Понятие правового государства, развитие идеи правового государства в философской мысли

Тема «Гражданское общество и правовое государство»

 

План:

1. Понятие гражданского общества, его сущность и основные характеристики

2. Гражданское общество и государство

3. Понятие правового государства, развитие идеи правового государства в философской мысли.

4. Основные признаки правового государства, их содержание

5. Особенности формирования правового государства в РФ

 

Понятие гражданского общества, его сущность и основные характеристики

Гражданское общество — то совокупность нравственных, ре­лигиозных, национальных, социально-экономических, семейных от­ношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются ин­тересы индивидов и социальных групп.

Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обес­печивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индиви­дов, располагающих комплексом прав в различных сферах обще­ственной жизни.

 В экономической сфере каждый индивид высту­пает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходи­мыми для его нормального существования.

В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, одна­ко он вправе самостоятельно определять эту принадлежность.

 В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, уча­ствовать или не участвовать в выборах и т.д.

В духовной сфере ин­дивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы че­ловека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское обще­ство обладает возможностью к саморазвитию, независимо от го­сударства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, ко­торое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

В состав гражданского общества входят социально-экономиче­ские отношения и институты, общественные объединения, проф­союзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, цер­ковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня обществен­ных отношении.

 Первый из них связан с воспроизводством челове­ка, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой.

 Второй охватывает сферу экономики с многообразием действу­ющих здесь субъектов.

Третий уровень связан с политической жиз­нью общества, субъектами которой выступают граждане, их объ­единения и государство.

Гражданское общество и государство

 

Гражданское общество тесно связано с политической систе­мой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспита­ние, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с го­сударством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер го­сударства, расширение прав и свобод граждан.

Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития граж­данского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в фор­мировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского обще­ства и государства затруднено рядом объективных причин.

Госу­дарство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — уп­равление обществом. Нередко она реализуется в ущерб обществен­ным интересам

Гражданское общество построено на горизонталь­ных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свобод­ного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

 

Понятие правового государства, развитие идеи правового государства в философской мысли

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свобо­ды человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Во все времена государство довлело над обществом. Законода­тельство носило ограничительный для человека характер. В право­вом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая осно­вана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от все­властия государства нашли в праве, которое, имея преимуществен­но формально-определенный характер и письменную форму, мо­жет регламентировать полномочия государства, определив преде­лы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей доброде­телью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчерки­вал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть госу­дарственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под дей­ствие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее разви­тие в трудах философов Нового времени. Так. К. Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобо­да, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д. Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечива­ющий естественные права человека. Государство должно устанав­ливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политичес­кой свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию раз­деления властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И. Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип вер­ховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия кон­ституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную сво­боду граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Ж-Ж. Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результа­том общественного договора. Государственная власть, таким об­разом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на есте­ственном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате обще­ственного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения обшей вали и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Глав­ная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.


Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организа­цию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и со­держательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании высту­пает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых Х.Ф. Фон Аретина, Р. Фон Моля (первая половина XIX в.). С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами.

В российской политической мысли идея государства, подчинен­ного праву, нашла отражение в трудах А.Н. Радищева, П.И. Пес­теля, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И. Новгородцев, С.А. Муромцев и др. В советской правовой науке идея правового государства отри­цалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституция 1993 г., рассмотрению основ правовой го­сударственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в Конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В дей­ствительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных револю­ций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того вре­мени идет длительный процесс становления правовой государ­ственности во многих странах. В ряде государств он имел поступа­тельное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Герма­нии). Все это доказывает, что для формирования правового госу­дарства требуется создание ряда объективных предпосылок.


В современной науке выделяют так называемые основы право­вого государства предпосылки его формирования.

  Экономической основой правового государства выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство уста­навливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не до­пуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы по­требителей.

  Социальную основу составляют сформированные ин­ституты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развитая личности. В социальной структуре обще­ства доминирует средний класс, служащий залогом политиче­ской стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона.

Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетаю­щем суверенитет народа и национальный суверенитет.

  Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гума­низма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где обще­ство имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разде­ляться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня пра­вовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового го­сударства должно стать создание правовых законов, провозглаша­ющих принципы равенства и справедливости и отвергающих про­извол государственной власти. На основе этих законов утвержда­ется правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объек­тивные и неотчуждаемые, а их зашита составляет одну из основ­ных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделе­нии властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: