Формирование биологической формы поведения на примере охотничьего поведения волков

Удачным примером формирования биологической формы поведения из отдельных унитарных реакций может служить пищедобывательное поведение волков. Основным способом добычи пищи для волков является охота, причем, поскольку они могут охотиться на самых разных животных, приемы их добычи достаточно сильно отличаются друг от друга в деталях.

В охотничьем поведении волка выделяют следующие этапы: поиск добычи, за которым следует обнаружение и скрадывание, встреча с жертвой, преследование, нападение, убийство, транспортировка к месту поедания, поедание, запасание. Все этапы этого сложного поведенческого комплекса имеют ярко выраженную видовую специфику и развиваются в соответствии с вполне определенными схемами, регламентированными видом добычи. Так, способы охоты на лося, зайца, куропатку или суслика будут отличаться друг от друга. Охотничье поведение волков представляет собой сложный комплекс действий, развивающееся в соответствии с общей схемой реализации инстинктивного поведения.

Развитие данного комплекса волков начинается с возникновения у зверей пищевой мотивации, обусловленной понижением в крови уровня глюкозы, что, в свою очередь, вызывает раздражение пищевого центра в центральной нервной системе и появлению соответствующей доминанты. С появлением чувства голода волки отправляются на поиск добычи, т.е. вступает в силу поисковая стадия инстинкта. Эта стадия протекает по-разному: волки могут начать сразу же искать следы предполагаемой добычи или отправиться на то место, где они охотились в прошлый раз, например к стаду северных оленей, колонии сусликов или к реке, по которой идут на нерест лососи. Как известно, именно поисковая стадия инстинкта бывает наиболее вариабельной. Обнаруженная дичь исполняет роль ключевого раздражителя и способствует развитию следующего этапа инстинктивного поведения: завершающей фазы, состоящей в данном случае из нападения, убийства и дальнейших стадий охотничьего поведения.

Наблюдения Мича (1970) за охотой стаи волков, специализирующейся на крупных копытных, показали, что маршруты поиска добычи, как правило, постоянны. Как правило, они проходят по местам нахождения и концентрации жертв в тот или иной сезон года; эти маршруты весьма рациональны и следуют не только по более богатым дичью местам, но обеспечивают лучшие возможности подхода к жертве. Обнаруживают свою добычу волки чаще всего чутьем, реже на слух и еще реже на глаз. Учуяв запах животного или почувствовав его близкое присутствие, идущие впереди волки, а за ними и все остальные, останавливаются, начинают суетиться, возбужденно виляя хвостами, принюхиваются, внимательно смотрят в направлении добычи, иногда совершают разведывательные прыжки вверх или поднимаются на задних лапах. Обнаружив дичь, волки начинают ее скрадывание, стремясь приблизиться к жертве на дистанцию верного броска. При этом хищник сообразуется с поведением жертвы, затаивается, когда она настороженно осматривает местность, и продолжает с удивительным терпением и выдержкой, подчас ползком, подбираться все ближе и ближе.

За встречей следует нападение в стремительном броске, а затем хватка или преследование, если жертву не удалось сразу остановить. Нападение броском составляет обязательный этап любой волчьей охоты на крупных животных. Применяется он в горах, на равнине при добывании оленей, лосей, горных баранов и козлов, реже кабанов или косуль. В открытых местах этот прием используется редко из-за трудности приблизиться к жертве на близкое расстояние. Если хищнику не удалось ее остановить или сделать решающую хватку на протяжении первых 200–500 м, преследование большей частью прекращается, так как очевидно, что дальнейшее его продолжение бесполезно. Таким образом, жертвами волков редко становятся здоровые животные. Обнаружив явно ослабленное или больное животное, волки преследуют его не спеша, пока оно не обессилит окончательно. Преследование подобных животных может продолжаться на значительно большем расстоянии. Отличать больное животное от здорового хищники обучаются постепенно. Такой навык является удачным примером выработки дифференцировочных условных рефлексов в природной обстановке.

Более мелкую дичь, например зайцев или диких кроликов, волки могут преследовать значительно дольше, пока она не выбьется из сил. При охоте на стадо волки стремятся разогнать его или отбить от группы одно или несколько животных. Конкретные приемы достижения этой цели варьируют: отвлечение внимания вожака, неожиданный бросок, атака с противоположных сторон, проникновение внутрь стада для создания паники, но наиболее часто – нападение на отделившихся от группы животных. При нападении волки используют гон по фронту, когда они не врываются вглубь стада, а гонят его, пока одно или несколько животных не выбьются из сил и не отстанут. Через несколько минут погони они теряют скорость, отделяются от остальных и становятся легкой добычей. Волки не гонят стадо долго и, если слабых животных не обнаруживают, прекращают погоню. Они словно «выжимают» из стада слабых животных.

Кроме описанного выше основного способа охоты, который охотники называют «с подхода», применяемого в различных ситуациях (при случайной встрече или с предшествующим поиском, со скрадыванием и преследованием или без них), волки используют и другие приемы.

Так, обнаружив жертву или зная заранее об ее местонахождении, стая волков разделяется на две части. Одни прячутся в засаду, другие становятся загонщиками. Засада устраивается на пути вероятного хода вспугнутой жертвы. Такой способ охоты называется «нагон».

«Облава», или «загон», заключается в преследовании жертвы с перехватом на пути. Способ основан на стремлении многих животных убегать от преследователя не по прямой, а по кругу. Обнаружив жертву, волки так же разделяются на две или несколько групп. Одни гонят ее, другие движутся наперерез, когда жертва отклоняется в сторону. Перехватчиков обычно бывает меньше, чем преследователей. Нередко хищники гонят жертву, двигаясь параллельными курсами. При этом эстафету преследования принимают звери на том фланге, в сторону которого сместился путь движения жертвы. Согласованность действий в такой коллективной охоте очень велика. Смена ролей гонщиков и перехватчиков экономит силы преследователей. Подобные охоты бывают за копытными и зайцами.

Охота с помощью «оклада» состоит в окружении жертвы, взятии ее в клещи или кольцо. Он эффективен как в отношении одной, так и группы особей, стада, но применяется главным образом к неспособным к активной обороне животным.

Иногда волки загоняют жертву в крайне неблагоприятные для нее места, например в глубокий снег, болото, на обрыв и т.п. Этот охотничий прием носит название «загон в угол».

Достаточно часто волки используют такой прием, как «подкарауливание». Обычно одиночные звери неподвижно караулят подход или появление жертвы. Хищники умело выбирают укрытие, учитывая образ жизни, поведение жертвы, погодные условия. Подкарауливают на тропах у солонцов, водопоев или переправ, на пути движения пасущегося стада северных оленей, сайгаков, у нор грызунов.

В использовании волком охотничьих приемов есть сезонные особенности. Летом волки охотятся главным образом в одиночку, часто используя скрадывание жертвы, в их добыче много мелких животных, детенышей. Зимой, когда увеличивается стайность волков, они чаще практикуют групповые охоты; среди жертв преобладают крупные животные.

Добывая мышевидных грызунов, волки раскапывают их норы или выгоняют зверьков на поверхность земли. Это так называемое «мышкование». Этот прием осуществляется совершенно определенным образом. Сначала зверь неподвижно стоит или сидит на месте, прислушиваясь или принюхиваясь к шорохам, которые производит мышевидный грызун, перемещающийся под землей или снегом, поворачивая голову то одним, то другим ухом к земле. Затем вдруг быстро подпрыгивает, бьет лапами в одну точку и быстро копает в одном месте. Зверек, таким образом, оказывается отрезанным от основной норы и попадает в зубы хищнику. Иногда испуганная резкими ударами в крышу норы жертва выскакивает на поверхность земли и тут же оказывается схваченной. Подобные же приемы охоты волки используют и при ловле куриных птиц, ночующих под снегом, но в этом случае движения зверей бывают гораздо более осторожными. Движения и позы во время мышкования у лисиц, волков, собак и шакалов совершенно идентичны. Очевидно, многие владельцы собак могли наблюдать за подобным поведением своих питомцев во время прогулок в поле. Мышкование часто наблюдается при групповых играх собак, когда один из компаньонов оказывается под каким-то прикрытием, например, под одеялом. Иногда собаки мышкуют явно просто ради развлечения, охотясь на заведомо несъедобную дичь, например, землероек, кротов или рептилий. В этом случае жертва не поедается, а служит объектом игры, часто собаки валяются на ней и трутся об нее разными частями тела.

Следующая стадия охоты – нападение и убийство жертвы. Крупную дичь волки и дикие собаки стараются на бегу схватить за брюхо или шею, затем резким рывком головы наносят жертве большую и глубокую рану. Немалую роль играют приемы нападения, которым хищника научила мать.

Мелкую дичь волки обычно съедают целиком и сразу же на месте поимки. Крупную же добычу они стараются унести в укромное место. Не слишком больших животных волки хватают за шею и перетаскивают свою добычу в зубах, высоко подняв голову. Крупную дичь перетаскивают волоком. Поедая крупную жертву, волки наедаются досыта и первое время держатся поблизости от туши, охраняя свою добычу от многочисленных нахлебников – мелких хищников, птиц, мышевидных грызунов. Правда, обычно, из-за большого их количества, волкам никогда не удается съесть тушу целиком. Среди хищников семейства собачьих широко распространено закапывание пищи «на черный день». Волки и собаки транспортируют куски мяса в желудке и затем срыгивают их, крупные куски переносят целиком в зубах. Во время транспортировки мяса в желудке у волков и собак затормаживается секреция пищеварительных желез, и мясо отрыгивается практически без признаков переваривания. Свои кладовые звери обычно закапывают в землю или лесную подстилку. Копают они лапами, а закапывают носом. Многие волки и особенно лисицы метят затем свои запасы мочой. У собак это явление встречается значительно реже.

Таким же образом самки приносят еду детенышам. Инстинкт запасания у зверей очень прочен и при содержании в неволе порой поражает своей бессмысленностью, когда зверь начинает «закапывать» кусок на голом полу, порой обдирая до крови свой нос. Даже несмотря на тысячелетия существования собаки как домашнего животного, этот инстинкт в большей или меньшей степени сохраняется и у нее. Собаки часто прячут, и куски пищи, и любимые игрушки, порой закапывая их на голом месте.

Итак, приемы добычи пищи путем охоты у волков весьма разнообразны. Они позволяют им добывать как диких, так и домашних животных, действуя в одиночку, малыми группами или стаей, использовать особенности местности, физические, экологические и поведенческие особенности жертв. Богатство охотничьих приемов – одна из главных причин необычайной пластичности поведения этих животных, способности выдерживать интенсивное преследование со стороны человека.

Хищническое поведение волка, несмотря на инстинктивную основу, чрезвычайно пластично. Каждая его стадия представляет собой унитарную реакцию, состоящую из сложного переплетения врожденных, наследственно обусловленных, и приобретенных элементов. Во время конкретной охоты совершенно не обязательна реализация всех составляющих частей комплекса пищедобывательного поведения, что связано и с особенностями жертвы, и с количеством зверей, участвующих в охоте.

Так, например, охота на новорожденных копытных, оленей, зайчат, сидящих на гнездах наземно-гнездящихся птиц фактически ограничивается этапом поиска, который сразу же завершается быстрым убийством, непосредственно переходящим в поедание жертвы. Интересно, что в период массового отела копытных волки перемещаются к характерным местам отела и ежедневно их обследуют. Обнаружив недавно родившую самку, звери тщательно, порой челноком, как легавые собаки, прочесывают эту площадь и обычно легко находят новорожденных.

     Становление охотничьего поведения волков строится на основе врожденных черт: стремления догнать убегающий объект, затаиться при его приближении, действовать сходно с мышкующим животным. В неловких поначалу действиях волчонка проглядывают будущие стадии и способы добывания жертвы: преследование, засада, мышкование. Если волчат несколько, то в их играх отчетливо видны прообразы будущих групповых приемов охоты: облавы, нагона и оклада. Такие же элементы сохраняются и в играх взрослых волков, их же мы наблюдаем и у собак.

Таким образом, фундаментом охотничьего поведения, по-видимому, служат эти шесть особенностей, три из которых проявляются в одиночных играх и три – в групповых. Все остальные черты охотничьего поведения взрослых животных формируются за счет обучения и передачи опыта родителей на основе высоко развитой рассудочной деятельности, характерной для всех собачьих. В играх щенков присутствует и много приемов, связанных с нападением на жертву и ее убийством. Во время борьбы они имитируют укусы в область шеи, плеч и реже – живота и конечностей.

Во время игры в возрасте 40-50 дней формируется реакция хватания ртом различных частей тела партнера. Параллельно с этим необходимо привести материал, который выявляет основные атакуемые участки тела потенциальной жертвы как опытными хищниками, так и животными, не имеющими опыта охоты. Как видно из иллюстраций, атаки во время игры (рис. 1А) и во время охоты (рис. 1Б) направлены на одни и те же участки тела.

Рисунок 1.

Основные участки тела на которые направлена атака хищника.

А – во время игры со сверстниками; Б – во время охоты.

       Формирование разных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка

Очень многие черты поведения собак, используемые человеком, представляют собой отдельные блоки из общего комплекса охотничьего поведения волков. Так, например, гончие собаки с голосом преследуют добычу по следу или «по-зрячему», ловят дичь, убивают, но не поедают ее. В комплекс поведения легавых подружейных собак входит поиск челноком, причуивание, затаивание в виде стойки или положения лежа, а также вспугивание дичи, но отсутствуют активное преследование, поимка добычи и ее поедание. Поведение лаек напоминает охоту волков методом «загона в угол», но без убийства и поедания добычи. Наиболее полно реализуется комплекс охотничьего поведения у борзых, но у них часто отсутствует первая стадия – поиск добычи, а также последняя – поедание.

Норная охота вообще не характерна для волков, она включает в себя все элементы одиночной охоты, как на дичь среднего размера, так и мышкования. В ней присутствуют и элементы единоборства с противником, относящимся к своему биологическому виду, поскольку норные собаки имеют практически те же размеры, что и их противники: лисицы, енотовидные собаки и барсуки.

Способность следовать за стадом травоядных животных, умение разъединить его и отделить из него отдельное животное, лежащее в основе поведения пастушьих собак, также представляет собой элемент групповой охоты на стадных животных.

Задания

1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

2. Ответь на вопросы в форме эссе:

А. Какие породы собак используют в охоте приемы волков? (привести примеры).

Б. Какие общие с волком биологические формы поведения, основанные на охотничьем поведении волка, существуют у собак (приведите примеры из жизни собак различных пород).

В. Какие породы собак получили в наследство от волка формы ведения охоты, но собаками эти формы используются по другому назначению? (приведите примеры).

Г. В охотничьем поведении волка выделяют следующие этапы: поиск добычи, обнаружение и скрадывание, встреча с жертвой, преследование, нападение, убийство, транспортировка к месту поедания, поедание, запасание.  Какие этапы и какими породами в процессе эволюции домашней собаки утеряны и почему?

Критерии оценки (Приложение А)

Тема 3.2

Врожденные формы автоматического поведения псовых, их классификация и влияние на породные стереотипы поведения

Устный опрос

Перечень вопросов

1.Перечислите фазы пищедобывательного поведения.

2.Что означает термин «комфортное поведение»?

3.Что такое оборонительное поведение, как оно формируется?

4.Дайте определение термину «агрессия».

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1.Перечислите фазы пищедобывательного поведения.

Пищедобывательная форма поведения возникает в результате определенных гуморальных сдвигов в крови, прежде всего понижения уровня глюкозы, создающих очаг стойкого повышения возбудимости в определенных отделах центральной нервной системы.

Данная форма поведения отчетливо разделяется на следующие фазы:

– поиск пищевого объекта;

– добывание пищи;

– ее поедание;

– запасание.

2. Что означает термин «комфортное поведение»?

Под комплексом комфортного поведения подразумеваются те действия животного, которое оно производит для своего удобства или удовольствия. Биологическая целесообразность этих действий не всегда объяснима и не всегда в этом нуждается. Фабри считает, что комфортное поведение, служащее уходу за телом, можно рассматривать в качестве разновидности манипулирования. Объектом манипулирования в данном случае является не посторонний предмет, а собственное тело животного. Как указывает Темброк, комфортное поведение складывается из довольно сложного комплекса явлений. К нему относятся все движения, связанные с очисткой поверхности кожи: отряхивание, разные формы груминга (чистка, чесание, облизывание и т.п.), потягивание, купание (в воде или в песке, земле), а также позы сна и отдыха. Практически все эти формы движения имеют ярко выраженный видовой характер и особенности. Вместе с тем они легко воспроизводятся в порядке образования условного рефлекса. Так, например, некоторые исследователи при изучении условно рефлекторных механизмов используют рефлекс отряхивания.

3. Что такое оборонительное поведение, как оно формируется?

Поскольку принципы формирования оборонительного поведения у всех позвоночных практически одинаковы, то мы рассмотрим его на примере собак. Оборонительные реакции собак изучены достаточно подробно, как с точки зрения физиологии и генетики, так и с позиции этологии и зоопсихологии. В этом разделе мы снова обращаемся к классическим, ставшими хрестоматийными, работам сотрудников лаборатории И.П. Павлова.

Одной из первых работ, посвященных изучению особенностей формирования оборонительных реакций в онтогенезе, было исследование, предпринятое Выржиковским и Майоровым в 1933 г. в Колтушах. Два помета беспородных щенков были разделены на две равные группы каждый и выращены в разных условиях. Одна группа воспитывалась в изоляции, другая – в условиях полной свободы. В результате выросшие собаки первой группы обладали резко выраженной пассивно-оборонительной реакцией – трусостью, собаки второй группы ею не обладали. И.П. Павлов давал этому факту следующее объяснение. Щенки обладают рефлексом естественной осторожности по отношению ко всем новым раздражителям; этот рефлекс постепенно затормаживается по мере знакомства со всем многообразием внешнего мира. Если щенок не встречается с достаточным количеством всевозможных раздражителей, он остается на всю жизнь трусливым.

Последующие исследования по изучению влияния генотипа на проявление и выражение трусости у собак в зависимости от условий содержания, проведенные Л.В. Крушинским в 1939–1940 гг., показали взаимодействие генотипических и внешних факторов в формировании оборонительного поведения. Материалом для этого исследования послужили немецкие овчарки и эрдельтерьеры. Собаки обеих пород воспитывались в разных условиях: одна группа – у частных лиц, где имелась возможность соприкасаться со всем многообразием внешнего мира, другая – в питомниках, где собаки находились в значительной изоляции от внешних условий.

Результаты этого исследования показали, что собаки обеих пород, воспитанные в питомниках, проявляли большую пассивно-оборонительную реакцию, чем собаки, выращенные частными лицами. Однако как в первом, так и во втором случае, пассивно-оборонительная реакция была более выражена у немецких овчарок, чем у эрдельтерьеров. Немецкие овчарки исходно оказались более трусливыми, чем эрдельтерьеры, а изолированные условия содержания еще более усугубили этот признак.

Как овчарки, так и эрдельтерьеры, воспитанные в свободных условиях, проявляли более сильную активно-оборонительную реакцию, чем собаки обеих пород, воспитанные в изоляции. При этом подавление активно-оборонительной реакции изолированными условиями было относительно одинаковым как для одной, так и для другой породы. Но уровень злобности немецких овчарок в обоих случаях был выше уровня злобности эрдельтерьеров.

Далее работами Л.В. Крушинского было показано, что степень выраженности оборонительных реакций у собак зависит от уровня возбудимости нервной системы, который наследственно обусловлен. Возбудимость немецких овчарок выше, чем возбудимость эрдельтерьеров, поэтому у них сильнее выражена как пассивно-, так и активно-оборонительная реакции.

Собаководами неоднократно производились скрещивания собак с волками в надежде улучшения их служебных или охотничьих качеств. Однако каждый раз эти эксперименты оказывались неудачными из-за того, что гибриды проявляли резко выраженную пассивно-оборонительную реакцию в сочетании с активно-оборонительной, т.е. оказывались злобно-трусливыми. Общаться с ними значительно сложней и опасней, чем с обычными волками. Причина такого поведения гибридов заключается в том, что волки имеют более низкую по сравнению с собаками возбудимость, но пассивно-оборонительная реакция на человека и на все, что с ним связано, у них выражена значительно сильнее, как и у всех диких животных. Волко-собачьи гибриды наследуют от собак высокую возбудимость, которая и приводит к более сильному, чем у волков, проявлению пассивно-оборонительной и активно-оборонительной реакций. Доминирующей реакцией от волков является боязнь человека.

Таким образом, оборонительные реакции собак являются наследственными, но степень их проявления зависит от индивидуальных свойств нервной системы собаки и условий, в которых она выросла, воспитывалась и живет.

4. Дайте определение термину «агрессия».

Наиболее правильным можно считать следующее: агрессия – это действия животного, адресованные другой особи и приводящие к ее запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм. Обычно агрессивное поведение рассматривается как составная часть внутривидового агонистического поведения, но иногда говорят и об агрессивности хищника по отношению к жертве и т.п. Под агонистическим поведением понимается «сложный комплекс действий, наблюдаемый во время конфликтов между особями одного вида и включающий взаимные угрозы, нападения на соперника, бегство от него, преследования и демонстрации подчинения». Фактически агрессия представляет собой некую мотивацию, имеющую врожденный компонент, обогащаемую и трансформируемую в течение всей жизни животного. Она может обслуживать различные потребности, более того, может становиться наиболее легко реализуемой мотивацией. Агрессия самым тесным образом связана с эмоциональной сферой животного.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 3.3

Классификация врожденных форм автоматического поведения псовых и влияние на породные стереотипы поведения

Устный опрос

Перечень вопросов

1.Перечислите видовые поведенческие стереотипы псовых.

2.Существуют ли у домашней собаки породные поведенческие стереотипы?

3. На чем основываются породные поведенческие стереотипы домашней собаки?

4. Сравните стайные и территориальные породные стереотипы пастушьих и охотничьих собак.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. Перечислите видовые поведенческие стереотипы псовых.

Общевидовые поведенческие стереотипы присущи всему виду в целом и каждому его представителю в отдельности, хотя в индивидуальном складе психики роль их может быть различной. Так же, как и в отношении морфологии, здесь можно говорить о норме поведенческой реакции, которая подвергается некоторым изменениям в ходе индивидуального развития организма (онтогенеза). К числу общевидовых стереотипов поведения (видосохраняющих функций по терминологии этологов) относятся следующие комплексы: все формы поведения, реализующие самосохранение; стереотипы социального поведения (реализация стайных отношений); территориальное поведение; родительское поведение; ритуальные формы поведения, обеспечивающие внутривидовую коммуникацию.

2. Существуют ли у домашней собаки породные поведенческие стереотипы?

Домашняя собака отличается от других видов псовых тем, что в процессе селекционной деятельности человека внутри вида выделились отдельные породы, каждая из которых специализирована по полезному поведению и, следовательно, специфицирована по врожденным поведенческим стереотипам. Поэтому у собак к числу врожденных стереотипов поведения относятся, кроме общевидовых, также и породные стереотипы, закрепленные в качестве продуктивных признаков целенаправленным искусственным отбором (наряду с соответствующими морфологическими признаками). Специализация пород определяет прежде всего относительное развитие тех или иных функциональных навыков, таких, как добыча зверя в норе или работа по следу; пастьба или единоборство с человеком; сторожевка или желательное бытовое поведение и т.п.

3. На чем основываются породные поведенческие стереотипы домашней собаки?

Все породные стереотипы основаны на общевидовых формах поведения, по-своему выраженных у каждой собаки, но значимость этих поведенческих проявлений у разных пород разная. Кроме того, при рассмотрении этой категории стереотипов необходимо обращать внимание и на их конкретные формы, различающиеся по использованию их человеком. Так, например, у охотничьих собак из общевидового набора пищедобывательных форм поведения выделены и особо закреплены разные поведенческие комплексы: у гончих это стереотипы погони, у легавых собак – стереотипы поиска добычи, у норных – захват и удержание добычи.

Одновременно с функциональной специализацией уточнялась и значимость нефункциональных стереотипных форм поведения, составляющих базу поведения вида в целом.

4. Сравните стайные и территориальные породные стереотипы пастушьих и охотничьих собак.

У пастушьих собак огромную роль играют территориальные стереотипы и формы конкурентного поведения, связанные с принадлежностью (“собственностью”); стайные стереотипы зависят от характера работы собаки; стремление самостоятельно добывать себе пищу у служебных и пастушьих собак значительно притуплено.

В то же время у охотничьих собак значимость стереотипов иная: стайные отношения существенны только для тех из них, кто живет и работает в своре, а территориальные почти не выражены.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 3.4

Биологические формы поведения псовых

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Приведите примеры семейств хищных, у которых имеются групповые формы охоты как пищедобывательного поведения.

2.Перечислите основные виды агрессии у псовых, определенные мотивацией животных.

3. Кратко охарактеризуйте внутривидовую агрессию.

4. Дайте характеристику территориальной агрессии у псовых.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. Приведите примеры семейств хищных, у которых имеются групповые формы охоты как пищедобывательного поведения.

Групповые охоты. Для представителей некоторых видов характерны групповые охоты. Это, прежде всего, виды, охотящиеся на крупную добычу. Так, львы, живущие прайдами, охотятся на зебр, антилоп, а иногда даже на молодых слонов и носорогов. Много примеров коллективной охоты описано у представителей семейства собачьих. Удивительно слаженное поведение во время охоты проявляют волки и гиеновые собаки.

2. Перечислите основные виды агрессии у псовых, определенные мотивацией животных.

При анализе спектра возможных агрессивных мотиваций видно, что они могут быть объединены в несколько групп, принципиально отличных по сфере проявления и объектам воздействия. Можно выделить разные типы агрессии, например: внутривидовая, территориальная, межвидовая.

3. Кратко охарактеризуйте внутривидовую агрессию.

Внутривидовая агрессия. Данная группа объединяет половую, материнскую, а также иерархическую агрессии, т.е. проявляется в контексте социо-полового поведения. Объектами данной агрессии являются другие члены стаи. Этот тип агрессии всегда направлен на социального партнера, носит в сильной степени ритуализированный характер и часто прекращается после того, как один из них принимает позу подчинения или уходит. Позы доминирования и подчинения отрабатываются при общении с другими собаками в процессе онтогенеза. Собаки, выросшие в изоляции, часто оказываются неспособными адекватно реагировать на ритуальные движения других и проявляют излишнюю агрессию.

Агрессия, которую проявляют друг к другу кобели чаще всего в большой степени ритуализирована. Агрессия, проявляемая кобелями к сукам и щенкам, обычно носит воспитательный характер и демонстративную форму. Столкновения между суками часто бывают более жесткими. Смысл их заключается в том, чтобы расчистить место для своего будущего потомства. По этой же причине суки часто нападают и на чужих щенков. Агрессия у сук носит ритуальный характер при воспитании своих щенков и при заигрывании с кобелями во время эструса.

4. Дайте характеристику территориальной агрессии у псовых.

Территориальная агрессия. Агрессия этого типа направлена вовне, объектом такой агрессии могут быть не только особи того же вида, но и представители других видов, а также в определенной ситуации любые движущиеся объекты, нарушающие границы высокоценных зон территории. Так, при приближении к месту дневки или логову могут быть атакованы не только чужая собака или человек, но и корова, и трактор. Размеры этой зоны зависят от многих факторов. Одна собака считает личной зоной свою конуру, другая – отгороженный участок, на котором эта конура расположена, а третья – всю улицу, на которой находится участок. Некоторые собаки при охране своей территории активно нападают, нанося укусы, другие только облаивают постороннего, третьи просто прогоняют чужака, четвертые не проявляют при этом явной агрессии, а только настороженно наблюдают за его действиями. Характерным свойством территориальной агрессии является то, что наиболее сильно она проявляется в центре личной территории животного и ослабевает по мере приближения к ее границам. Достаточно часто эта агрессия носит межгрупповой характер, когда одна стая собак охраняет свою территорию от посягательств на нее другой.

Территориальная агрессия сопровождается ритуальными демонстрациями, она может сдерживаться демонстрациями подчинения, но блокируется лишь бегством нарушителя с охраняемой территории. Проявление данных типов агрессии у собаки начинается по мере взросления и формирования понятий «свои» и «чужие». Именно после завоевания места на взрослой иерархической лестнице, с получением социального статуса, животное оказывается перед необходимостью охраны территории своей стаи от вторжения чужаков, особенно из соседней группы. Щенок или подросток территорию не охраняют по той простой причине, что для них подобного понятия не существует (исключение могут составлять щенки некоторых специализированных на охране пород). Взрослые собаки на любой территории к щенку, как правило, дружелюбны или индифферентны.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 3.5

Социальное поведение псовых

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Перечислите виды сообществ у всех животных.

2.К какому виду сообществ относятся стаи волков и диких собак?

3. Дайте характеристику семье, как основной форме сообщаства диких псовых.

4. Перечислите ранги в межвидовой стае –семье «человек-собака» и кто может на них претендовать.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. Перечислите виды сообществ у всех животных.

К.Лоренц классифицировал видовые сообщества по признакам открытости-закрытости и анонимности-индивидуальности. Нетрудно видеть, что четыре возможных сочетания этих двух параметров обладают разными комбинациями признаков, указанных Эйзенбергом (если понимать постоянство связей как личное узнавание), а именно:

 - открытое анонимное сообщество: когезия, коммуникация, (пример – косяк рыб);

 - открытое индивидуальное сообщество: когезия, коммуникация, разделение труда (перелетные птицы);

 - закрытое анонимное сообщество: когезия, коммуникация, разделение труда, замкнутость (общественные насекомые);

 - закрытое индивидуальное сообщество: когезия, коммуникация, разделение труда, замкнутость, постоянство связей (стайные млекопитающие).

В особые периоды, связанные с образованием супружеских пар и выращиванием потомства, внутри анонимных сообществ могут возникать индивидуальные подгруппы – это временная семья при отсутствии моногамии у вида в целом.

2.К какому виду сообществ относятся стаи волков и диких собак?

       Волчьи стаи и дети диких собак относятся закрытым индивидуальным сообществам, т.к. у этих сообществ имеются следующие признаки: когезия, коммуникация, разделение труда, замкнутость, постоянство связей.

3. Дайте характеристику семье, как основной форме сообщаства диких псовых.

Семья (пожизненная моногамная или временная) отличается от стаи основной функцией – воспроизводством и общей заботой о потомстве, а следовательно, ее основой является сексуальное партнерство и родительско-детские отношения. Семья, как правило, исключает возможность внутренней агрессии. В природе встречаются и переходные типы сообществ, расширяющие структуру семьи (прайд у львов, наличие «дядюшек» у волков и т.п.).

Стая у псовых представляет собой закрытое индивидуальное сообщество, отличающееся потребностью в активных личных контактах. На этой особенности псовых и строятся межличностные контакты человека и домашней собаки.

Поэтому для эффективного и полного взаимодействия собаки и человека в этих межвидовых отношениях должны выполняться все пять требований Эйзенберга - коммуникация, разделение труда, когезия, постоянство связей, замкнутость. Дикие виды семейства псовых тяготеют к стабильной моногамной семье, к которой могут примыкать и одиночки. Две или несколько семейных групп могут объединяться в стайное сообщество с более развитой организацией, в котором устанавливается иерархия семей, но в целом сохраняются социальные ранги, аналогичные внутрисемейным. Есть данные о том, что количественный состав стаи сильно связан с условиями существования и в трудные годы стая может включать в себя до двадцати и даже тридцати семей. Тем самым обеспечивается более эффективное выживание в тяжелых условиях.

К.Лоренц показал, что прочность межличностных отношений непосредственно связана со степенью агрессивности внутри вида.

У тех видов животных, которым присуща высокая степень социальной организации, отмечено, в частности, большое сходство жестов агрессии и приветствия; образованию брачных пар нередко предшествует редуцированное агрессивное поведение по отношению к будущему партнеру и т.д.

Связующим звеном личных отношений служат как редуцированная агрессия, так и ритуал умиротворения как нормальный ответ другой стороны.

4. Перечислите ранги в межвидовой стае –семье «человек-собака» и кто может на них претендовать.

Наиболее разумное соотношение социальных рангов применительно к человеческой семье таково:

Вожак – мужчина активного возраста, принимающий наиболее ответственные решения ("отец семейства"); Воин – подчиненный мужчина активного возраста (сын, зять и т.п.);

Старшая Мать – наиболее ответственная женщина в семье; Мать – подчиненная женщина активного возраста (дочь, невестка, возможно, бабушка и т.п.); Пестун – подросток; Дядюшка – взрослый мужчина, не принимающий ответственных решений (возможно, дед);

Сигнальщик – младший подросток; Щенок – ребенок дошкольного возраста, который переходит в ранг Молодняка примерно в 11-12 лет; Инвалид – любой член семьи, не осуществляющий активных действий, но помогающий в принятии решений (старик, больной и т.п.).

Критерии оценки (Приложение А)

 

Практическое занятие №6

Тема: Коммуникации псовых: язык и позы собак.

ПК: ПК 2.1. Планировать опытно-селекционную работу.

ПК 2.5. Ухаживать за молодняком.

ПК 3.4 Проводить прикладную подготовку собак.

Норма времи: 2 часа

Место работы: учебный кабинет, компьютерный класс.

Оснащение и оборудование: рабочая тетрадь, персональный компьютер, учебное пособие.

Правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать правила по технике безопасности на рабочем месте и при работе с компьютером.

Содержание работы:

Теоретические сведения

Понимание основных элементов «языка» собачьего тела позволяет человеку определить, какие собаки настроены дружелюбно, а какие – нет, и как стоит себя вести с собакой, вид которой выражает то или иное состояние. Рассмотрим основные значения поз и поведения собак на примере нескольких вариантов встречи двух особей.

Поза уверенности в себе.Сначала собаки останавливаются на некотором расстоянии и рассматривают друг друга. Затем медленно на прямых лапах с поднятой на загривке и крестце шерстью подходят друг к другу. При этом мышцы шеи и спины напряжены, хвост поднят кверху, глаза широко открыты, кожа на лбу гладкая, уши стоят торчком. Собаки медленно ходят кругами – голова к хвосту, останавливаются и обнюхивают друг у друга заднюю часть туловища и область под хвостом. Это добровольное предъявление анальной области есть выражение полной уверенности в себе, и если собака ее вдруг утрачивает, хвост немедленно опускается. Хвост в таких случаях служит точным индикатором храбрости. После обнюхивания равные по силе собаки могут отойти и пометить ближайшие кустики, а затем с достоинством медленно удалиться.

Агрессия и угроза. Если собаки все же желают помериться силами, то постепенно морды их начинают морщиться, кожа на носу собирается «гармошкой», клыки оскаливаются. При этом взгляд прямой и твердый, уши направлены вверх и вперед, хвост высоко поднят. Это выражение уверенной в себе собаки, которая не боится, контролирует ситуацию и может напасть, если будут продолжены угрожающие действия. Угрожающая поза сопровождается рычанием, и чем оно басистее, тем более уверена в себе собака. Такая встреча двух агрессивно настроенных собак вероятнее всего перейдет в драку.

Если собака в ответ на приближение или действия человека, подняв хвост и уши и ощетинив шерсть на загривке, рычит, значит, она настроена агрессивно. В такой позе собака может даже махать хвостом. В этом случае резкие взмахи хвоста, который собака держит почти вертикально, указывают на возбуждение, а не на дружелюбие. Такую собаку не следует провоцировать и лучше держаться от нее подальше.

Если вы оказались лицом к лицу с собакой, которая настроена агрессивно, не делайте резких движений, старайтесь медленно отступить и ни в коем случае не смотрите на собаку в упор. Если вы будете пристально смотреть на нее, она может расценить это как вызов.

Оборонительная агрессия. Душевное состояние собак и их контроль над ситуацией отражаются в поставе ушей, хвоста. Прижатые уши, опущенный хвост, ощетинившаяся шерсть, оскал, рычание, сопровождаемое подлаиванием, можно истолковать также как угрозу. Такое поведение бывает у злобно-трусливых собак, которые угрожают ради самозащиты или защиты своей территории. Несмотря на испуг и неуверенность в своих силах, такие собаки готовы напасть, если им покажется, что угрожает опасность. С такими собаками следует быть начеку, так как они не упускают случая напасть со спины.

Неуверенность, подчинение. Неуверенность собаки проявляется в том, что при обнюхивании другой собакой она поджимает зад, опускает хвост и подводит его под живот, уклоняется от обнюхивания. Возрастание боязни находит выражение в соответствующем движении ушей и уголков рта, которые оттягиваются. Если уши отклонены назад и прижаты к голове, углы рта оттянуты назад и вниз, вся морда вытянута и кажется удлиненной – это означает нарастание страха.

Страх. При встрече двух собак от степени страха будет зависеть дистанция между животными, при достижении которой более слабая собака убегает. Если ей некуда убегать, а вторая собака подходит еще ближе, на «критическую дистанцию», начинается драка. Однако драка может быть чисто символической, несмотря на щелканье зубов и рычание. Если слабая собака опускает голову вниз и в сторону, отводит взгляд и подставляет противнику шею, либо валится на спину – это прекращает драку.

Если при приближении человека собака старается казаться меньше, чем она есть на самом деле, припадает к земле, опустив голову и уши, поджимает хвост, значит, она напугана. Даже когда собака просто пятится прочь, она сообщает, что в данный момент не настроена дружески. В таких случаях лучше оставить ее в покое. Если приблизиться к такой собаке и попытаться трогать ее, от страха она может укусить.Часто, испытывая панический страх, собаки могут издавать вопль боли еще до того, как успеют ощутить реальную боль. Такое состояние можно определить по особому положению уголков рта собаки – они настолько оттягиваются назад, что становится видимой слизистая оболочка, обрамляющая губы темной каемкой.

Иногда перепуганная собака ведет себя, как щенок, падая на спину, поджав хвост и подставляя живот.

Презрение и превосходство. Проявление презрения часто можно наблюдать в случае, когда крупного, уверенного в себе пса донимает пустым облаиванием не достойный внимания противник. Выражая свое презрение, собака как бы не замечает помеху, продолжая движение и занимаясь своим делом, при этом она активно обнюхивает и метит территорию, гребет задними ногами землю. Несмотря на кажущееся безразличие, хвост высоко поднят, уши напряжены, но морда не выражает агрессии, шерсть на холке не вздыблена. Однако, если приставание перейдет границы дозволенного, собака может резко, с громким рыком наброситься и поставить нахала на место. Причем такая атака обычно носит характер «психологического оружия», а не несет цели нанести увечья.

Дружелюбие. Дружелюбно настроенная собака стоит спокойно, ее голова не поднята высоко и не опущена, уши и челюсти не напряжены, пасть приоткрыта, шерсть на загривке не поднята. Она машет хвостом, который не напряжен, держится ниже линии спины, но не прячется между задних лап. С такой собакой можно завязывать дружбу. Для этого, находясь поблизости от собаки, сначала заговорите с ней спокойно и позвольте ей самой подойти и поприветствовать вас. Если собака настроена дружелюбно, она сама подойдет к вам.

Уважение и подхалимаж. При встрече щенка и взрослой собаки щенок демонстрирует подчинение и подхалимаж: спина согнута, хвост непрерывно виляет между ног, уши прижаты к голове, кожа на лбу настолько растянута, что внешние уголки глаз кажутся прищуренными. Щенок пытается лизать углы рта взрослому псу, тычет носом, поворачивается грудью и прячет зад, падает на спину, подставляя незащищенный живот, и часто пускает маленький фонтанчик, изображая полное смирение. Таким же образом себя может вести щенок или молодая собака, встречая хозяина.

Заигрывание, приглашение к игре. При встрече двух собак разного пола, после обнюхивания, кобель первым начинает приветственно помахивать хвостом. При этом он вытягивает шею вверх, вздергивает хвост и приближается, пританцовывая передними лапами и часто виляя хвостом. Уши максимально приподняты и сведены так, что у собак со стоячими ушами их кончики почти соприкасаются. Уголки рта оттянуты, но не опущены жалобно, а, наоборот, вздернуты вверх. Создается впечатление, что собака улыбается. К. Лоренц называет такое выражение «галантной миной». Оно наблюдается у собак также при играх с хозяином и при сексуальных играх. Когда это выражение становится четким, за ним обязательно следует приглашение к игре. Когда собака приглашает поиграть, она припадает на передние лапы, приседает, прогибает спину, поднимает морду вверх, опускает уши, смотрит в упор и повиливает опущенным хвостом (при этом пасть приоткрыта так, что виден язык, и вздернутые уголки рта, растянутого до ушей, придают собаке еще более смеющийся вид). Затем стремительно поворачивается и кидается прочь, держа тело по-особому: спина выгнута, зад поджат, а хвост пропущен между задними лапами. Сделав на большой скорости круг, она возвращается, приглашая последовать своему примеру.

 Радость и удовольствие. Некоторые собаки улыбаются, когда они чувствуют себя счастливыми. Любая собака может научиться улыбаться, лучше всего это удается терьерам. Но улыбка собаки выглядит не так, как человеческая вместо того, чтобы растягивать и сдвигать назад губы, они поднимают верхнюю губу и показывают зубы. Оскал зубов – обычно признак агрессивности поведения, но когда собака хочет улыбнуться, у нее одновременно оскаливаются зубы и растягиваются губы. Когда поднимается верхняя губа, нос у нее морщится, что почти всегда вызывает чихание. Агрессивный оскал зубов обычно сопровождается рычанием, а улыбке сопутствует виляние хвоста и фырканье.

Это только наиболее характерные типы выражения чувств у собаки. В действительности существуют бесчисленные переходные и усложненные формы эмоций и соответствующие им выразительные движения.

Задания

1. Изучить теоретический материал.

2. Подобрать картинки или фото, обменяться с обучающимися (предварительно разделившись на пары).

3. Вклеить фото или рисунки в рабочую тетрадь. Описать предполагаемое поведение собак.

2. Ответь на вопросы в форме эссе:

А. Понимают ли собаки язык и позы других пород?

Б. Понимают ли друг друга собаки из разных стран мира?

В. Как собаки реагируют на появление доминантной особи своего пола?

Г. Как Вы определите, агрессивная собака перед Вами или трусливая?

Д. Представьте, что Вы переводчик с собачьего языка на человеческий. Переведите, что хотели сказать Вам собаки на рисунке 3.

Д. Представьте, что Вы переводчик с собачьего языка на человеческий. Переведите, что хотели сказать Вам собаки на рисунке 3.

 

Вклеить фото или рисунки в рабочую тетрадь. Описать предполагаемое поведение собак.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 3.6

Поведение псовых, связанное с размножением

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Перечислите особенности сексуальных мотиваций у псовых.

2. Какие причины могут привести к некорректным сексуальным мотивациям в домашних собак?

3. Особенности брачного поведения у псовых.

4. Значение родительского поведения у псовых.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. Перечислите особенности сексуальных мотиваций у псовых.

Мотивации сексуального партнерства. Проявления этих мотиваций строго регулируются биологическим смыслом репродукции. Поэтому (вопреки распространенному мнению) эти мотивации у собак не постоянны, а активизируются только у течных сук и у кобелей в присутствии потенциальной партнерши. Вне периодов спаривания сексуальные мотивации отсутствуют, а соответствующие поведенческие проявления должны рассматриваться либо как относящиеся к мотивации доминирования, либо как отклонение от психической нормы.

2.. Какие причины могут привести к некорректным сексуальным мотивациям в домашних собак?

Появление сексуального поведения у кобелей по отношению к сукам вне периода охоты возможно после "технической" вязки с не готовой к вязке сукой, но и это следует считать не проявлением соответствующей мотивации, а аномальным изменением критериев поведения под влиянием человека.

У сук, состоящих в тесных социальных отношениях, возможна имитация сексуального поведения, но только в период охоты. Это не служит симптомом сексуальной патологии, поскольку при вязках такие суки обладают нормально развитым репродуктивным поведением.

По своей приоритетности сексуальные мотивации граничат с мотивациями первого порядка, но могут сдерживаться мотивациями, относящимися к более высоким уровням психики (при условии достаточного их развития).

3. Особенности брачного поведения у псовых.

Псовые. Кроме собственно погони за самкой, самцам свойственны в брачный период и другие действия, составляющие вместе с ответными действиями самки «брачные игры». Самец привлекает внимание самки характерными телодвижениями, звуками (криками, храпом, щелканьем зубами, ударами ног о землю) и пр. При наличии возле самки нескольких самцов между ними обычно происходят драки.

4.Значение родительского поведения у псовых.

Для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение. Так, например, сразу же после выхода плода из родовых путей самка млекопитающего освобождает его от плодных оболочек, перегрызает пуповину, съедает плодные оболочки и послед и активно облизывает новорожденного. Детеныши самки, которая не осуществляет первичный уход за ними, в природе обречены на гибель, с ними элиминируется и сам этот, в большой степени наследственно обусловленный, признак.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 3.7

Онтогенез поведения псовых

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Обозначьте 2 главных периода онтогенеза домашней собаки как млекопитающего животного.

2.Охарактеризуйте гуморальную связь между матерью и плодом.

3. Дайте характеристику раннего постнатального периода у собак.

4.Охарактеризуйте ювенальный период.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1.. Обозначьте 2 главных периода онтогенеза домашней собаки как млекопитающего животного.

Преднатальный и постнатальный периоды.

2. Охарактеризуйте гуморальную связь между матерью и плодом.

Гуморальная связь между организмом матери и плодом у псовых. Постоянная связь развивающегося зародыша млекопитающего с материнским организмом посредством плаценты создает у этой группы животных совершенно особые условия для развития эмбрионального поведения. Новым и весьма важным фактором является возможность воздействия на этот процесс со стороны материнского организма, прежде всего гуморальным путем. Многочисленные исследования показали, что введение беременным самкам мужского полового гормона способствовали появлению у родившихся самок самцового поведения в ущерб нормальному женскому половому поведению. Эксперименты, в которых у беременных самок регулярно вызывали состояния беспокойства, приводили к рождению более пугливых и возбудимых детенышей. В настоящий момент роль разнообразных гуморальных воздействий изучена достаточно хорошо. Данные исследований убедительно показывают роль влияния материнского организма на формирование поведения детеныша в эмбриональном периоде. Соответственно этому необходимо сделать практические выводы о том, что любую беременную самку необходимо оберегать от возможных вредных воздействий со стороны окружающей среды, в том числе и психических стрессов.

3. Дайте характеристику раннего постнатального периода у собак.

Ранний постнатальный период.

1. Роль постнатального периода в жизни животного. Ранний постнатальный (он же неонатальный, или период новорожденности) период имеет исключительное значение для жизни особи, т.к. на этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного.

Этот период развития характерен для незрелорождающихся детенышей и птенцов птенцовых птиц, которые рождаются слепыми, глухими и беспомощными. В течение постнатального периода в развитии детеныша происходят самые значительные изменения. Из совершенно беспомощного эмбриона он превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию. Зрелорождающиеся детеныши проводят данный период в утробе матери.

2. Некоторые физиологические особенности новорожденных. В первые минуты после рождения включается дыхательный центр, который уже до конца жизни регулирует снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа, и с первым вдохом расправляются легкие. Интенсивно облизывая новорожденного, самка помогает детенышу сделать первый вдох и способствует восстановлению тонуса кровеносных сосудов.

В течение первых недель детеныши не способны поддерживать постоянную температуру тела. Необходимую температуру тела детенышей обеспечивает мать, согревающая их своим телом. Отлучаясь из гнезда, самка прикрывает детенышей гнездовым материалом или закрывает вход в нору. В отсутствие самки детеныши сползаются в компактную кучку, что помогает им сохранять тепло. Это так называемая реакция скучивания. Родители птенцовых птиц согревают птенцов постоянно. При этом они регулярно сменяют друг друга, пока один из них кормится сам и добывает пищу для прожорливых птенцов. У некоторых видов согревает птенцов только один родитель, тогда второй обеспечивает кормом и его.

Всю необходимую для роста и развития энергию детеныш млекопитающего получает с материнским молоком. В соответствии с этим его пищеварительная система вырабатывает в этот период лишь ферменты, которые необходимы для его переваривания. При сосании детеныш частыми короткими движениями головы оттягивает сосок и ритмично массирует лапами молочные железы, что в сочетании способствует отделению молока.

Новорожденные детеныши не способны к самостоятельному мочеиспусканию и испражнению. Мать подлизывает детенышей, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения. При отсутствии этой поведенческой особенности в гнезде быстро возникли бы антисанитарные условия, а, таким образом, в нем всегда чисто и сухо.

Аналогичное приспособление существует и у птенцовых птиц. Испражнения птенцов в гнездовой период бывают заключены в плотную слизистую капсулу, которую родители удаляют из гнезда.

У детенышей млекопитающих в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, т.е. сосания. Некоторая дифференцировка периодов дня и ночи появляется лишь к концу периода, когда у детеныша хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из темного логова.

Огромные изменения после рождения происходят в нервной системе. Так, головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца – почти полной массы мозга взрослой собаки. Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.

3. Развитие поведения новорожденных.

Млекопитающие. К моменту рождения у детеныша функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный анализаторы. Первая поведенческая реакция, которую проявляет новорожденный – положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Эта реакция сохраняется в течение всего периода новорожденности и способствует образовании реакции скучивания. Только что родившийся детеныш, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая реакция в первые же часы после рождения, как снежный ком, обрастает условно-рефлекторными реакциями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.

4. Охарактеризуйте ювенальный период.

1. Особенности ювенального периода. После четырех месяцев у щенка начинается новый период онтогенеза – ювенальный, или как его иначе называют, подростковый, т.е. предшествующий взрослению. Он продолжается вплоть до периода полового созревания. В данный период детеныши большинства видов перестают питаться материнским молоком. Они начинают совершать довольно дальние путешествия от родного гнезда, посещать соседние территории. У детенышей меняются зубы, и этот процесс сопровождается целым рядом физиологических особенностей. Формируются типологические особенности темперамента и характера, оборонительные реакции. Идет подготовка к половому созреванию, проявляющаяся в «сексуальных играх», имеющих огромное значение для дальнейшего полового поведения. Особенно это касается кобелей.

Этот период является естественным продолжением периода социализации. Все процессы, связанные с формированием социального поведения животного, продолжаются. Однако, если в предыдущий период детеныш осваивает в основном правила поведения в семье, то во время ювенильного периода он должен хорошо усвоить нормы поведения в сложном социуме, в котором ему предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни. Таким образом, период социализации можно условно сравнить с периодом дошкольного воспитания ребенка в семье, а ювенильный – с воспитанием и сложной «притиркой» взаимоотношений в средней школе.

2. Формирование типологических особенностей. У собак в этот период происходит формирование типологических особенностей. В раннем возрасте все щенки ведут себя очень похоже – они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам. Аналогичный процесс можно наблюдать и у детенышей других видов.

3. Юношеская осторожность. В начале ювенильного периода у большинства детенышей начинает проявляться пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. Многочисленные экспериментальные работы показали, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Пассивно-оборонительная реакция у подрастающего детеныша – явление вполне закономерное. 4–5 месячный щенок уже во многом самостоятелен, ему приходится сталкиваться со многими объектами и явлениями, которые ему еще не знакомы. Осторожность по отношению к ним вполне нормальна. Иногда такую пассивно-оборонительную реакцию называют щенячьей осторожностью. Постепенно, по мере освоения детенышем закономерностей окружающего мира, она уменьшается.

Угашение пассивно-оборонительной реакции на мало значимые признаки фактически аналогично привыканию, которое обеспечивает адекватность реакциям организма, устраняя все лишние, необязательные, не приносящие ощутимой пользы, не затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии. Животное способно притерпеться к любым воздействиям, с которыми ежедневно встречается на своей территории, и не откликаться на них ни ориентировочной, ни оборонительной реакциями, адаптироваться к товарищам по стаду и ограничить свои реакции, возникающие в их присутствии, лишь действительно необходимыми. Короче говоря, не будь привыкания, любое животное было бы похоже на пуганую ворону, которая шарахается от каждого куста. Благодаря привыканию происходит стандартизация общественного поведения любого сообщества животных, что одновременно приводит к обострению восприятия важнейших ключевых стимулов.

4. Роль игры в процессе развития поведения. Исключительно важную роль в становлении психики и развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. Игры детенышей и молодых особей очень разнообразны и охватывают все сферы поведения животного в ходе его взросления. На определенном этапе онтогенеза основная часть всего комплекса поведения подростка состоит из игр. В частности, именно по этой причине, ювенильный период онтогенеза иногда называют игровым. Хорошо развитое игровое поведение наблюдается у животных с достаточно высоким уровнем развития психики. В полной мере его можно наблюдать у млекопитающих и у птиц с высоким уровнем психического развития.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Тема 3.8

Сравнительная психология псовых с другими видами

Устный опрос

Перечень вопросов

1. Перечислите семейства хищных.

2. Что объединяет все эти семейства хищных и их представителей?

3. Что является причиной того, что копытные рождаются доношенными и жизнеспособными, а псовые – недоношенными, слепыми и глухими?

4. Что объединяет маленьких щенков и детенышей уток, кур, индеек?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1.Перечислите семейства хищных.

Псовые, кошачьи, куньи,медвежьи.

2. Что объединяет все эти семейства хищных и их представителей?

Детеныши представителей всех семейств хищных рождаются недоношенными, слепыми, глухими, неспособными самостоятельно выживать без заботы родителей.

3.Что является причиной того, что копытные рождаются доношенными и жизнеспособными, а псовые – недоношенными, слепыми и глухими?

Хищные кормят щенков и выхаживают их в ьерлогах,логовах счтобы их не увидели другие животные и вид выжил. Мать, чтобы у нее было молоко, вынуждена охотиться и питаться. Для этого она покидает щенков. У копытных же пища находится под ногами. От характера добычи пищи зависят и остальные реакции животных вида.

4. Что объединяет маленьких щенков и детенышей уток, кур, индеек?

       Всех этих детенышей объединяет инстинкт следования за матерью, либо другим крупным животным или человеком.

Критерии оценки (Приложение А)

 

Раздел 4.

Психика домашней cобаки. Соотношение психотипов собак и типов ожидания человека. Коррекция типов контакта человека и собаки

 

Тема 4.1

Мнемические и перцептивные процессы. Их особенности у домашних собак различных пород

Устный опрос

Перечень вопросов

1.Назовите особенности перцептивной психики у позвоночных.

2. У всех ли собак перцептивные процессы развиты одинаково?

3. Перечислите основные виды памяти у собак.

4. Что такое «генетическая память»?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

1. Назовите особенности перцептивной психики у позвоночных.

 

Перцептивная психика предполагает наличие у животных различных, взаимодействующих между собой сенсорных систем, которые в целом дают адекватное отражение окружающей действительности. Поэтому у всех классов позвоночных развитые практически все виды чувствительности, правда, в разной степени. Так, у многих млекопитающих ведущую роль в жизни играет обоняние. Например, крот слышит добычу сквозь толщу земли, а белый медведь — сквозь лед. Всем известны замечательные способности собак с их острым обонянием.

2. У всех ли собак перцептивные процессы развиты одинаково?

У ряда пород на прервом месте в процессе восприятия стоит зрение (борзые, собаки-подавальщики битой дичи); аудиальное восприятие у этих животных развито хуже; у гончих и овчарок на первом месте стоит аосприятие мира чутьем, этому способствуют и предназначение собаки, закрепленное естественным и искусственным отбором и анатомическое строение(длинная морда, широкие ноздри); у сторожевых собак лучше всего развит слух, т.к.они охраняют жилище человека и стада в первую очередь ночью, когда у волков ведется охота на домашний ско<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: