Своеобразие проявления национальных установок

Лекция. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов

Подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания получила название этнической конформности. На бессознательном, эмоциональном уровне она проявляется в виде таких процессов как особая внушаемость, способность и потребность в подражании носителям национальных традиций, этнической культуры.

 

Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Специфика функционирования и проявления национально-психологических особенностей людей формировалась и закреплялась в процессе развития этнической общности, деятельности и межэтнического взаимодействия.

Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные переживания, симпатии и антипатии.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я - он», «мы - они», координировать усилия между ними.

Межэтническое взаимодействие — «это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств».

Взаимодействуя, представители различных этнических общностей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой, — превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние; выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.

Можно выделить три основных вида этнического взаимодействия:

воздействие, т.е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же — инертен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т п.);

содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;

противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или установление ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость.

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами.

Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности. Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (естественная или насильственная), которая проявляется в активном подавлении одного этноса другим в потере «пассивным» этносом некоторых своих характеристик, в частности традиций, обычаев, верований, языка и т.п.

Определенным результатом этнического взаимодействия можно назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Обычно понятие «дискриминация» вызывает негативные чувства, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане государства.

Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид, т.е. уничтожение групп людей по этническому и религиозному признаку. Геноцид (греч. genos род, племя + лат. caedere убивать) — одно из тягчайших преступлений против человечества, когда истребляют отдельные группы населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленно создают условия, рассчитанные на полное или частичное уничтожение этих групп.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (лат. segregatij отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Развитие этнической общности, ее психологии осуществляется на основе формирования устойчивых представлений ее представителей о своих и других народах.

 

Своеобразие проявления национальных установок

В отечественной научной литературе теория установки представлена довольно широко. Основатель ее Д.Н. Узнадзе понимал под установкой определенное психическое состояние, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности».

Исследования Д.Н. Узнадзе показали, что установка является неосознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление. Установки, в отличие от отношений личности, возникнув, первоначально не осознаются и носят автоматический характер. В процессе деятельности установка объективируется, направляется на определенные предметы и становится осознанной. Социальная установка является специфическим видом фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки:

v является одной из главных характеристик личности;

v   имеет оценочную и валентную природу;

v направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности);

v сформирована в процессе социализации и является осознанной;

v за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий стандартизированный опыт — обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью.

Социальная установка имеет определенную структуру, включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, которые в отдельности не обладают однозначной направленностью на социальный объект. Это значит, что социальная установка является многомерной.

Когнитивный компонент социальной установки представляет собой определенные знания — истинные или ложные — об окружающей действительности или других людях, полученные при восприятии информации о них. Эти знания могут туманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информации и опыта людей, специфики их познавательных процессов.

Аффективный компонент социальной установки представляет собой эмоциональное отношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как «положительного» или «отрицательного».

Поведенческий компонент социальной установки представляет собой готовность людей действовать в отношении субъекта с соответствующими знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям.

Существует определенный механизм возникновения и проявления социальных установок. Люди получают первичную информацию об объекте и строят на ее основе некоторый образ. В результате на базе этого образа, часто априорного, у них возникает эмоциональное отношение и готовность действовать по отношению объекту — так формируется установка № 1. Однако в последующем люди сталкиваются с новой информацией об объекте — нейтральной, подкрепляющей имеющийся образ или противоречащей ему. В этом случае установка № 1 будет влиять на отбор информации, ее организацию и оценку.

В определенных условиях установка № 1 при перестройке своего когнитивного компонента-образа (и на этой основе — при перестройке других компонентов) может трансформироваться в установку № 2. Чаще всего, хотя и не всегда, такими условиями выступает непосредственный (или социальный, национальный) опыт обращения людей с объектом и фактор доверия к источнику информации.

Самой устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Национальная установка, как и установка любого другого вида, закрепляется в ходе исторического развития психического склада этнической общности. В результате образуются целые системы фиксированных национальных установок, которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме их реагирования на возникающие ситуации.

Основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной этнической общности.

Под социальными стереотипами понимаются некие устойчивые образования, местом локализации которых является бессознательная часть психики людей, но при этом они способны актуализироваться, воспроизводиться в сознании и поведении людей в определенных ситуациях. Понятие "социальный стереотип" было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ мира в голове человека.

Стереотипы выполняют следующие функции:

упорядочение информации;

экономия усилий человека при восприятии сложных социальных объектов;

защита ценностей, позиций и прав человека;

ориентация человека в море социальной информации;

помощь человеку в сохранении высокой самооценки.

Выделяются следующие характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение:

- стереотипы являются результатом стереотипизирования, т.е. когнитивного "отклонения", вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане — консервативны, немцы — педантичны);

- стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора, когда о своей группе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а о "чужой" — наиболее неблагоприятная;

- стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, и индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания;

- стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться, поскольку люди невольно "отбирают" модели поведения других людей, которые соответствуют этим стереотипам.

Понятие социального стереотипа включает в себя следующие характеристики:

• могут использоваться людьми для характеристик обширных человеческих групп (или "социальных категорий") недифференцированными, грубыми и пристрастными категориями;

• оставаться стабильными в течение очень длительного периода времени;

• изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

• становиться более "отчетливыми" и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

• усваиваться очень рано и использоваться детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

Этнические стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов и понимаются как относительно устойчивые, упрощенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе, которые с легкостью распространяются на всех представителей этой группы. Этнические стереотипы имеют следующие характеристики:

• носят эмоционально-оценочный характер, когда представители взаимодействующих этнических групп испытывают по отношению друг к другу чувства различной модальности и полярности, а также демонстрируют свое отношение через оценку качеств друг друга;

• могут иметь различные полюсы, т.е. быть как негативными, когда стереотип составляют отрицательные качества, приписываемые представителю того или иного этноса, так и позитивными, когда стереотип включают в себя исключительно положительные качества. Под гетеростереотипами понимаются определенные устойчивые представления одной группы относительно одной или нескольких других гр упп. Гетеростереотипы имеют следующие особенности:

• могут формироваться как в отношении хорошо известных этносов, с которым стереотипизирующая группа имеет непосредственные тесные контакты, так и в отношении этносов, не входящих в систему ее межэтнического взаимодействия;

• могут состоять из небольшого количества поверхностных представлений, если относятся к тому этносу, с которым стереотипизирующая группа не имеет контактов или их взаимодействие проистекает на минимальном уровне;

• чаще всего носят отрицательный, негативный эмоциональный оттенок, т. е. являются негативными представлениями, описывающими представителей других народов.

Автостереотипы — это совокупность представлений членов этноса о самом себе и своей этнической группе. Автостереотипы имеют следующие особенности

• чаще всего имеют положительный эмоциональный оттенок; формируются в результате психических процессов у самих членов той или иной этнической группы;

• могут возникать на основе тех представлений, которые создали о данной этнической группе представители других этносов, и такие автостереотипы могут приниматься или не приниматься этой группой.

Любые стереотипы (как социальные, так и этнические) содержат в себе элементы оценочных суждений, которые могут иметь как положительный (позитивный), так и отрицательный (негативный) оттенки. На основании этих эмоционально окрашенных оценочных суждений выделяются следующие виды стереотипов:

• положительные, под которыми понимаются такие утвержде­ния, суждения и оценки черт этноса или входящих в его состав отдельных этнических групп, которые имеют положительный, позитивный характер, и на этом основании группе приписыва­ются позитивные мотивы поведения и деятельности. Иногда в отношении того или иного этноса могут формироваться только позитивные стереотипы;

• отрицательные, под которыми понимается совокупность отрицательных оценок, восприятий, суждений и представлений относительно той или иной этнической группы или этноса в целом, и приписываются негативные мотивы поведения и деятельности. Иногда представление о том или ином этносе может включать только негативные стереотипы;

• амбивалентные (совокупность негативных и позитивных стереотипов в отношении одного этноса, характеризующиеся тем, что в ситуациях сотрудничества с этим этносом у стереотипизирующей группы будут преобладать позитивные стереотипы, а в конфликтных ситуациях — негативные).

Под модальными этническими стереотипами понимаются такие стереотипы, которые включены в структуру модальной личности этноса в качестве ее личностных этнических черт, т.е. являются ведущим чертами национального (этнического) характера. Модальные этнические стереотипы имеют следующие особенности:

включают в себя ряд подвидов, среди которых можно выделить следующие:

- модальные этнические автостереотипы, т. е. ведущие представления этноса о себе;

- модальные этнические гетеростереотипы, т. е. ведущие представления одной этнической группы или этноса о другой группе или этносе;

- формируются через сравнение своего этноса с другими;

- основываются на специфике этнической установки, когда сильная отрицательная установка способствует формированию отрицательных модальных гетеростереотипов, а сильная положительная установка обусловливает формирование положительных модальных автостереотипов, так как это явление очень редко встречается в случае гетеростереотипов.

Под стереотипами поведения понимаются такие стереотипы, которые вырабатываются каждым этносом в процессе его жизнедеятельности на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях, и эти стереотипы для каждого этноса уникальны. Стереотипы поведения имеют следующие характеристики:

 выполняют функцию предоставления членам этноса общепринятых моделей поведения в тех или иных стандартных ситуациях; являются устойчивыми, регулярно повторяемыми элементами образа жизни, которые, обладая определенной социальной значимостью, тем не менее не несут какого-то событийного характера и не осознаются носителями поведения как поступки; включают в себя набор типовых программ и схем поведения, ко­торые нивелируют тенденции к индивидуализации поведения и сдерживают рост его вариативности и тем самым сохраняют этнос как единое целое, а также способствуют формированию этнической идентичности представителей данного народа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: