В в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в

Учитель начальных классов

В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В Р СЏР±РєРѕРІР° Рќ.Рђ.

 

 

с. Абатское, 2019 г.

Цели:

1.Продолжать знакомить детей с героическими страницами истории русского народа.
2. Воспитывать у детей интерес к изучению истории на ярком примере героизма нашей землячки Цукановой М.Н. – Героя Советского Союза.

3. Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.
           Оборудование: компьютер, презентация.

План классного часа.
1.Вступительное слово.

2.Р?нформационная часть.

3.Минута молчания.

4.Подведение итогов (рефлексия).

Ход  классного часа.

1. Вступительное слово. Слайд 1.

  Классный руководитель :Слайд 2.

- Наш классный час посвящен 75- летию Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

- Перед рассветом 22 июня 1941 года, когда все жители нашей Родины отдыхали после трудового дня, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.
(Звучит «Священная война»)

- Как вы думаете, что такое «подвиг»?

- Как называют человека, совершившего подвиг?

- Скажите, у кого есть родственники, воевавшие на войне?(ответы детей)

- Ребята, а как вы думаете, сражались выходцы из нашего села, района на фронте?
(ответы учащихся).

- Да, вы ответили правильно на мой вопрос.
           Вместе со всем советским народом поднялись против фашистов трудящиеся нашего села и района. За годы войны сотни тысяч ее жителей были призваны в армию. Многие из них погибли в жестоких боях, но они до конца выполнили свой долг. Они сражались и погибали ради нас, ради того, чтобы был мир на земле, чтобы дети могли улыбаться, радоваться жизни. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулось 4203 абатчанина. За подвиги, совершенные в годы войны 6 уроженцам Абатского района присвоено звание Героя Советского Союза.

2.Р?нформационная часть.

Над Смоленкой несмелая засветилась луна

                                                     Три березоньки белые встали в ряд у окна.

                                                      У костра у багряного мы не спим до утра.

                                                       С нами Маша Цуканова, как родная сестра.

                                                          О войне той священной будем помнить всегда

                                                       Абатчан не забудем мы. Никогда, никогда!

-Ребята,вы где-нибудь встречались с именем из стихотворения? (Этим именем названа улица нашего села.)

- Кто нибудь живёт на этой улице?

-Сегодня мы поговорим о Герое Советского Союза – нашем земляке

Цукановой Марии Никитичне. Слайд 3.
           Мария родилась в 1924 году в деревне Смоленка Абатского района Тюменской области.   Будучи девочкой, она мечтала стать учительницей. «Бывало соберет ребятишек, уведет их в укромное место, раздаст листки бумаги, карандаши и учит их грамоте, хотя сама закончила 2 класса» - вспоминала мама Марии Никитичны. Слайд 4.

Увлекалась физкультурой. Крепкой девочкой росла, смелой, задиристой, веселой. Часто ходили  за ягодами, орехами. РћРЅР° была РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРѕРј даже Сѓ взрослых. Введет РІ тайгу Рё выведет РёР· нее там, РіРґРµ положено.  Маша, окончив семь классов, уехала РІ 1941 РіРѕРґСѓ РІ Р?ркутск, поступила РЅР° завод. Слайд 5.

Родным писала: «Хочу на фронт». Но была она тогда мала для фронта и поступила на курсы медсестер. Окончила их в 1942 году – взяли ее в армию. Но отправили не на Западный фронт, как она просила, а на Тихоокеанский флот. Когда началась война с Японией в августе 1945 года, Маша получила назначение санитаркой в 355-й батальон морской пехоты. Слайд 6.

        Город Сейсин был ключевой позицией японской обороны в Северной Корее. Бои за него шли жестокие и кровопролитные. Сюда с десантниками попала и Мария Цуканова. 14 августа 1945 года их батарея вела бой с превосходящими силами противника. Японские самураи хорошо укрепили Сейсин. Они возвели не одну, а две линии обороны, в которых было примерно около двухсот дотов и дзотов. Все подходы к городу были тщательно заминированы.

Десант, в котором находилась Маша, был отправлен с острова Русский. Слайд 7.

К Сейсину подошли рано утром и уже к 11 часам было захвачено в плен около трехсот японских солдат. Была освобождена значительная часть города.

Ожесточенный бой вспыхнул за высоту 196,3, где размещался штаб противника. Под шквальным огнем матрос Цуканова выносит с поля боя тяжело раненого капитана Васильева. Слайд 8.

Бой длился несколько часов. М.Н Цуканова едва успевает делать перевязку раненым. Всего ей удалось оказать помощь 52 раненым товарищам.

Самураи сосредоточили главный удар на левом фланге наших десантников.

Враги пошли РІ наступление, РєРѕРіРґР° РІРґСЂСѓРі замолчал наш пулемет. РћРЅРё РЅРµ предполагали, что место убитого пулеметчика займет РґСЂСѓРіРѕР№. Р?Рј оказался младший сержант Багно. Только Рё РѕРЅ РЅРµ долго вел Р±РѕР№. Был тяжело ранен Рё почувствовал, как Маша оттаскивает его Рє кустам низкорослого орешника. Оставив раненого РІ безопасном месте, Маша вернулась Рє пулемету. Младший сержант услышал короткие очереди Рё РїРѕРЅСЏР»: Цуканова продолжает Р±РѕР№, однако оказать помощь девушке РѕРЅ уже РЅРµ РјРѕРі.

Багно выжил и рассказал о подвиге нашей землячки.

Самураи захватили раненую Машу. Ее жестоко пытали: выкололи глаза, изрезали тело ножами. Ей был 21 год.Она не увидела, как десантники уничтожили доты и дзоты, захватили сопку, где и похоронили своих погибших товарищей, водрузив красное знамя.

1-й ученик:

Зарубцевались наши раны.

От них остался только след,

Но до сих пор мы четко помним

Всех тех, кого давно уж нет.

Мы помним всех, кто пал в сраженьях,

Друзей, погибших, фронтовых.

Они все это время с нами,

Они живут среди живых.

Помнит о подвиге советских воинов и Сейсин – корейский город – боец, город – труженик. Каждый, кто въезжает туда с моря или суши, видит на высокой сопке белый, массивный, мраморный обелиск с алой пятиконечной звездой на шпиле. Слайд 9.

Указом Президиума Верховного Совета СССРот 14 сентября 1945 года матросу Цукановой Марии Никитичне за беззаветную преданность Родине, верность воинскому долгу, мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Слайд 10.

Р’Рѕ РґРІРѕСЂРµ госпиталя установлен красивый памятник- скульптора Рћ.Р?.Сушко.

Слайд 11.

Навечно прописана наша героиня и в военно – историческом музее Тихоокеанского Краснознаменного флота. На огромном стенде – список моряков – Героев Советского Союза. Под номером 149 значится М.Н. Цуканова.

Абатчане свято чтут память о своей землячке. В селе есть улица, носящая ее имя. А в октябре 2019 года установлена мемориальная доска в память о Марии Цукановой. Слайд 12.

В центре Абатского – памятник, на котором среди других Героев есть барельеф Марии Никитичны.

Немало сложено стихов и песен об этой удивительной девушке. Снят фильм «Утомлённое солнце».

2-й ученик

Во Владивостоке памятник Марии Цукановой стоит.
О девушке – герое он говорит.
Маленькая, хрупкая девушка храбрость проявила,
Звание Героя Советского Союза она получила.
Советско – японская компания, война
В августе 1945 после Победы над фашизмом была.
Короткая, меньше месяца она.
Но сколько было горя, потерь и героизма?!

3-й ученик

Тихоокеанская морская пехота

основными силами десанта заняла рубежи.
Сейсин – важный транспортный узел,

до 15-ти атак в день отбивали они.
Приказ: во что бы то ни стало удержаться на нём.
Но пропала радиосвязь,
Наши корабли не смогли поддержать огнём.
Ефрейтор Мария Цуканова, девушке 21 –й год.
На удивление былых моряков

под шквальным огнём героизм проявляла:

за двое суток более полусотни раненым

медпомощь оказала.

4-й ученик

Когда подразделение с Марией было окружено,
Отстреливалась и более 90 –то японских солдат было сражено.
Раненая без сознания в плен попала.
Сколько же мучений она испытала?!
Японцы её пытали, кололи, резали, жгли:
О десанте сведения были очень нужны.
Ничего не добившись, были взбешены,
Самурайским мечом руки, голова ей были отсечены.

5-й ученик

Отбив атаку, бойцы её нашли.
Сняли каски, бескозырки. - «Эх, девчушку не уберегли».
Братской могиле на сопке Комальсам
её останки преданы.
Память её подвига на Дальнем Востоке сильна.
Цуканова Мария Никитична навечно
в списки санинструкторов
Тихоокеанского флота внесена.
Памятник ей во Владивостоке стоит.
В Приморском крае речка «Цукановка» бежит.

6-й ученик

Её именем улицы в ряде городов и посёлков названы.
О её подвиге роман
и фильм «Утомлённое солнце» выпущены.
Славная, милая девушка в Абатском районе родилась.
Учителем стать мечтала, но мечта её не сбылась.
Отвагу, героизм проявила,
память народную она заслужила.
Ей стихи стали посвящать,
в школах о её подвиге сочинения стали писать.
           7-й ученик

РЎРџРђРЎР?БО ГЕРОЯМ,

РЎРџРђРЎР?БО СОЛДАТАМ,

Что РњР?Рподарили,

Тогда - в сорок пятом!!!

 

Вы кровью и потом

Добыли ПОБЕДУ.

Вы молоды были,

Сейчас - уже деды.

 

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -

Вовек не забудем!!!

Пусть РњР?Р РќРћР• солнце

Сияет всем людям!!!

 

Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен -

Р? взрослым, Рё детям!!!

3. Минута молчания.
-Ребята, вы сейчас послушали мой рассказ о героическом прошлом, о мужестве и героизме нашей землячки. Её подвиг- это наша национальная гордость, святыня. Мы не должны о ней забывать. Почтим память всех павших минутой молчания.
- Мы не должны забывать о тех, кто остался на поле боя. Мы должны заботиться о тех ветеранах, которые сегодня здравствуют, а их с каждым годом становится все меньше и меньше.

4.Подведение итогов (рефлексия).
- Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков?
-Мы победили благодаря таким людям, как Мария Цуканова.
- В заключении я предлагаю послушать песню «День Победы» и сделать голубя мира. Слайд 13.

Спасибо за внимание. Слайд 14.

Литература:

1.«Тюменцы-Герои Советского Союза».-Тюмень:Р?здательство «Вектор Бук»,2004 Рі.

2.Copyright: Денисенко-Максимова, 2019 Свидетельство о публикации №119063000787

 

 




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: