Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии (таблица 1).
Таблица 1 – Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста
Возраст | Двигательные возможности ребенка |
3 мес | Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет положение своего тела, но движения импульсивные, беспорядочные, неосознанные |
6 мес | Самостоятельно садится. Свободно переворачивается с живота на спину. Пытается ползать на четвереньках. Играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими |
1 год | Самостоятельно ходит. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет |
2 года | Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает, катает) |
3–4 года | Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гимнастической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд |
5 лет | Овладевает целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, передвигается на лыжах по слабопересеченной местности (может преодолевать на лыжах до 1000 м) |
6 лет | Успешно осваивает прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастической стенке, метание на дальность и в цель и др. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В движениях появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений |
|
|
С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50–60 % всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности – среднее количество движений в минуту – составляет примерно 38–41 у детей 2 лет, 43–50 – 2,5 лет, 44–51 – 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала – в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз – до 550–1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.
Бег, прыжки, метания – те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств.
|
|
По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка (таблица 2). Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.
Таблица 2 – Уровень физической подготовленности детей 4–6 лет
Физические способности
| Контрольные упражнения
| Возраст, лет
| Мальчики | Девочки | ||||
Уровень | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
Координационные
| Метание малого мяча с 3 м в горизонтальную цель (отклонение от цели в см) | 4 5 6 | 110-86 70-51 60-46 | 85-55 50-35 45-30 | ˂55 ˂35 ˂30 | 120-91 100-71 80-56 | 90-60 70-40 55-35 | ˂60 ˂40 ˂35 |
Равновесие: стойка босиком на одной ноге, с | 4 5 6 | 2-3 3-5 4-7 | 4-5 6-7 8-10 | ˃ 5 ˃ 7 ˃10 | 2-5 3-7 4-8 | 6-7 8-10 9-12 | ˃7 ˃10 ˃12 | |
Скоростно- силовые | Прыжки в длину с места, см | 4 5 6 | 61–75 91-100 111-122 | 76-90 101-114 123-135 | ˃ 90 ˃115 ˃136 | 61-75 86-98 101-113 | 76-90 99-110 114-125 | ˃ 90 ˃110 ˃125 |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 4 5 6 | 4-8 2-5 2-5 | 9-12 6-9 6-8 | ˃12 ˃ 9 ˃ 8 | 5-9 3-6 2-6 | 10-13 7-10 7-9 | ˃13 ˃10 ˃ 9 |
Силовые | Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (количество повторений за 30 с) Вис на согнутых руках на перекладине, с | 4 5 6 4 5 6 | 9-10 11–13 14-16 3-7 5-11 7-15 | 11-12 14-15 17-18 8-10 12-16 16-24 | ˃12 ˃16 ˃18 ˃10 ˃16 ˃24 | 7-9 10-12 13-14 2-5 4-7 7-10 | 10-11 13-14 15–16 6-8 8-10 11-14 | ˃11 ˃14 ˃16 ˃8 ˃10 ˃14 |