Предельно допустимые сопротивления контактов шин ОРУ

Лабораторное занятие №11

Проверка состояние токоведущих частей и изоляторов и оформление отчетов документации

Цель: научиться технологии проверки токоведущих частей и изоляторов.

Оборудование и материалы:   каски защитные, перчатки диэлектрические, боты диэлектрические, коврик диэлектрический, мегомметр на напряжение 2500 В, ЛАТР, штанга измерительная ШИ-35/110 У1, электромагнитные милливольтметры 0-50 В или 0-150 мВ, амперметр, микрометр типа М-246,трансформатор нагрузочный, разделительный 220/12 В, ключи гаечные, наждачная бумага, плоскогубцы комбинированные, Уайт-спирит, смазка ЦИАТИМ, обтирочный материал.

Порядок выполнения

1. Провести осмотр шин перед испытанием.

При осмотре сборных и соединительных тин и токопроводов об-
ратить внимание на надежность заземления нижних фланцев опор-
ных изоляторов и крепления их на конструкции, крепления тин ш
изоляторах. Фарфоровые поверхности изоляторов не должны имел
сколов общей площадью более 3 см2. При осмотре поддерживающш
изоляторов и натяжных гирлянд обратить внимание на исправности]
элементов соединений изоляторов и надежность крепления на ни:
гибких шин.

Шины не должны иметь провисаний, создающих возможности;
перекрытия на заземленные конструкции или между фазами. На
личие на тинах в местах сварных швов и на участках, прилегающие.
к болтовым контактным соединениям, потемнения или отставании:
окраски, цветов побежалости, мелких застывших шариков расплав
ленного металла (вокруг шайб) свидетельствует о том, что контакт-
ное соединение некачественное и его необходимо отремонтировать.

В сварных соединениях шин не должно быть трещин, прожогов
кратеров, непроваров сварного шва более 10% его длины при глуби
не более 15% толщины свариваемого металла. Суммарное знамени
непроваров, подрезов, газовых включений должно быть не боле
15% толщины свариваемого металла. Обратить внимание на показа-
ния датчиков тепловизионного контроля (при наличии). Места, где их показания отрицательны, должны быть тщательно проверены в
ходе испытаний.

2. Провести измерения переходных сопротивлений контактных
соединений.

При хорошо выполненных контактных соединениях участок
цени, содержащий контакт, должен иметь сопротивление, превыша-
ющее сопротивление участка цепи такой же длины и не содержащего
контактного соединения не более чем на 20%. Повышение сопро-
тивления контактного соединения говорит об ухудшении качества
контакта. Поэтому отношение сопротивления участка, включающе-
го контакт, к сопротивлению такого же целого участка является од-
ним из основных показателей, получивших название коэффициента
дефектности контакта по сопротивлению (Кг)

                                                               

Учитывая, что повышения сопротивления вызывает увеличение падения напряжения на данном участке, о качестве контактного соединения можно судить также по величине падения напряжения при определенной силе тока или сравнения падения напряжения на участке с контролируемым контактным соединений на таком же целом участке. Поэтому отношение падения напряжения на таком же целом участке к падению напряжения на втором может служить вторым показателем качества контакта, который называют коэффициентом дефектности контакта по падению напряжения:

Известно, что при плохом контакте, когда через него проходит
электрический ток, выделяется значительное количество тепла и
контакт сильно нагревается. Следовательно, отношение темпера-
туры контакта к температуре целого проводника является третьим
показателем качества контакта, называемым коэффициент
дефектности по температуре:

Многочисленные исследования показали, что для одного и того
же контактного соединения K>KV> Kf и, следовательно, сопро-
тивление контакта постоянному току является лучшим показате-
лем качества контактного соединения. Однако это не исключает
использование и других рассмотренных ранее критериев в качестве дополнительных и даже основных, если по каким-либо причинам
затруднительно воспользоваться первым критерием. О качестве
контактных соединений ошиновки открытых распределительных
устройств ОРУ можно судить, сравнивая их сопротивления с пре-
дельно допустимыми значениями на участке 35 см, приведенными
в табл. 1.1.

 











































Предельно допустимые сопротивления контактов шин ОРУ

Марки провода Сопротивле- ние контак- та, мкОм Марка провода Сопротивле- ние контак- та, мкОм Марка провода Сопротивле- ние контакта, мкОм
М-70 115 М-240 32 А и АС-185 70
М-95 90 МП-240 35 А и АС-240 55
М-120 70 А и АС-95 135 АСУ-300 45
М-150 50 А и АС-120 110 АСУ-400 30
М-185 40 А и АС-150 90    

Предельно допустимые температуры различных контактов при-
ведены в табл. 1.2.

Предельно допустимые температуры нагрева и перегрева (выше 35 °С) контактов

Название контакта Предельная температура нагрева, °С
Контактные соединения из меди, алюминия и их сплавов с на- жатием, осуществляемым болтами, заклепками 80
Контактные соединения из меди, алюминия и их сплавов с на- жатием, осуществляемым пружинами 75
Щеточные, клиновые и втычные контакты 70
Посеребренные контакты 85
Серебряные контакты 100
Контакты, выполненные сваркой 120
Контакты из металлокерамики, приваренной или припаянной серебряным припоем 120
Контакты предохранителей 120
Скользящие и стыковые контакты 100

Измерения переходных сопротивлений производятся мостами,
контактомерами, микроомметрами или методом вольтметра и амперметра.

Оценка состояния контактных соединений шин производится
методом сравнения падения напряжения от переменного тока на
участке с контактным соединением с падением напряжения от тока
того же значения на целом участке шин такой же длины, не имеющей
контактного соединения (рис. 1.1)

 


 


 


 


 


                     

Рис. 1.1. Схема проверки контактных соединений ошиновки:

НТ— нагрузочный трансформатор; ЛАТР — лабораторный автотрансформатор

В качестве источника тока используется нагрузочный транс-
форматор, например, трансформатор безопасности напряжением
220/12 В. В качестве милливольтметра используется электромагнит-
ный милливольтметр с пределами измерений 0—50 или 0—125 мВ.
Контактное соединение считается удовлетворительным, если паде-
ние напряжения на участке с соединением (или ответвлением) отли-
чается от падения напряжения на целом участке шины (или провода)
не более чем на 20%. В противном случае соединение (или ответвле-
ние) бракуется и требует переделки.

Измерение переходного сопротивления болтовых контактных со-
единений у сборных и соединительных шин на ток 1000 Л и более
производится выборочно (2—3%). У сварных контактных соединений
переходные сопротивления не измеряются, соединения бракуются
только при наличии пережогов или усадочных раковин на глубину
более 1/3 диаметра провода. Спрессованные контактные соединения
бракуются только при несоответствии геометрических размеров требо-
ваниям инструкций по монтажу, при наличии трещин, признаков кор-
розии и механических повреждений, а также кривизны, превышающей
3% длины, несимметричной расположению стального сердечника.

3. Провести измерения сопротивления изоляции.

Мегомметр на напряжение 2500 В измерить сопротивление изоляции полностью собранных силовых цепей КРУН без отходящих линий. Оно должно быть не менее 300 Мом.

Измерить распределение напряжения по изоляторам.

Измерение производится в поддерживающих и натяжных гирлян-
дах изоляторов в электроустановках напряжением 35 кВ и выше под
напряжением с помощью измерительной штанги ШИ-35/110У1 при
положительной температуре окружающей среды.

Для замера напряжения на отдельном изоляторе щупами измери-
тельной части штанги с двух сторон прикоснуться к проверяемому
изолятору и зафиксировать показания стрелки указателя. Изолятор
бракуется, если значение измеренного на нём напряжения менее
50% значений напряжений, приведенных в таблице 1.3.

Усреднённые распределения напряжений по подвесным фарфоровым изоляторам
гирлянд ВЛ от 35 до 220 кВ

 

Напряжение ВЛ, кВ

Число изоляторов в
гирлянде

Напряжение на изоляторе номер (считая от конструкции или траверсы), кВ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
220 14 9 8 7 7 7 6 7 7 8 9 10 И 13
  13 10 8 8 8 7 7 7 8 8 10 12 14 20
110 8 8 6 5 4,5 6,5 8 10 17 - - - - -
  7 9 6 5 7 8,5 10 18,5 - - - - - -
  6 10 8 7 9 11 19              
35 4 4 3 5 8                  
  3 6 5 9                    
  2 10 10                      

 

При отсутствии трансформатора, обеспечивающего получение
необходимого испытательного напряжения, изоляторы можно ис-
пытывать по частям. В качестве электродов, к которым подводится
напряжение при испытании изоляторов по частям, необходимо ис-
пользовать металлические элементы составного изолятора (флан-
цы отдельных элементов каскадных трансформаторов напряжения,
арматуру колонок изоляторов, армировку подвесных изоляторов и
т. д.). Сплошные изоляторы испытывают по частям при помощи на-
кладных электродов. При массовых испытаниях изоляции по частям
полезно пользоваться специальными легко устанавливаемыми (вруч-
ную или изолирующими штангами) и снимаемыми приспособлени-
ями, позволяющими быстро подготовлять изолятор к испытанию.
При испытании изолятора по частям испытательное напряжение
следует увеличить на 10—20%. Прикладываемое к каждой части ис-
пытательное напряжение при этом будет равно (l,l+l,2)*U/n, где
иисп — испытательное напряжение для всего изолятора, ал — количе-
ство частей, на которое был разделен изолятор при испытании.

Одновременно испытывают все части изолятора. Возможно и по-
следовательное испытание отдельных частей изолятора, например,
сначала нижней части, затем находящейся выше и т. д.

 
























































Содержание отчета

1. Протокол испытания сборных и соединительных шин.

2. Ответы на вопросы.

3. Выводы по результатам испытания.

4.

Контрольные вопросы

1. Перечислите виды контактов, применяемых в электрических установках.

2. Объясните, что является основным показателем качества контакта.

3. Перечислите требование к качеству контактных соединений.

4. Укажите, на что следует обращать внимание при внешнем осмотре контактов.

5. Поясните устройство прибора, определяющего качество контактов по падению напряжения.

                      

Оформите протокол испытаний сборных и соединительных шин.

   
(наименование предприятия-заказчика) (объект)
(предприятие, выполняющее испытание) Лицензия № (присоединение)
от«___» _________________20 г. «____» ___________________20 г.

 

Протокол №______

испытания сборных и соединительных шин

1. Характеристика элементов ошиновки

Шина (провод)

Изоляторы
Материал шины (марка провода) Сечение, мм2 Вид контактного соединения Тип
       
       

2. Результаты испытаний
2.1. Измерение сопротивления изоляции.

Сопротивление изоляции ошиновки составляет не менее МОм.

2.2. Изоляция ошиновки испытана повышенным напряжением частоты 50 Гц

__ кВ в течение мин

2.3. Качество выполнения болтовых соединений токоведущего контура
проверено.

3. Дополнительные испытания и проверки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№ п/п Наименование прибора Тип № прибора Класс точности Дата проверки Примечание
             
             
             
             
             
             

                   

Испытание    

                                                                                                                                                       производители____________________ _____                          ________________________________                                                                                                                             

                        (подпись)                                           (фамилия)                                           

                        ____________________ _____                          ________________________________                                                                                                                                 

                        (подпись)                                           (фамилия)                                           

                         ____________________ _____                          ________________________________                                                                                                                                 

                        (подпись)                                           (фамилия)               

Протокол и работу                                                                                                                                                                                              принял         ____________________ _____                          ________________________________                                                                                                                                 

                        (подпись)                                           (фамилия)                                       

Протокол проверил ________________ _____                       ________________________________                                                                                                                                 

                        (подпись)                                           (фамилия)                 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: