Искусство в национальной картине мира
Какие черты национальной психологии и ментальности отражаются в современном театре и кино?
Если говорить об особенностях русского человека, то таких можно насчитать очень много. Но не всегда они находят отражение в произведениях искусства.
Ну думаю первой особенностью можно назвать русскую общительность, желание высказаться, поделиться, обсудить и производственные и личные вопросы. Для нас мала разница между знакомыми и чужими, во всяком случае мы быстро и без колебаний преодолевают этот условный барьер. В процессе общения между нами не принимается во внимание сословная, социальная, профессиональная, возрастная дистанция. Неподготовленный европеец может растеряться от такой непринужденной фамильярности с неожиданными для него вопросами или откровенными рассказами «о жизни». Для обычного европейца все это требует предварительного, тесного и долговременного знакомства. Очень хорошо это видно например в спектакле «Фантазии Фарятьева» Лысьвенского драматического театра. Главный герой, очень легко и очень неожиданно для зрителя переходит от диалога к монологу, которым он говорит не только с героями, но и со зрителями, он как будто этот барьер перешагивает и от этого становится еще тяжелее, ведь в его внутреннем мире такая сильная боль, что он так легко делиться с ней с нами с незнакомцами. Очень яркий пример свободного общения демонстрирует героиня фильма «Девчата» 1962 года. Одна из первых сцен, когда в дом приходят соседи и каково её поведение, очень легкое порой даже глупое, но возможно такое поведение слегка преувеличено от того, что действие происходит в сов. союзе.
Ещё одна наша черта обостренное чувство справедливости. справедливость понимается как всеобщее счастье и благоденствие. Справедливость определяется следующим образом: «Справедливо - это когда все счастливы». Извечная русская тяга к справедливости очень тесно переплетена с русской добротой.
Справедливость тесно связана с другим качеством, а именно максимализмом, ведь правда может быть только одна. Из обостренного чувства справедливости и максимализма логично следует догматизм русских. Например это очень хорошо показано в фильме Быкова «Дурак». Также может быть примером постановка Александрийского театра «Преступление и наказание». В котором по новому преподнесли вопрос справедливости.
Если говорить об этом то можно привести ещё очень много примеров, но наверное самое яркое отличие это русское восприятие мира. Мышление наше характеризуется эмоционально-чувственным восприятием, образностью, сосредоточенностью на масштабных проблемах. Мы остро чувствуем тенденции и грядущие изменения в жизни. Однако испытываем значительные затруднения при необходимости перевести результат предчувствия в рациональную форму, конкретные решения. Для деятельности характерны склонность к размышлениям, которые не всегда заканчиваются поступками, нерешительность в выборе конкретной альтернативы, импульсивность. (Опять же фильм «Дурак»)
Невероятная сила духа героизм и патриотизм. Чаще всего такие в фильмы в российском кино пользуются большим спросом и зрители охотно его смотрят. Наверное последний и самый яркий пример это фильм «Движение вверх». Хотя мне кажется, что фильм этот не так хорош потому, что там много вранья и выдумки, когда как фильм трактует себя как исторически достоверный. Нет я не против худ. вымысла в кино по реальным событиям, но я за то чтобы граница этого вымысла не нарушала действительность.
КАК географические факторы России присутствуют в национальном характере и закрепляются в искусстве?
Если говорить об этом, то можно отметить сильный холод и продолжительную зиму, огромные пространства, богатства природы.
Огромные богатства подарили русским такую черту как щедрость и укрепили её в нашем гостеприимстве. Общеизвестно русское гостеприимство, радушие, хлебосольство. В слове «гостеприимство» на первом плане - готовность человека впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Радушие указывает в первую очередь на любезность и особую приветливость по отношению к гостю.
Широта подарила нам такую черту как терпимость к другим, потому что на такой огромной территории один народ не может существовать. Терпимость к чужим нравам и обычаям, выработавшаяся благодаря жизни в многонациональном коллективе. Исторически русские всегда были открыты пришельцам. Русская культура была издавна связана с культурами соседних стран. Все это способствовало формированию в России интереса к ним, включению этих культур, в первую очередь западноевропейских, в российскую. Русские легко схватывали, перенимали иноземное, обладая способностью переработать его до неузнаваемости, что свидетельствует о гибкости и восприимчивости их ума.
Холод и продолжительная зима научили нас запасливости и подарили некоторую традицию по отношению к спиртному. Во-первых, это связано с холодным климатом: алкоголь ощутимо согревает в холод. Виноград в России не растет. Вот и пользовали сначала меды, пиво хлебное вино. Водка появилась не ранее XV века. Во-вторых, существует давняя историческая традиция. Известно, что в свое время киевский князь Владимир не мог принять Коран по нескольким причинам: непонятного языка, странного обычая не есть свинину и не пить вино. Последнее было просто неприемлемо - и вовсе не из-за повального алкоголизма, а в силу древнерусских традиций.
Великая Отечественная война как фактор объединения общества?
Да это действительно так, потому что нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулось это горе. И тем обидней потому что последнее очень часто используется как спекуляция для людей. Порой правительство использует нашу историю в своих интересах, и это нормально, но когда слова расходятся с делом мне это совершенно не нравится. Общее горе объединяет сильнее чем общая радость, а жертва в 27,5 миллионов человек не может быть вычеркнута или забыта просто так. Я очень не люблю когда что то активно навязывается, с огромным пафосом, когда появляются люди, которые не знают что говоря, когда искажаются факты. Я помню и уважаю поступок наших предков, я помню своих прабабушек и прадедушек знаю где они были и как помогали. Да это событие действительно нас объединяет и написано много произведений о войне и сняты фильмы, но я не люблю когда такими вещами спекулируют и покрывают их слоем пафоса.






