Чувственное и рациональное познание

ТЕМА. ГНОСЕОЛОГИЯ

 

1. Гносеология – теория познания.

2. Чувственное и рациональное познание.

 

Гносеология – теория познания

 

"Гносеология" – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие.

"Знание – сила" – эти слова произнес английский философ Френсис Бэкон (1581-1626). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ и производства стили, ухода за детьми и создания ЭВМ. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей.

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Обратимся к примерам. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками диких животных, приобретал полезные сведения, которые помогли ему в дальнейшем их одомашнивании. Или другой пример: ребенок, играя мячом, разбил стекло. Побочным следствием этого проступка (прямым будет наказание) станет узнавание важного свойства стекла – оно хрупкое. Эти ситуации показывают, что познание может происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной жизни. Но вот другие примеры. Зоолог проводит специальное исследования по выявлению особенностей размножения диких животных в неволе. Подросший ребенок идет в школу, где на уроках физики он изучает свойства твердых тел. Здесь уже речь идет о специально организованном познавательном процессе. Ученый, если ему повезет, откроет новые закономерности. Это станет достоянием человечества. Ученик тоже откроет много нового, но для себя, это станет достоянием его личного опыта.

Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания).

 

Чувственное и рациональное познание

  Как же человек познает окружающий мир? Для этого необходима прежде всего нормальная работа органов чувств, благодаря которым он получает необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма. Пять основных чувств – вкус, осязание, зрение, слух и обоняние – были описаны еще древнегреческим философом Аристотелем более двух тысяч лет назад. Но и по сей день продолжается их изучение, анализ механизмов действия.

 Современная наука утверждает, что коре головного мозга для поддержания нормальной деятельности необходим непрерывный поток информации, поступающий через органы чувств.

Исходным элементом чувственного познания являются ощущения, возникающие в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств. Какой бы предмет человек ни наблюдал, он охватывает прежде всего его внешние, доступные органам чувств признаки: запах, форму, цвет, твердость.

Любой предмет обладает множеством самых разных свойств, но в нашем сознании они складываются в устойчивый целостный образ предмета. Возникает восприятие предмета. Обратимся к простейшему примеру. Представим себе, что мы листаем книгу. Органы чувств позволяют нам увидеть ее объем, формат, цвет, печатные знаки, ощутить шероховатость обложки и глянец страниц. Но вся эта гамма ощущений соединится в нашем сознании в единый образ книги, т.е. предмета, который мы непосредственно воспринимаем.

Таким образом, восприятие позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, величину, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление не исчезает сразу же. Оно закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное и слышанное, описать то, что он воспринимал раньше.

"Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать, он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленного животного. Если бы ум уже владел полнотой истины, задача была бы выполнена и для человека не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества", – писал русский философ XIX в. В. Соловьев. Итак, познающий человек не может ограничиться лишь "восприятием данного", т.е. чувственным познанием, он стремиться проникнуть глубже в суть вещей, скрытую от непосредственного взора. И он может это сделать, используя свою способность мыслить.

Рациональное познание (лат. ratio – разум) – необходимый этап познавательной деятельности человека. Как же протекает процесс мышления? Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Имея дело в практической жизни с отдельными, конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, понятие – это мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.

Обратимся к конкретному предмету. Окультуривая дикие растения, человек научился выращивать различные сорта яблок, груш, слив. Определенное сходство внешних признаков, отмечаемых человеком, наблюдения за ростом и развитием дали возможность выделить их в некоторую группу похожих предметов. Сравнивая яблоки и груши, персики и апельсины, люди выявили их сходство и различие, отмечая при этом, какие из общих свойств можно считать существенными для данного класса предметов. Затем эта обобщенная совокупность свойств получила название, т.е. как бы облеклась в языковую, словесную форму. В нашем случае это название "плод". Таким образом, язык, речь является средством выражения мысли. При этом не нужно думать, что мышление и оформление его в речевой форме – два самостоятельных, идущих один за другим процесса. Нет, это единый процесс словесного мышления и осмысления речи.

Наша речь – это не хаотичный набор слов. По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За этой на первый взгляд чисто грамматической формой тоже стоит мыслительный процесс, каждое понятие в нашем сознании находится в определенной связи с другими. Такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо, называется суждением. В сою очередь, логически связывая суждения, человек приходит к выводам, или умозаключениям. Например, мы утверждаем: зубы млекопитающих имеют корни. В этом суждении связано несколько понятий по степени общности (т.е. охвату группы сходных предметов), их можно расположить следующим образом: зубные корни, зубы, млекопитающие (здесь это наиболее широкое понятие). Наше второе суждение: собака – млекопитающее. Логическим выводом, связывающим два суждения, будет умозаключение "собака имеет зубные корни".

Наш собственный познавательный опыт подсказывает, что между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности.

Но какой же из этих источников знаний – разум или чувство – является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в 17-18 вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания.

В противоположность этому философы-эмпирики ("эмпирия" в переводе с греч. – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное мышление сводилось к различным комбинациям того, что дается в опыте, и, таким образом, рассматривалось как ничего не прибавляющее к знаниям.

 

Вопросы и задания

 

1. Что такое гносеология? В чем состоит ее проблематика?

2. Дайте определение познанию. Какие стороны предполагает данный процесс? От чего зависит результативность познавательной деятельности?

3. Какую роль играют знания в жизни людей? Возрастает ли их значение с ходом исторического развития человечества? Ответ обоснуйте.

4. Каковы основные источники знаний человека о внешнем мире и о самом себе?

5. В чем особенности чувственного познания? Каковы его формы?

6. Что представляет собой рациональное познание? Охарактеризуйте его основные формы.

7. Раскройте существо спора эмпириков и рационалистов. В чем сила и слабость их аргументов?

8. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

А) обновляет знания об окружающем мире;

Б) формирует наглядный образ предмета;

В) осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений;

Г) использует логические умозаключения.

9. К формам чувственного познания относится

А) суждение;

Б) наблюдение;

В) ощущение;

Г) умозаключение.

И чувственное, и рациональное познание

А) формирует знания и представления о предмете;

Б) использует логические умозаключения;

В) начинается с ощущения;

Г) дает наглядный образ предмета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: