Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания
Цель: Ознакомить учащихся с основными составляющими ЗОЖ и дать понятие рационального питания.
Задачи:
1. Развивать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения.
2. Обучить правилам здорового питания.
3. Воспитывать правильное отношение к ЗОЖ и к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор.
Оформление доски.
Прикреплены лозунги соответствующие новой теме:
«Жизнь можно по-разному прожить»,
«Человек имеет право на здоровье»,
«Человек - кузнец своего здоровья»,
«Чистота – залог здоровья»,
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Ход урока
Повторение темы: «Инфекционные заболевания, их классификация. Основные инфекционные заболевания, их профилактика»
Изучение нового материала
Мы закончили изучение раздела «Основы медицинских знаний» и переходим к новому разделу «Основы здорового образа жизни». Сегодня мы познакомимся с основными составляющими ЗОЖ и подробно остановимся на правильном питании. В конце урока каждый сможет определить: правильно – ли он питается (Слайд 1).
Рассмотрим модуль «ЗОЖ. Критерии здоровья». ОН состоит из 7 пунктов:
1. Основные понятия и определения
2. Понятие ЗОЖ
3. Качество жизни
4. Критерии здоровья
5. ЗОЖ
6. Составляющие ЗОЖ
7. Компоненты, составляющие ЗОЖ
Первый пункт – основные понятия по данной теме включает следующие определения – «Норма» и «Болезнь». Рассмотрим, что же это такое (изучаем модуль).
Итак, что же такое ЗОЖ и каковы его составляющие? (Слово учащимся, они высказывают свое мнение), а теперь, давайте посмотрим, как толкует нам это определение наш модуль – часть 2 – «Понятие ЗОЖ» (Слайд 2).
ЗОЖ – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное здоровье на 50 % зависит от образа жизни.
Основные составляющие ЗОЖ (Слайд 3):
- умеренное и сбалансированное питание;
- режим дня;
- двигательная активность;
- закаливание;
- личная гигиена;
- грамотное экологическое поведение;
- психогигиена, умение управлять своими эмоциями;
- сексуальное воспитание;
- отказ от вредных привычек;
- безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
Человек имеет право на здоровье. Право тесно связано с его ответственностью. Во многих странах ответственность за свое здоровье поощряется государством (доплаты, премии, дополнительные отпуска тем, кто не болеет, не курит, занимается спортом и т. п.).
Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.
Знаете ли Вы, что с помощью принципов ЗОЖ мы сами можем конструировать свою фигуру? Можем стать более мускулистыми, а можем похудеть, давайте взглянем на экран и посмотрим небольшой поучительный мультипликационный фильм, о том, как скорректировать фигуру, придерживаясь принципов ЗОЖ – (Слайд 4) – «Как скорректировать фигуру с помощью ЗОЖ».
Питание (Слайд 5), которое обеспечивает полноценное развитие, называется рациональным (от латинского – расчет, мера, разумный, обоснованный). Известный русский писатель Л. Писарев подметил: «Измени пищу человека, и человек мало – помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Самый главный источник болезней – неправильное питание. Больным людям рекомендован определенный режим питания.
Наука о питании уходит в глубину веков. Важные положения о рациональном питании можно встретить в трудах Гиппократа, Галена, Авиценны и др. ученых.
В последние годы интерес к питанию возрос, вот неполный перечень болезней, связанных с неправильным питанием (Слайд 6):
- ишемическая болезнь сердца;
- острый инфаркт;
- гипертоническая болезнь;
- сахарный диабет;
- желчнокаменная болезнь;
- аллергия;
- болезнь суставов….
Болезнь – лишь способ, с помощью которого природа показывает человеку, что он переполнен токсинами. Обычно, люди не задумываются над подбором пищи, руководствуются единственным требованиям – повкуснее. А всегда ли полезно, то, что повкуснее?
Культура питания включает в себя не только отношение к пищи, но и её состав. Ещё в 1897 году русский академик И. Павлов установил, что на разную пищу образуется желудочный сок разного состава, разной переваривающей силой, и если этим пренебрегать, интоксикация организма. В результате возникают заболевания ЖКТ, которые сопровождаются сердечными, психическими, нервными заболеваниями.
(Слайд 7) Русский ученый И. Мечников не напрасно говорил своим ученикам: «Смерть всегда гнездится в кишечнике». И чтобы избежать этого попробуем установить правила здорового питания:
Первое правило: белки, жиры и углеводы употреблять в разное время.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 -20% из белков, на 20 -30% из жиров, на 50- 55%из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.
Второе правило (как нужно есть и когда) (Слайд 8):
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
1. Когда нет чувства голода.
2. При сильной усталости.
3. При болезни.
4. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
5. Перед начало тяжёлой физической работой.
6. При перегреве и сильном ознобе.
7. Когда торопитесь.
8. Перед тем как сесть за руль.
В Англии водителям предписывается 15 минутный перерыв после обеда.
Третье правило (Слайд 9) - Нельзя запивать пищу сразу после ее приема. Нужно подождать хотя бы 7-9 минут после ее приема. Есть сладкое после еды можно только в ограниченных количествах, и ни в коем случае не на ночь, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. Следуя этому правилу, вы избавите себя от гастрита.
Культура питания – это и оптимальное количество пищи, а не только поведение за столом. Главное правило – это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии, и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание, но статистика удручающая, большинство учащихся не получают горячее питание в школе. Поднимите руки, кто из вас питается в школе?
Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное мясо.
По желанию, и в случае свободного времени можно предложить детям просмотр видео (11 минут) – « Принципы культуры питания, обозначенные на государственном уровне».
Основные принципы рационального питания (Слайд 10):
- режим питания, маленькие порции;
- медленное поглощение;
- слабая термическая обработка;
- питание без вредных веществ;
- гармония и красота сервировки.
Мы познакомились с важной составляющей ЗОЖ – рациональным питанием. Многие факторы подтверждают, что большинство серьёзных заболеваний, в том числе сердечно сосудистые начинаются с детства, поэтому требования рационального питания относится и к школьникам.
Совместное выполнение проверочного задания по теме ЗОЖ, и правильное питание с помощью контрольного модуля по теме «ЗОЖ. Критерии здоровья».
Мне очень интересно узнать «Правильно ли ты питаешься?» - для этого пройдем с Вами тест – вопросы на экране