Взаимовлияние местности, техники, условий бега и ориентирования

Тема: Техника и тактика пешеходного туризма – преодоление навесных переправ.

Спортивное ориентирование – техника и тактика спортивного ориентирования.

Преодоление переправ через овраг самонаведением. (Ответить на вопросы)

Для преодоления этапа навесная переправа через овраг команда переправляет первого участника на ЦС согласно условий соревнований. Если условиями для первого участника предусмотрен спуск по вертикальным перилам, то:

команда организовывает для первого участника верхнюю командную страховку через тормозное устройство (если предусмотрена судейская перильная веревка, участник заправляет её в свое спусковое устройство и поясной карабин, если такова перильная веревка не предусмотрена команда наводит свою перильную веревку), страховку прищелкивает в грудной карабин, одевает одну рукавицу и фиксирует себя заведя веревку за бедро ниже спускового устройства, после того как убедился что страхующий готов к выполнению своих действий (стоит в устойчивом положении вщелкнутым в петлю самостраховки и в рукавицах, конец страхующей веревки закреплен, второй конец страхующей веревки который вщелкнутый в него проходит через тормозное устройство)выщелкивается с петли самостраховки (При условии ОЗ), одевает вторую рукавицу и фиксирует её на перильной спусковой веревке выше тормозного устройства, начинает движение вниз. После того как участник спустился вниз, он освобождает спусковую веревку и с командной страховкой переправляется на ЦС свободным лазанием, либо осуществляет подъем по склону – для этого он вяжет схватывающую петлю (схватывающий) на судейской перильной веревке вщелкивает ее грудной карабин, и поднимается на ЦС.

Если для первого участника предусмотрен спуск по склону то:

Первый участник либо спускается по предусмотренной судейской перильной веревке, при помощи схватывающей петли (работа в рукавицах при организации движения вниз). Либо команда организовывает свою перильную веревку для первого участника (которая в последствии становится перильной веревкой для навесной переправы).

После того как участник переправился на ЦС команда преступает к фиксации перил (перила должны быть сдвоенные.)

Для этого на ИС основную веревку закрепляют вокруг опоры саму на себя (карабинная удавка) для того чтобы потом организовать вздергивание перильной веревки. В это время, на ЦС участник закрепляет свои концы перильной веревки любым разрешенным регламентом способом (использование полиспаста, либо крепление перил вокруг опоры с использованием узлов (согласно регламента), либо закрепление перил с подкреплением перил узлом из группы проводников. Движение по периллам разрешено только тогда как только нагрузка снята с полиспаста, то есть нагруженный полиспаст не удерживается участниками или устройством.

Для прохождения участников команды так же необходима организация сопровождения участников – один конец сопровождающей веревки крепится в участника, а второй конец закрепляется (вокруг, опоры, в участника который сопровождает и стоит на самостраховке, либо в петлю или ЗСК.) Сопровождение может быть челночным либо кольцевым – для того чтобы была возможность сопровождать участников с обеих сторон этапа.

Транспортировка грузов на этапе осуществляется отдельно от участников.

Последний участник должен организовать вздергивание перильной веревки, для этого он прищелкивает конец вздергивающей веревки в карабинную удавку которая была закреплена на ИС (вздергивающую веревку можно крепить сразу после наведения перил). При том второй конец вздергивающей веревки необходимо переправить на ЦС. После того как последний участник переправился на ЦС, команда развязывает перильную веревку и начинает вытягивать вздергивающую веревку на себя. При необходимости когда к команде дошли карабины с перильной веревкой и вздерге, снимаются карабины, развязываются узлы и продолжают вздергивание перильной веревки за КЛ.

Вопросы:

При организации страховки первого участника на этапе навесная через овраг используют

А) одинарную веревку;

Б) Разрешено использование сдвоенной веревки.

Какими способами первый участник может переправится на ЦС?

Перечислите способы крепления командных перил?

Как осуществляется крепление участника к перимам?

Разрешена ли транспортировка грузов на участниках?

Техника и тактика спортивного ориентирования (Ответить на вопросы):

Техника спортивного ориентирования представляет из себя не просто сумму техники отдельных компонентов. Фактически компоненты влияют друг на друга в такой степени, что приходится говорить уже о новой технике более высокого уровня, чем техника отдельных компонентов.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ МЕСТНОСТИ, ТЕХНИКИ, УСЛОВИЙ БЕГА И ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Техника бега ориентировщика сходна с техникой кроссового бега. Ориентировщик встречает на трассе различные формы рельефа, типа грунта, отчего у него формируется гибкий стиль бега. Кроме того, ориентировщику приходится преодоле­вать упавшие деревья, заросли кустарника, водные преграды, перепрыгивать канавы, заборы. Все это предъявляет высокие требования к его ловкости и силовой выносливости.

Для получения хорошего результата ориентировщик просто обязан экономить время на ориентирование. Что для этого нужно».

Во-первых, сократить время на выполнение каждого основного иди вспомогательного действия ориентирования. Например, определение направления по компасу, чтение и анализ предстоящего участка дистанции с помощью карты, отметка компостером и т.д.

Во-вторых, удлинить расстояние пробега за одну операцию ориентирования.

В-третьих, научиться быстрому, выборочному чтению карты, различая только самые важные ориентиры.

Техника ориентирования состоит из отдельных элементов – ЧТЕНИЕ КАРТЫ. Для правильного чтения карты необходимо сначала иметь понятие о специальных топографических знаках, зарамочном оформлении карты, которое включает в себя масштаб карты (М), высоту сечения горизонталей (Н), дополнительные специфичные для данной карты обозначения, возможно легенды и порядок прохождения КП.

При чтении карты можно получить точную информацию о местности и дистанции, об ориентирах на каждом отрезке трассы, о рельефе, проходимости местности и точках расположения КП.

Быстрое понимание карты, запоминаемость ее данных зависит от квалификации спортсмена, от специальных тренировок памяти и внимания.

В непосредственной близости от КП можно охватить вниманием все детали, которые могут помочь обнаружить призму.

Читать карту можно вперед по ходу движения, так и назад. Необходимо определить свое место расположение на каре.Лучше потрать одну минуту на чтение, чем потом десять минут исправлять ошибку.

Последующее чтение главным образом используется на дистанциях "маркировки", зимнего вида ориентирования.

На дистанции участник наиболее основательно читает карту на старте, вблизи четких ориентиров и после отметки на КП. Здесь используется правило большого пальца. После прохождения ориентира или КП, нужно прижать это место большим пальцем и таким образом вести себя по карте по всей дистанции. Таким образом, не приходится каж­дый раз шарить глазами в поисках нужного места.

Перед чтением карты необходимо ее сориентировать по компасу или линейному ориентиру.

Следующий элемент техники – ЧТЕНИЕ МЕСТНОСТИ.

Нужно запечатлеть в памяти не только общий вид местности, но и вычленить каждый ее объект, нанесенный на карту, причем обратить внимание на самые значительные (дорога, просека, поляна, болото и пр.).

В чтение местности входит и наблюдение за действиями других участников. Бездумное преследование не принесет успеха. Но сопоставление местоположения ориентиров и направления движения участников, их манера поведения часто могут помочь при поиске КП.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ необходимо, прежде всего, для ориентирования карты. Для этого самым верным помощником является, естественно, компас. А при его отсутствии, поломке нужно использовать местные признаки (положение солнца, собственную тень, направление просек, муравейник и т.д.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ по карте осуществляется линейкой, расположенной на компасе и глазомерно. На местности – глазомерно, парами шагов или по времени.

Карта – это изображение местности специальными знаками в определенном масштабе. Если М = 1:15000, то, закрыв два последних нуля становится ясно: 1 см карты соответствует 150 м местности. И так с любым масштабом.

СЧЕТОМ ПАР ШАГОВ измеряется расстояние в закрытой местности, на сравнительно ровном и коротком участке дистанции, для того, чтобы точно выйти на нужный ориентир или КП. Причем используется этот прием обычно в сочетании с азимутальным бегом. На длинном перегоне, когда можно вести себя по заметным ориентирам, нет смысла считать шаги. Кроме того, необходимо каждому, кто пользуется этим приемом точно знать: какова длина его пары шагов в различных условиях, при различной скорости, и сколько пар шагов на 100м дистанции.

Не так точно, но более реально пользоваться приемом ВИЗУАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯРАССТОЯНИЙ. Для этого нужно потренироваться. Сначала прикиньте расстояние до различных объектов на глаз, а затем проверьте себя шагами или мерным шнуром. И гак неоднократно.

Преодолевая дистанцию, находите впереди ориентир (куст, отдельное дерево, характерную ветку дерева и пр.), до которого вы можете глазомерно определить расстояние, преодолевается рубеж, откладывается в памяти (например, 100м) и т.д.При определенном навыке достаточно точно определить расстояние можно по времени, в минутах на километр. Это сугубо индивидуальный показатель, и нужно просто знать: с какой скоростью вы ходите или бегаете в тех или иных условиях. Например, по чистому лесу, по дороге, по болоту, по "зеленке".

Более сложным техническим приемом считается СОПОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ СМЕСТНОСТЬЮ. Всегда нужно быть уверенным в том, где ты находишься и куда ты прибудешь. Нужно стараться найти на карте объекты, которые видны на местности и наоборот, найти на местности тот ориентир, который есть на карте.

Самое сложное – правильно сопоставить, ведь объекты на карте обозначены сверху, как бы с точки зрения птицы. Наилучшим способом такой тренировки является самостоятельная рисовка карты, схема, плана местности. Сначала приблизительно, затем в масштабе, с измерением расстояний и углов.

Корректирование спортивной карты – самая эффективная тренировка чтения карты и вообще процесса ориентирования. Рисовка производится в медленном темпе, когда есть время спокойно и точно измерить углы и расстояния, размеры объектов. Карта сопоставляется с местностью как бы изнутри. Возникает обратная связь. Это приучает во время прохождения дистанции четко читать карту, контролировать расстояние и направление движения. Кто привык к этому, тот заранее знает, что ждет его впереди.

При предполагаемом определении местоположения (маркированная трасса) участник читает карту после прохождения отрезка дистанции. Ранее увиденные объекты он сопоставляет с тем, что видит на карте и таким образом более точно "находит себя" также и в случае блуждания.

ВЫБОР ПУТИ ДВИЖЕНИЯ осуществляется на основе анализа информации, полученной в процессе чтения карты. Оптимальный путь движения – не есть самый короткий путь. "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет." Очень часто эта пословица справедлива, хотя и не везде и не всегда. Все зависит от крутизны склона и проходимости. То же можно сказать о болоте, ложбине, овраге и т.п.

Следует руководствоваться некоторыми признаками (принципами) выбора пути: выбранный вариант должен быть простым и надежным, проходимым за минимальное время или с наименьшей затратой сил. Принципы, как ни странно, противоречивы. На классной дистанции обычно простои и надежный вариант длиннее. Короткий вариант может быть быстрее, но технически более сложным. Есть возможность заблудиться или затратить много усилий.

При выборе пути не бойтесь затратить лишнее время на чтение карты. Хорошо выбранным вариантом можно сэкономить времени больше, чем на чтении.

Способы ориентирования – это способы использования различных приемов техники на различных участках дистанции в разных сочетаниях и комбинациях.

Бег по направлению. Участник бежит в нужном направлении, взятом приблизительно: по положению солнца, по тени, по интуиции, мельком во время бега, посматривая на компас. Этот способ характерен для хорошо проводимой местности, на длинных перегонах, при малом количестве ориентиров, когда нужно быстро добежать до четкого попутного или стопорящего ориентира.

Бег по направлению с чтением карты. Направление также берется грубо, но местность наблюдается, определяется свое местоположение по четким привязкам.

Бег по азимуту. Участник бежит, используя компас. Скорость бега падает, это правомерно при сложном техническом этапе, когда много схожих ориентиров (нагромождение камней, система ямок, бугорков) или наоборот, нет четких ориентиров, однородная местность без рельефа.

Азимутальный бег используется и при наличии узнаваемых ориентиров, но участнику не хочется терять время на чтение карты. Он берет азимут и контролирует расстояние. Азимут помогает и заблудившимся спортсменам выйти на "железную" привязку (к просеке, реке, дороге, краю леса).

Бег по азимуту с чтением карты. К азимутальному бегу прибавляется чтение карты. Собственно, это самый надежный и распространенный способ, однако и самый сложный, т.к. требует большого опыта и затрат времени. Как правило, он используется на плохо видимой местности при большом количестве ориентиров.

Бег по линейным ориентирам. Это способ ориентирования новичков. Участник не пользуется компасом, бежит, читая формы рельефа, площадные, линейные и точечные ориентиры, которые видны друг от друга и легко узнаваемы на карте.

Нельзя использовать какой-то один из способов ориентирования, как бы он вам не нравился. Все зависит от обстановки.

 

ТАКТИКА ОРИЕНТИРОВАНИЯ.

 

Тактика и техника ориентирования столь близки между собой, что некоторые авторы объединяют эти понятия. Хотя различия все-таки есть. Техника ориентирования – это технология приемов и способов ориентирования. Тактика – это выбор и применение технологии и способов в условиях соревнований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: