Лабораторное занятие №11
Проверка состояние токоведущих частей и изоляторов и оформление отчетов документации
Цель: научиться технологии проверки токоведущих частей и изоляторов.
Оборудование и материалы: каски защитные, перчатки диэлектрические, боты диэлектрические, коврик диэлектрический, мегомметр на напряжение 2500 В, ЛАТР, штанга измерительная ШИ-35/110 У1, электромагнитные милливольтметры 0-50 В или 0-150 мВ, амперметр, микрометр типа М-246,трансформатор нагрузочный, разделительный 220/12 В, ключи гаечные, наждачная бумага, плоскогубцы комбинированные, Уайт-спирит, смазка ЦИАТИМ, обтирочный материал.
Порядок выполнения
1. Провести осмотр шин перед испытанием.
При осмотре сборных и соединительных тин и токопроводов об-
ратить внимание на надежность заземления нижних фланцев опор-
ных изоляторов и крепления их на конструкции, крепления тин ш
изоляторах. Фарфоровые поверхности изоляторов не должны имел
сколов общей площадью более 3 см2. При осмотре поддерживающш
изоляторов и натяжных гирлянд обратить внимание на исправности]
элементов соединений изоляторов и надежность крепления на ни:
гибких шин.
|
|
Шины не должны иметь провисаний, создающих возможности;
перекрытия на заземленные конструкции или между фазами. На
личие на тинах в местах сварных швов и на участках, прилегающие.
к болтовым контактным соединениям, потемнения или отставании:
окраски, цветов побежалости, мелких застывших шариков расплав
ленного металла (вокруг шайб) свидетельствует о том, что контакт-
ное соединение некачественное и его необходимо отремонтировать.
В сварных соединениях шин не должно быть трещин, прожогов
кратеров, непроваров сварного шва более 10% его длины при глуби
не более 15% толщины свариваемого металла. Суммарное знамени
непроваров, подрезов, газовых включений должно быть не боле
15% толщины свариваемого металла. Обратить внимание на показа-
ния датчиков тепловизионного контроля (при наличии). Места, где их показания отрицательны, должны быть тщательно проверены в
ходе испытаний.
2. Провести измерения переходных сопротивлений контактных
соединений.
При хорошо выполненных контактных соединениях участок
цени, содержащий контакт, должен иметь сопротивление, превыша-
ющее сопротивление участка цепи такой же длины и не содержащего
контактного соединения не более чем на 20%. Повышение сопро-
тивления контактного соединения говорит об ухудшении качества
контакта. Поэтому отношение сопротивления участка, включающе-
го контакт, к сопротивлению такого же целого участка является од-
ним из основных показателей, получивших название коэффициента
дефектности контакта по сопротивлению (Кг)
|
|
Учитывая, что повышения сопротивления вызывает увеличение падения напряжения на данном участке, о качестве контактного соединения можно судить также по величине падения напряжения при определенной силе тока или сравнения падения напряжения на участке с контролируемым контактным соединений на таком же целом участке. Поэтому отношение падения напряжения на таком же целом участке к падению напряжения на втором может служить вторым показателем качества контакта, который называют коэффициентом дефектности контакта по падению напряжения:
Известно, что при плохом контакте, когда через него проходит
электрический ток, выделяется значительное количество тепла и
контакт сильно нагревается. Следовательно, отношение темпера-
туры контакта к температуре целого проводника является третьим
показателем качества контакта, называемым коэффициент
дефектности по температуре:
Многочисленные исследования показали, что для одного и того
же контактного соединения K>KV> Kf и, следовательно, сопро-
тивление контакта постоянному току является лучшим показате-
лем качества контактного соединения. Однако это не исключает
использование и других рассмотренных ранее критериев в качестве дополнительных и даже основных, если по каким-либо причинам
затруднительно воспользоваться первым критерием. О качестве
контактных соединений ошиновки открытых распределительных
устройств ОРУ можно судить, сравнивая их сопротивления с пре-
дельно допустимыми значениями на участке 35 см, приведенными
в табл. 1.1.
Предельно допустимые сопротивления контактов шин ОРУ
Марки провода | Сопротивле- ние контак- та, мкОм | Марка провода | Сопротивле- ние контак- та, мкОм | Марка провода | Сопротивле- ние контакта, мкОм |
М-70 | 115 | М-240 | 32 | А и АС-185 | 70 |
М-95 | 90 | МП-240 | 35 | А и АС-240 | 55 |
М-120 | 70 | А и АС-95 | 135 | АСУ-300 | 45 |
М-150 | 50 | А и АС-120 | 110 | АСУ-400 | 30 |
М-185 | 40 | А и АС-150 | 90 |
Предельно допустимые температуры различных контактов при-
ведены в табл. 1.2.
Предельно допустимые температуры нагрева и перегрева (выше 35 °С) контактов
Название контакта | Предельная температура нагрева, °С |
Контактные соединения из меди, алюминия и их сплавов с на- жатием, осуществляемым болтами, заклепками | 80 |
Контактные соединения из меди, алюминия и их сплавов с на- жатием, осуществляемым пружинами | 75 |
Щеточные, клиновые и втычные контакты | 70 |
Посеребренные контакты | 85 |
Серебряные контакты | 100 |
Контакты, выполненные сваркой | 120 |
Контакты из металлокерамики, приваренной или припаянной серебряным припоем | 120 |
Контакты предохранителей | 120 |
Скользящие и стыковые контакты | 100 |
Измерения переходных сопротивлений производятся мостами,
контактомерами, микроомметрами или методом вольтметра и амперметра.
Оценка состояния контактных соединений шин производится
методом сравнения падения напряжения от переменного тока на
участке с контактным соединением с падением напряжения от тока
того же значения на целом участке шин такой же длины, не имеющей
контактного соединения (рис. 1.1)
|
|
|
|
|
Рис. 1.1. Схема проверки контактных соединений ошиновки:
НТ— нагрузочный трансформатор; ЛАТР — лабораторный автотрансформатор
В качестве источника тока используется нагрузочный транс-
форматор, например, трансформатор безопасности напряжением
220/12 В. В качестве милливольтметра используется электромагнит-
ный милливольтметр с пределами измерений 0—50 или 0—125 мВ.
Контактное соединение считается удовлетворительным, если паде-
ние напряжения на участке с соединением (или ответвлением) отли-
чается от падения напряжения на целом участке шины (или провода)
не более чем на 20%. В противном случае соединение (или ответвле-
ние) бракуется и требует переделки.
|
|
Измерение переходного сопротивления болтовых контактных со-
единений у сборных и соединительных шин на ток 1000 Л и более
производится выборочно (2—3%). У сварных контактных соединений
переходные сопротивления не измеряются, соединения бракуются
только при наличии пережогов или усадочных раковин на глубину
более 1/3 диаметра провода. Спрессованные контактные соединения
бракуются только при несоответствии геометрических размеров требо-
ваниям инструкций по монтажу, при наличии трещин, признаков кор-
розии и механических повреждений, а также кривизны, превышающей
3% длины, несимметричной расположению стального сердечника.
3. Провести измерения сопротивления изоляции.
Мегомметр на напряжение 2500 В измерить сопротивление изоляции полностью собранных силовых цепей КРУН без отходящих линий. Оно должно быть не менее 300 Мом.
Измерить распределение напряжения по изоляторам.
Измерение производится в поддерживающих и натяжных гирлян-
дах изоляторов в электроустановках напряжением 35 кВ и выше под
напряжением с помощью измерительной штанги ШИ-35/110У1 при
положительной температуре окружающей среды.
Для замера напряжения на отдельном изоляторе щупами измери-
тельной части штанги с двух сторон прикоснуться к проверяемому
изолятору и зафиксировать показания стрелки указателя. Изолятор
бракуется, если значение измеренного на нём напряжения менее
50% значений напряжений, приведенных в таблице 1.3.
Усреднённые распределения напряжений по подвесным фарфоровым изоляторам
гирлянд ВЛ от 35 до 220 кВ
Напряжение ВЛ, кВ | Число изоляторов в | Напряжение на изоляторе номер (считая от конструкции или траверсы), кВ | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||
220 | 14 | 9 | 8 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 10 | И | 13 |
13 | 10 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 10 | 12 | 14 | 20 | |
110 | 8 | 8 | 6 | 5 | 4,5 | 6,5 | 8 | 10 | 17 | - | - | - | - | - |
7 | 9 | 6 | 5 | 7 | 8,5 | 10 | 18,5 | - | - | - | - | - | - | |
6 | 10 | 8 | 7 | 9 | 11 | 19 | ||||||||
35 | 4 | 4 | 3 | 5 | 8 | |||||||||
3 | 6 | 5 | 9 | |||||||||||
2 | 10 | 10 |
|
|
При отсутствии трансформатора, обеспечивающего получение
необходимого испытательного напряжения, изоляторы можно ис-
пытывать по частям. В качестве электродов, к которым подводится
напряжение при испытании изоляторов по частям, необходимо ис-
пользовать металлические элементы составного изолятора (флан-
цы отдельных элементов каскадных трансформаторов напряжения,
арматуру колонок изоляторов, армировку подвесных изоляторов и
т. д.). Сплошные изоляторы испытывают по частям при помощи на-
кладных электродов. При массовых испытаниях изоляции по частям
полезно пользоваться специальными легко устанавливаемыми (вруч-
ную или изолирующими штангами) и снимаемыми приспособлени-
ями, позволяющими быстро подготовлять изолятор к испытанию.
При испытании изолятора по частям испытательное напряжение
следует увеличить на 10—20%. Прикладываемое к каждой части ис-
пытательное напряжение при этом будет равно (l,l+l,2)*U/n, где
иисп — испытательное напряжение для всего изолятора, ал — количе-
ство частей, на которое был разделен изолятор при испытании.
Одновременно испытывают все части изолятора. Возможно и по-
следовательное испытание отдельных частей изолятора, например,
сначала нижней части, затем находящейся выше и т. д.
Содержание отчета
1. Протокол испытания сборных и соединительных шин.
2. Ответы на вопросы.
3. Выводы по результатам испытания.
4.
Контрольные вопросы
1. Перечислите виды контактов, применяемых в электрических установках.
2. Объясните, что является основным показателем качества контакта.
3. Перечислите требование к качеству контактных соединений.
4. Укажите, на что следует обращать внимание при внешнем осмотре контактов.
5. Поясните устройство прибора, определяющего качество контактов по падению напряжения.
Оформите протокол испытаний сборных и соединительных шин.
(наименование предприятия-заказчика) | (объект) |
(предприятие, выполняющее испытание) Лицензия № | (присоединение) |
от«___» _________________20 г. | «____» ___________________20 г. |
Протокол №______
испытания сборных и соединительных шин
1. Характеристика элементов ошиновки
Шина (провод) | Изоляторы | ||
Материал шины (марка провода) | Сечение, мм2 | Вид контактного соединения | Тип |
2. Результаты испытаний
2.1. Измерение сопротивления изоляции.
Сопротивление изоляции ошиновки составляет не менее МОм.
2.2. Изоляция ошиновки испытана повышенным напряжением частоты 50 Гц
__ кВ в течение мин
2.3. Качество выполнения болтовых соединений токоведущего контура
проверено.
3. Дополнительные испытания и проверки
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________
| № п/п | Наименование прибора | Тип | № прибора | Класс точности | Дата проверки | Примечание |
Испытание
производители____________________ _____ ________________________________
(подпись) (фамилия)
____________________ _____ ________________________________
(подпись) (фамилия)
____________________ _____ ________________________________
(подпись) (фамилия)
Протокол и работу принял ____________________ _____ ________________________________
(подпись) (фамилия)
Протокол проверил ________________ _____ ________________________________
(подпись) (фамилия)