки на правой и левой ноге;

- бег на месте, вращая скакалку вперёд;

- два прыжка на один оборот скакалки;

- один прыжок на два оборота скакалки.

10. Встаньте лицом друг к другу. Взрослый держит скакалку сзади, а ребёнок держит взрослого за пояс. Вращая скакалку вперёд, попрыгайте через неё вдвоём.

 

Ссылка на сайт: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/05/14/kompleksy-uprazhneniy-vdvoyom-s-rebyonkom-dlya-detey-4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: