Своеобразие проявления национальных установок

Лекция № 10-11. Механизмы межгруппового восприятия

Основателем теории установки в отечественной научной литературе является Д.Н. Узнадзе, который под установкой понимал определенное психическое состояние, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности».

Исследования Д.Н. Узнадзе показали, что установка является неосознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление. Установки, в отличие от отношений личности, возникнув, первоначально не осознаются и носят автоматический характер. В процессе деятельности установка объективируется, направляется на определенные предметы и становится осознанной.

Социальная установка является специфическим видом фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки:

- является одной из главных характеристик личности;

- имеет оценочную и валентную природу;

- направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности);

- сформирована в процессе социализации и является осознанной;

- за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий стандартизированный опыт — обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью.

Социальная установка имеет определенную структуру, включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент социальной установки представляет собой определенные знания — истинные или ложные — об окружающей действительности или других людях, полученные при восприятии информации о них. Эти знания могут быть туманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информации и опыта людей, специфики их познавательных процессов.

Аффективный компонент социальной установки представляет собой эмоциональное отношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как «положительного» или «отрицательного».

Поведенческий компонент социальной установки представляет собой готовность людей действовать в отношении субъекта с соответствующими знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям.

Существует определенный механизм возникновения и проявления социальных установок. Люди получают первичную информацию об объекте и строят на ее основе некоторый образ. В результате на базе этого образа, часто априорного, у них возникает эмоциональное отношение и готовность действовать по отношению объекту — так формируется установка № 1. Однако в последующем люди сталкиваются с новой информацией об объекте — нейтральной, подкрепляющей имеющийся образ или противоречащей ему. В этом случае установка № 1 будет влиять на отбор информации, ее организацию и оценку.

В определенных условиях установка № 1 при перестройке своего когнитивного компонента-образа (и на этой основе — при перестройке других компонентов) может трансформироваться в установку № 2. Чаще всего, хотя и не всегда, такими условиями выступает непосредственный (или социальный, национальный) опыт обращения людей с объектом и фактор доверия к источнику информации.

Самой устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Национальная установка, как и установка любого другого вида, закрепляется в ходе исторического развития психического склада этнической общности. В результате образуются целые системы фиксированных национальных установок, которые постоянно актуализируются и инициируют своеобразное протекание психических процессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения представителей определенных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме их реагирования на возникающие ситуации.

Основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной этнической общности.

Социальные стереотипы – это некие устойчивые образования, местом локализации которых является бессознательная часть психики людей, но при этом они способны актуализироваться, воспроизводиться в сознании и поведении людей в определенных ситуациях.

Понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ мира в голове человека.

Стереотипы выполняют следующие функции:

- упорядочение информации;

- экономия усилий человека при восприятии сложных социальных объектов;

- защита ценностей, позиций и прав человека;

- ориентация человека в море социальной информации;

- помощь человеку в сохранении высокой самооценки.

Х арактеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение:

- стереотипы являются результатом стереотипизирования, т.е. когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане - консервативны, немцы -педантичны);

- стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора, когда о своей группе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а о «чужой» — наиболее неблагоприятная;

- стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, и индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания;

- стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться, поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, которые соответствуют этим стереотипам.

Понятие социального стереотипа включает в себя следующие характеристики:

• могут использоваться людьми для характеристик обширных человеческих групп (или «социальных категорий») недифференцированными, грубыми и пристрастными категориями;

• оставаться стабильными в течение очень длительного периода времени;

• изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

• становиться более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

• усваиваться очень рано и использоваться детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

Этнические стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов и понимаются как относительно устойчивые, упрощенные, схематизированные и эмоционально-окрашенные образы и мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе, которые с легкостью распространяются на всех представителей этой группы.

 

 

Этнические стереотипы имеют следующие характеристики:

• носят эмоционально-оценочный характер, когда представители взаимодействующих этнических групп испытывают по отношению друг к другу чувства различной модальности, а также демонстрируют свое отношение через оценку качеств друг друга;

• могут иметь различные полюсы, т.е. быть как негативными, когда стереотип составляют отрицательные качества, приписываемые представителю того или иного этноса, так и позитивными, когда стереотип включают в себя исключительно положительные качества.

Под гетеростереотипами понимаются определенные устойчивые представления одной группы относительно одной или нескольких других гр упп. Гетеростереотипы имеют следующие особенности:

• могут формироваться как в отношении хорошо известных этносов, с которым стереотипизирующая группа имеет непосредственные тесные контакты, так и в отношении этносов, не входящих в систему ее межэтнического взаимодействия;

• могут состоять из небольшого количества поверхностных представлений, если относятся к тому этносу, с которым стереотипизирующая группа не имеет контактов или их взаимодействие проистекает на минимальном уровне;

• чаще всего носят отрицательный, негативный эмоциональный оттенок, т. е. являются негативными представлениями, описывающими представителей других народов.

Автостереотипы — это совокупность представлений членов этноса о самом себе и своей этнической группе. Автостереотипы имеют следующие особенности

• чаще всего имеют положительный эмоциональный оттенок; формируются в результате психических процессов у самих членов той или иной этнической группы;

• могут возникать на основе тех представлений, которые создали о данной этнической группе представители других этносов, и такие автостереотипы могут приниматься или не приниматься этой группой.

Любые стереотипы (как социальные, так и этнические) содержат в себе элементы оценочных суждений, которые могут иметь как положительный (позитивный), так и отрицательный (негативный) оттенки.

Под стереотипами поведения понимаются такие стереотипы, которые вырабатываются каждым этносом в процессе его жизнедеятельности на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях, и эти стереотипы для каждого этноса уникальны.

Стереотипы поведения имеют следующие характеристики:

- выполняют функцию предоставления членам этноса общепринятых моделей поведения в тех или иных стандартных ситуациях;

- являются устойчивыми, регулярно повторяемыми элементами образа жизни, которые, обладая определенной социальной значимостью, тем не менее не несут какого-то событийного характера и не осознаются носителями поведения как поступки;

- включают в себя набор типовых программ и схем поведения, которые нивелируют тенденции к индивидуализации поведения и сдерживают рост его вариативности и тем самым сохраняют этнос как единое целое, а также способствуют формированию этнической идентичности представителей данного народа.

Этноцентризм, как социально-психологическое явление

 

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

Известным примером внутригруппового фаворитизма является этноцентризм – предпочтение своей этнической группы (ввел в 1906 г. У. Самнер, по мнению которого, этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее»).

Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума». Эталонами могут рассматриваться: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п.

Основные показатели этноцентризма по М. Бруэр и Д. Кэмпбелл:

- восприятие элементов своей культуры, как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

- рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

- представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Как любое другое социально-психологическое явление этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем абсолютно неприемлемо.

Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Но этноцентризм может проявляться в самых разных степенях выраженности. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических.

Другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например, полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учитывать социальные факторы. На степень его выраженности более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфункциональным для индивида и группы. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: