Изучение нового материала

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания

Цель: Ознакомить учащихся с основными составляющими ЗОЖ и дать понятие рационального питания.

Задачи:

1. Развивать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения.

2. Обучить правилам здорового питания.

3. Воспитывать правильное отношение к ЗОЖ и к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, проектор.

Оформление доски.

Прикреплены лозунги соответствующие новой теме:

«Жизнь можно по-разному прожить»,

«Человек имеет право на здоровье»,

«Человек - кузнец своего здоровья»,

«Чистота – залог здоровья»,

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

 

Ход урока

Повторение темы: «Инфекционные заболевания, их классификация. Основные инфекционные заболевания, их профилактика»

Изучение нового материала

Мы закончили изучение раздела «Основы медицинских знаний» и переходим к новому разделу «Основы здорового образа жизни». Сегодня мы познакомимся с основными составляющими ЗОЖ и подробно остановимся на правильном питании. В конце урока каждый сможет определить: правильно – ли он питается (Слайд 1).

Рассмотрим модуль «ЗОЖ. Критерии здоровья». ОН состоит из 7 пунктов:

1. Основные понятия и определения

2. Понятие ЗОЖ

3. Качество жизни

4. Критерии здоровья

5. ЗОЖ

6. Составляющие ЗОЖ

7. Компоненты, составляющие ЗОЖ

Первый пункт – основные понятия по данной теме включает следующие определения – «Норма» и «Болезнь». Рассмотрим, что же это такое (изучаем модуль).

Итак, что же такое ЗОЖ и каковы его составляющие? (Слово учащимся, они высказывают свое мнение), а теперь, давайте посмотрим, как толкует нам это определение наш модуль – часть 2 – «Понятие ЗОЖ» (Слайд 2).

ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.

Основные составляющие ЗОЖ (Слайд 3):

- умеренное и сбалансированное питание;

- режим дня;

- двигательная активность;

- закаливание;

- личная гигиена;

- грамотное экологическое поведение;

- психогигиена, умение управлять своими эмоциями;

- сексуальное воспитание;

- отказ от вредных привычек;

- безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.

 

    Человек имеет право на здоровье. Право тесно связано с его ответственностью. Во многих странах ответственность за свое здоровье поощряется государством (доплаты, премии, дополнительные отпуска тем, кто не болеет, не курит, занимается спортом и т. п.).

Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

Знаете ли Вы, что с помощью принципов ЗОЖ мы сами можем конструировать свою фигуру? Можем стать более мускулистыми, а можем похудеть, давайте взглянем на экран и посмотрим небольшой поучительный мультипликационный фильм, о том, как скорректировать фигуру, придерживаясь принципов ЗОЖ – (Слайд 4) – «Как скорректировать фигуру с помощью ЗОЖ».

    Питание (Слайд 5), которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным (от латинского – расчет, мера, разумный, обоснованный). Известный русский писатель Л. Писарев подметил: «Измени пищу человека, и человек мало – помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Самый главный источник болезней – неправильное питание. Больным людям рекомендован определенный режим питания.

    Наука о питании уходит в глубину веков. Важные положения о рациональном питании можно встретить в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны и др. ученых.

    В последние годы интерес к питанию возрос, вот неполный перечень болезней, связанных с неправильным питанием (Слайд 6):

- ишемическая болезнь сердца;

- острый инфаркт;

- гипертоническая болезнь;

- сахарный диабет;

- желчнокаменная болезнь;

- аллергия;

- болезнь суставов….

Болезнь – лишь способ, с помощью которого природа показывает человеку, что он переполнен токсинами. Обычно, люди не задумываются над подбором пищи, руководствуются единственным требованиям – повкуснее. А всегда ли полезно, то, что повкуснее?

Культура питания включает в себя не только отношение к пищи, но и её состав. Ещё в 1897 году русский академик И. Павлов установил, что на разную пищу образуется желудочный сок разного состава, разной переваривающей силой, и если этим пренебрегать, интоксикация организма. В результате возникают заболевания ЖКТ, которые сопровождаются сердечными, психическими, нервными заболеваниями.

(Слайд 7) Русский ученый И. Мечников не напрасно говорил своим ученикам: «Смерть всегда гнездится в кишечнике». И чтобы избежать этого попробуем установить правила здорового питания:

Первое правило: белки, жиры и углеводы употреблять в разное время.

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 -20% из белков, на 20 -30% из жиров, на 50- 55%из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Второе правило (как нужно есть и когда) (Слайд 8):

Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

1. Когда нет чувства голода.

2. При сильной усталости.

3. При болезни.

4. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.

5. Перед начало тяжёлой физической работой.

6. При перегреве и сильном ознобе.

7. Когда торопитесь.

8. Перед тем как сесть за руль.

В Англии водителям предписывается 15 минутный перерыв после обеда.

Третье правило (Слайд 9) - Нельзя запивать пищу сразу после ее приема. Нужно подождать хотя бы 7-9 минут после ее приема. Есть сладкое после еды можно только в ограниченных количествах, и ни в коем случае не на ночь, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. Следуя этому правилу, вы избавите себя от гастрита.

Культура питания – это и оптимальное количество пищи, а не только поведение за столом. Главное правило – это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии, и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание, но статистика удручающая, большинство учащихся не получают горячее питание в школе. Поднимите руки, кто из вас питается в школе?

    Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное мясо.

По желанию, и в случае свободного времени можно предложить детям просмотр видео (11 минут) – « Принципы культуры питания, обозначенные на государственном уровне».

Основные принципы рационального питания (Слайд 10):

- режим питания, маленькие порции;

- медленное поглощение;

- слабая термическая обработка;

- питание без вредных веществ;

- гармония и красота сервировки.

 

Мы познакомились с важной составляющей ЗОЖ – рациональным питанием. Многие факторы подтверждают, что большинство серьёзных заболеваний, в том числе сердечно сосудистые начинаются с детства, поэтому требования рационального питания относится и к школьникам.

Совместное выполнение проверочного задания по теме ЗОЖ, и правильное питание с помощью контрольного модуля по теме «ЗОЖ. Критерии здоровья».

Мне очень интересно узнать «Правильно ли ты питаешься?» - для этого пройдем с Вами тест – вопросы на экране


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: