Мотивация
3. Содержательные теории мотивации
4. Процессные теории мотивации
Содержательные теории мотивации
Содержательный подход к мотивации объединяет группу концепций, которые утверждают, что основной причиной деятельности людей является стремление удовлетворять потребности.
1. Концепция иерархии потребностей А. Маслоу выделяет пять уровней потребностей:
- физиологические (в пище, жилье, отдыхе и др.), Удовлетворение которых с помощью минимальной заработной платы и хороших условий труда обеспечивает человеку элементарное выживание;
- потребности в безопасности и уверенности в будущем, которые удовлетворяют с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень (это позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд), а также работы в организации, предоставляющей сотрудникам социальные гарантии;
- потребности в поддержке со стороны окружающих, принадлежащих к той или иной общности людей (для их удовлетворения необходимо участие в совместной работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей);
|
|
- потребности в самоутверждении, признании с другими, которые удовлетворяют путем завоевания авторитета, известности, получения публичного одобрения; потребности в самовыражении и реализации своих потенциальных возможностей (причем независимо от внешнего признания). Для их удовлетворения человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения задач. Маслоу считал, что потребности высших уровней не могут активизировать людей, пока не будут удовлетворены их первичные потребности (первых двух уровней); чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами к активной деятельности; неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а довольны перестают влиять, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности.
2. Концепция приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда в качестве стимулирующих выделяет:
- потребности в успехе как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем раньше;
- потребности в причастности, которые реализуются через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки;
- потребности во власти (административной, авторитета, таланта и т.п.), выражается в стремлении влиять на поведение людей, брать на себя ответственность за их действия.
3. Концепция ERG К.Альдерфера выделяет как стимулы:
- потребности существования (примерно соответствуют двум нижним уровням потребностей Маслоу)
- потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третий, а также частично второй и четвертый уровни;
|
|
- потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним потребностям с концепции Маслоу.
4. Двухфакторная модель Ф. Герцберга исходит из того, что мотивирует не только радость, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Последние разделены на две группы: мотивационные (в признании, успеха, творческом росте, продвижении по службе и др.) И «гигиенические», связанные с условиями труда (в заработке, вознаграждении, состоянии внутренней среды и т.п.). В результате исследований Герцберг сделал следующие практические выводы:
- возможность удовлетворения мотивационных потребностей стимулирует рост результативности труда, но отсутствие такой возможности людей не расхолаживает;
- недостаточное удовлетворение «гигиенических» потребностей снижает стимулы к труду, но удовольствие еще не означает появления активности;
- поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление чувства неудовлетворенности, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение мотивационных факторов;
- между степенью удовлетворения отдельных потребностей и общим состоянием удовлетворенности или неудовлетворенности не всегда имеет место однозначная зависимость, потому что недостаточное удовлетворение одних потребностей может компенсироваться избыточным удовольствием других. Как показала практика, слабость содержательных концепций мотивации заключается в том, что они не учитывают субъективные моменты, которые влияют на поведение человека: оценку им ситуации, собственных возможностей, справедливости вознаграждения и др.
Процессные теории мотивации
Согласно процессного подхода как мотивы человеческой деятельности выступают не только потребности, но и ожидания относительно возможности их удовлетворения, выполнения необходимой работы, ее справедливой оценки и др. В его рамках выделяются следующие теории:
1) теория ожидания В. Врума, согласно которой кроме потребностей человеком движет надежда на то, что она сможет справиться с поставленной задачей; ее успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден; предполагаемая вознаграждение будет соответствовать ожиданиям. Количественная оценка степени заинтересованности человека определенной деятельности интегрирует в себе оценки вероятности наступления перечисленных событий;
2) теория справедливости Дж. Адамса, которая утверждает, что на мотивацию человека влияет оценка справедливости вознаграждения результатов ее деятельности по сравнению с расходами (в них включаются не только усилия по выполнению работы, стаж в организации, уровень квалификации, возраст, социальный статус и др.), а также по сравнению с оценками и вознаграждением других людей, выполняющих аналогичные функции.
Если в результате человек видит, что к ней подходят с той же меркой, что и к другим, и вознаграждение справедливая, она чувствует себя довольной и будет соответственно работать. Если же нарушения выявляются, а тем более становятся хроническими, человек начинает «восстанавливать справедливость» путем выдвижения дополнительных требований, использование противоправных способов увеличения дохода; регулирования производительности; перехода в другое подразделение или увольнение.
В то же время если людям переплачивают, свое поведение они менять не склонны. Поэтому необходимо иметь четкие критерии вознаграждения, учитывающие психологию людей, открыто обсуждать спорные вопросы, связанные с ними, исключать какие бы то ни было тайны относительно его размера, поддерживать благоприятный моральнопсихологичну климат в коллективе;
|
|
3) теория постановки целей Э. Лока исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовольствие от выполнения работы, которая в этом нуждается. Ее результативность во многом определяется расположением человека к целям, их ясностью, приемлемостью, справедливостью оценок;
4) теория партисипативного управления предполагает, что человек получает удовольствие от участия в делах организации и в результате работает не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности. Ее основными положениями являются:
- получение работниками права самостоятельно выбирать способы выполнения работы (технология, график) и осуществлять текущий контроль;
- привлечение их к выработке социальной политики, решения кадровых проблем, консультирование в специальных вопросах, участия в творчестве;
- формирование подразделений на основе неформальных групп с учетом мнения работников;
5) теория трудовой мотивации Аткинсона говорит, что поведение работника является результатом взаимодействия индивидуальных качеств личности, ситуации и ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, предотвращению неудач. Эти мотивы формируются в результате учебы и работы.
6) теория Портера и Лоулера считает, что на поведение человека влияют пять переменных: усилия, восприятие, результаты, вознаграждение, степень удовлетворенности. Человек оценивает вероятность выполнения поставленной задачи и получения за это вознаграждения, его привлекательность для себя. Это определяет его готовность выполнять работу и прикладывать определенные трудовые усилия (на них влияют также свойства личности работника, отношение его к своим обязанностям).
Достижения необходимого уровня результативности может повлечь внутренняя вознаграждение (удовлетворенность от проделанной работы, уверенность в себе, самоуважение), а также внешняя (премия, продвижение с учетом возможностей организации). Полученная награда оценивается с точки зрения справедливости и с учетом внутренней удовлетворенности от проделанной работы, определяет степень общей удовлетворенности работника, формирует его будущие ожидания.
|
|
7) теория подкрепления (усиление мотивации) В. Скиннера утверждает, что поведение человека обусловлено последствиями действий в похожей ситуации в прошлом (положительными, отрицательными, нейтральными). Стремясь избежать наказания или заслужить поощрение, она сохраняет поведение или меняет ее в необходимую сторону. С этой целью предлагаются такие способы воздействия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание. Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, которые имеют положительную направленность.
При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например, прогулов. Но оно может вызвать не только желательны, но и непредвиденные и негативные реакции, положительное же подкрепление - только желательны. Тушение - это отсутствие подкрепления действий, их игнорирование, в результате чего они сами по себе затухают.
Наконец, наказанием является прямое воздействие с целью изменения поведения, направленное на прекращение негативных действий, недопущения их в будущем. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы), психологической изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижение в должности и т.п.
Выделяют следующие разновидности подкрепления:
- непрерывное подкрепление предполагает, что оно нужно за каждым действием;
- перемежающаяся подкрепления состоит в том, что стимул нужен не по всем результатам, а через строго определенное их число;
- подкрепление с фиксированным интервалом предполагает, что стимулирование происходит за первым результатом по истечении определенного времени;
- подкрепление с переменным интервалом предполагает, что стимул нужен за первым результатом по истечении случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная, устойчивая к тушению реакция;
- подкрепление авансом, обязывающее человека работать лучше.
Контрольные вопросы единичного выбора ответов
1. К какой категории потребностей Маслоу отнес желание быть частью группы:
а) систематические;
б) социальные;
в) ситуационные;
г) самовыражения;
д) самоудовлетворения?
2. Двухфакторной модели потребности разделяют на:
а) гигиенические и физиологические;
б) мотивационные и гигиенические;
в) гигиенические и социальные;
г) гигиенические и психологические;
д) мотивационные и физиологические.
3. Какие из следующих категорий потребностей относятся к вторичным:
а) безопасности, уважения, социальные;
б) самовыражения, социальные, уважения;
в) физиологические, социальные, безопасности;
г) самовыражения, безопасности, социальные;
д) уважения, безопасности, физиологические?
4. Какие из нижеперечисленных категорий потребностей относятся к первичным:
а) физиологические, безопасности;
б) физиологические, социальные;
в) физиологические, уважения;
г) физиологические, самореализации;
д) физиологические, гигиенические?
5. По одной из теорий мотивации к вторичным потребностям относят:
а) гигиенические и безопасности;
б) безопасности и уважения;
в) физиологические и гигиенические;
г) власти и успеха;
д) власти и безопасности
6. Кто из ученых создал теорию Х/У:
а) Мак-Клейланд
б) Врум
в) Маслоу
г) Макгрегор
д) Герцберг?
7. Из широкого спектра потребностей один из теоретиков выделил три наиболее значимые, это:
а) власть, успех, причастность;
б) власть, успех, достижения;
в) власть, успех, безопасность;
г) власть, уважение, безопасность;
д) причастность, достижения, безопасность.
8. У какого ученого имеет место иерархичность потребностей:
а) Врума;
б) Герцберга;
в) Маслоу;
г) Мак-Клейланда;
д) Мак-Грегора?
9. Что понимал под теорией X один из теоретиков менеджмента:
а) подход;
б) учение;
в) категорию;
г) метод воздействия;
д) категорию работников.
Контрольные вопросы множественного выбора ответов
1. Что понимают под мотивацией в менеджменте:
а) побуждение к деятельности;
б) внутренний толчок к работе;
в) удовлетворения потребностей;
г) побуждение и принуждение?
2. Какие ассоциации возникают с теорией У:
а) речь о активных людей;
б) речь о инициативных работников;
в) речь о пассивных людей;
г) речь о дифференциации работников?
3. Какие из теорий, не входящих в теории психологической мотивации:
а) ожиданий Лоулера;
б) несправедливости;
в) производительности;
г) потребностей:
4. Двухфакторный модель мотивации разработал:
а) Макгрегор;
б) Мейо;
в) Герцберг;
г) Маслоу;
д) Мак-Клейланд.
Контрольные вопросы упорядоченного выбора ответов
1. Автор пирамиды потребностей иерархию построил в такой последовательности:
а) физиологические;
б) самовыражения;
в) уважения;
г) безопасности;
д) социальные.
2. Систематизируйте события, повязкам связанные с эволюцией понятия мотивация, закончив предложение:
а) от зарождения организаций к середине XIX в. существовал единый принцип -...
б) с середины XIX в. к работам Ф. Тейлора, распространилась идея...
в) 20-30-е гг. XX в. эксперименты Э. Мэйо показали, что...
г) 40-50-е гг. XX в. развитие теорий содержания дополнил знания...
д) шестидесятых гг. до нашего времени - развитие теорий процесса доказал, что...